Такого тесного военного и военно-технического сотрудничества как с Республикой Беларусь у России нет ни с одной другой страной мира.
На сегодняшний день такого тесного военного и военно-технического сотрудничества как с Республикой Беларусь у России нет ни с одной другой страной мира. Мы не только состоим в военном альянсе ОДКБ, проводим регулярные совместные военные учения, но нам ещё и удалось достичь высокого уровня кооперации предприятий оборонной промышленности. При всех несомненных различиях в размере экономики, численности населения и так далее, наши оборонно-промышленные комплексы удачно дополняют друг друга, а опыт совместного проживания в границах одной большой страны, позволяет одинаково оценивать главные вызовы нашей национальной безопасности. Однако говорить о достижении глубочайшего уровня военного взаимодействия пока преждевременно. Создание совместных воинских частей, новых производств и современных образцов вооружения, унификация законодательства – вот те направления, в которых ещё есть резерв для укрепления союзных отношений.
Тесные связи
После распада СССР Белоруссии досталось множество высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса — особенно в сфере оптики, электроники, лазерной техники, производства радаров. В отличие от российских коллег образца ранних 90-ых А. Г. Лукашенко не проводил конверсию ОПК и тем самым сумел сохранить множество ключевых производств, покупателем продукции которых сегодня выступает Россия и другие страны.
Например, один из ключевых компонентов стратегических ядерных сил РФ - сухопутный подвижный комплекс "Тополь-М" представляет собой пусковую установку стратегической баллистической ракеты 15Ж55 на специализированном восьмиосном колесном шасси МАЗ-7923 производства Минского автомобильного завода.
На шасси МЗКТ-7930 размещаются оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», береговые противокорабельные комплексы «Бал-Э», «Берег» и «Бастион», ЗРК С-400. Шасси МЗКТ-6922 применяются в российских ЗРК «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э». Наконец, на минских «колёсах» ездят российские стратегические ядерные ракеты РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и PC-24 «Ярс» (шасси МЗКТ-79221), а также РС-26 (шасси МЗКТ-79291).
Не менее важным было (и остается) взаимное сотрудничество в области оптических систем, прицельно-навигационного оборудования (в том числе, морского и авиационного) и систем связи, в первую очередь - кодированной, уровня тактического звена.
Как и в советское время, Белоруссия остаётся важной ремонтной базой военной и гражданской техники для России. Так «558-й Авиационный ремонтный завод», который находится в городе Барановичи и специализируется на модернизации боевых вертолётов и самолётов имеет контракты с Россией, а недавно
получил лицензию от холдинга «Вертолёты России» на капитальный ремонт вертолётов типа Ми-8/17.
Значимым являлось взаимное сотрудничество и в чисто военной области. Например, даже после вывода с территории РБ перешедшего под российскую юрисдикцию ядерного оружия СССР, а также частей воздушно-десантных, сухопутных, военно-воздушных сил, подразделений инженерных войск, частей ГРУ МО РФ, противовоздушной обороны и электронной борьбы, специальным межправительственным соглашением в Беларуси остались две российские воинские части: в/ч 03522 ВКС РФ (оно же - Отдельный радиотехнический узел "Ганцевичи") и 43-й узел связи ВМФ. Первый входит в российскую глобальную систему предупреждения о ядерном нападении, второй обеспечивает постоянную радиосвязь Главного штаба российского флота с кораблями и подводными лодками в акватории Балтийского моря и Атлантического океана. Кроме них продолжает работать военное представительство 1281, сотрудники которого обеспечивают госприемку продукции белорусских предприятий, участвующих в выполнении российского оборонного заказа.
Кроме того, на основании Соглашения о подготовке военных кадров ОДКБ от 2005 года в военных вузах России проходят обучение курсанты и офицеры из Белоруссии. В российском детском центре «Орлёнок»
проходят ежегодные военно-патриотические смены Союзного государства.
Анализ военных доктрин Беларуси и России – угроза одна
Любое государство мира формирует свои вооруженные силы на основании национальной военной доктрины, как документа, содержащего в себе в наиболее концентрированном виде итоговые представления о составе, объеме, масштабе, характере и динамике развития в будущем всех военных угроз. Таким образом, анализ военных доктрин России и Беларуси позволяет внести ясность в логику их военного строительства, а также оценить степень возможностей, как национальных вооруженных сил стран отдельно, так и в рамках Союза.
Так, в частности, белорусская военная доктрина носят ярко выраженный оборонительный характер и постулирует отсутствие у РБ какого-либо четко обозначенного противника. Глава "Основы военной политики Республики Беларусь" действующей военной доктрины страны начинается пунктом, гласящим: "Провозглашая Военную доктрину, носящую сугубо оборонительный характер, Республика Беларусь исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником". Хотя при этом, в разделе "Основные военные опасности", среди традиционных для нынешнего времени терроризма, экстремизма и оружия массового поражения, в качестве источника угрозы упоминается расширение (создание) в Европейском регионе военно-политических союзов, в которые не входит Республика Беларусь, либо присвоение ими глобальных функций. Тем самым делается прямой намек на Североатлантический альянс, как единственный такой союз, полностью подходящий под приведенное описание. Других, аналогичных по сути, смыслу и масштабу, военных организаций в Европе не существует. Тем не менее, основополагающий документ национального военного строительства не конкретизирует НАТО в качестве противника, а задачей вооруженных сил определяет только оборону собственной территории. Возможность участия белорусской армии в любого рода конфликте за пределами государственных границ РБ не упоминается. Однако в конце 2012 года президент А. Лукашенко своим указом
одобрил проект соглашения с РФ, согласно которому белорусские подразделения специального назначения смогут принимать участие в контртеррористических операциях на территории России, а российский спецназ — на территории Беларуси.
В свою очередь, в военной доктрине Российской Федерации наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями прямо указывается в качестве одной из основных внешних военных опасностей. Кроме того, угрозой считаются имеющие тенденцию к силовому решению сохраняющиеся на данный момент региональные конфликты. Важно отметить, что таковыми военная доктрина РФ считает и те, которые территориально непосредственно к границам России не примыкают.
На первый взгляд складывается ощущение несовпадения во взглядах доктрин на характер военной угрозы и способы реагирования на нее. И основания для подобной оценки действительно существуют