Бойню в Донбассе развяжут к 9 мая. Украинские власти готовы в рамках новой операции провести «освобождение» территории. Украина может начать наступление на республики Донбасса после официального завершения т.н. «антитеррористической операции». Об этом в интервью «Би-би-си Украина» заявил министр обороны страны Степан Полторак. Заявления Полторака подтверждает жуткая статистика: только за последние сутки, 24 апреля ВСУ 43 раза обстреляли Донецкую республику и восемь раз — Луганскую республику. Под огонь попали десятки населенных пунктов. Значит ли это, что полноценная война охватит вскоре весь Донбасс и избежать ее точно не удастся?
По словам Полторака, что министерство обороны уже подготовило «органы военного управления, которые будут выполнять задачи в Донецкой и Луганской областях».
«Были проведены учения, и буквально во время разговора с вами осуществляется передислокация органов военного управления, замена частей и подразделений, реструктуризация воинских частей и их замена», — сказал он.
Кроме того, он отметил, что командующий Объединенными силами генерал-лейтенант Сергей Наев будет управлять подготовкой и руководством всех сил обороны — ВСУ, СБУ полиции, Национальной гвардии и пограничников. По словам министра, он должен «освободить территорию от оккупантов и защитить территориальную целостность Украины».
Напомним, что 13 апреля президент Украины Петр Порошенко объявил, что с 30 апреля так называемая антитеррористическая операция в Донбассе будет «переформатирована» в военную. По его словам, изменение формата операции «кардинально меняет организацию управления военной структурой», предоставив Вооруженным силам Украины дополнительные полномочия и контроль над подразделениями Нацгвардии, Службы безопасности Украины и Нацполиции.
После 30 апреля, как известно, начинается череда майских праздников, которые традиционно объединяли наши народы. Почему бы не привязать все к 9 мая?
Обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов считает, что ничего нового Полторак не заявил.
— То есть он сказал, что в случае «странной войны», какая происходит сейчас, дополнительные подразделения не нужны. А если решат идти вперёд, подгонят очередное «пушечное мясо» для новых «котлов».
«СП»: — Чего вообще было ждать окончания «АТО»? В рамках «АТО» не могли начать? Для чего вообще эта смена формата?
— Смена формата нужна для того, чтобы придать видимость законности военному преступлению под названием «АТО». При этом украинские власти тем самым открыто признали: все, что они творили в Донбассе последние четыре года, было вне закона и не соответствовало Конституции Украины. Так что уже сейчас всех участников «АТО» можно смело называть военными преступниками.
«СП»: —В чем разница между «стабилизацией» и «освобождением территории»?
— Видимо, «стабилизация» — это топтание на месте, а «освобождение территории» — это попытка загнать очередные украинские части в мясорубку.
«СП»: — Полторак подчеркнул, что командующий Объединенными силами генерал-лейтенант Сергей Наев будет управлять подготовкой и руководством всех сил обороны — ВСУ, Службы безопасности Украины, полиции, Национальной гвардии и пограничников. Он должен «освободить территорию от оккупантов и защитить территориальную целостность Украины». Полторак возлагает такую ответственность на одного человека? Рассчитывает, что тому удастся сделать то, чего не удалось ни ему, ни его предшественнику?
— Полторак заранее возлагает на Наева ответственность за разгаром. Потому что прекрасно понимает, чем может закончиться очередное авантюрное наступление ВСУ.
По словам руководителя Центра исследований гражданских и военных конфликтов Игоря Волина, конфликт на Донбассе должен был приблизиться к стадии логического завершения.
— И власти Украины видимо решили эту стадию приблизить. Придя к выводу, что на данный момент «АТО» не принесло ожидаемых результатов, украинские военные очевидно подготовили новый план действий на территории Донбасса.
«СП»: — В рамках «АТО» не могли начать подобную операцию?
— Такая информация может свидетельствовать о изменении формата войсковой операции ВСУ на Донбассе. Если раньше украинское правительство преподносило конфликт как борьбу с терроризмом, отсюда, собственно, и название АТО, то теперь возможно все действия будут признаны полноценной войсковой наступательной операцией, цель которой освободить территории подконтрольные врагу. То есть они открыто признают жителей ЛДНР своим врагом.
«СП»: — В чем разница между «стабилизацией» и «освобождением территории», о которых говорит Полторак?
— «Стабилизация» обстановки может выглядеть как более плавное прекращение этого конфликта, например, с соблюдением каких-либо договоренностей и правил. А крупномасштабная операция по «освобождению» всей неподконтрольной Украине территории Донбасса, наоборот будет и более масштабной по количеству жертв и естественно ни о каких прежних договоренностях и речи не будет. Для второго варианта разумеется потребуется больше живой силы, ведь все помнят о потерях укроармии в 2014 году. Сейчас же, в силу различных факторов, эта цифра вырастет в разы.
«СП»: — По словам Полторака, министерство обороны уже подготовило «органы военного управления, которые будут выполнять задачи в Донецкой и Луганской областях», проводятся учения. Насколько, по-вашему, украинская армия реально готова к полноценному вторжению и оккупации территории?
— Очевидно, что украинская армия стала намного боеспособнее, чем в начале этого конфликта. Это логично, ведь вооруженные силы получили ценнейший боевой опыт. Но не стоит забывать, что и армии народных республик все это время совершенствовались и так же получали подобный опыт. Таким образом народное ополчение трансформировалось в полноценную армию, готовую отразить даже крупномасштабную атаку укровояк. Так что говорить о возможности полного захвата ВСУ территорий ЛНР и ДНР пока рано.
«СП»: — Подобные заявления вынудят республики повысить безопасность? Готовы ли они к новой операции ВСУ?
— Увеличение уровня безопасности в республиках и повышение боеготовности их вооруженных сил объективная мера, которая должна быть произведена после подобных заявлений от Украины. Конечно, со сторону украинских властей довольно часто можно услышать громкие заявления, оказывающиеся в конечном итоге пустым звуком, возможно и в этом случае будет так, однако готовым нужно быть к любому варианту развития событий.
— Заявление Полторака — это словесное недержание, вызванное желанием быть страшным и держать всех в напряжении, — считает политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Стратегия Киева заключается в искусственно наращиваемой милитаризации. Чем хуже ситуация в стране, тем больше разговоров о войне. Логики у этих выступлений давно нет. Потому что если связать воедино все последние заявления и решения Киева, то наступать он решает на Россию — она же как мы знаем, напала на Украину. Как обычно, скорее всего, такая боевитость связана с требованием новых финансов у запада.
«СП»: — Полторак говорит о возможности «стабилизации» или «освобождения территории»…
— Такие вот командиры в украинской армии, они вводят в оборот новую военно-политическую терминологию, которую сами понять не могут. Кто его знает, что он имеет в виду. Главное — погрознее выступить.
«СП»: — Чем вообще, по-вашему, вызвана смена формата операции?
— Украина понимает, что никакие законные форматы не объясняют, почему сегодня идут боестолкновения на Донбассе. Никакие минские соглашения это не регулируют. Никакие законы.
«СП»: — По словам Полторака, министерство обороны уже подготовило «органы военного управления, которые будут выполнять задачи в Донецкой и Луганской областях», проводятся учения. Насколько, по-вашему, украинская армия реально готова к полноценному вторжению и оккупации территории? А насколько готовы к нему республики?
— Думаю, на Донбассе готовы к войне, не разбрасываясь при этом дурацкими заявлениями. К сожалению, если сейчас война состоится, она будет куда масштабнее чем до сих пор. Потому что армия ДНР будет ставить перед собой задачу полный разгром украинской армии. Для Киева это означает, что нужно строить планы вовсе не по наведению порядка на Донбассе, а по переводу всей страны на военные рельсы. Война будет идти за пределами ДНР и ЛНР, потому что никто агрессора туда не пустит.
«СП»: — Под каким предлогом может начаться вторжение?
— Войну легко начать под любым предлогом. Украина ценит искусство провокации — вот с неё и может начаться. Уже говорили про провокацию на тему химии, почему бы и нет. Они будут в любом случае создавать ситуацию виновности России.
«СП»: — Какую реакцию в мире вызовет это заявление? Стоит ли пытаться привлечь к нему внимание? Как вообще реагировать Москве, Донецку и Луганску?
— Особого секрета тут нет. Надо заставить мир объективно относиться ко всему, что делает сегодня киевский режим, преступный по своей сути, опасный для всей Европы. В этом смысле, конечно, главный шанс на упреждение войны — решение запада о замене Порошенко на кого-то другого. А такие процессы активно идут. Надо успеть убрать эту трагикомическую хунту до наступления трагедии".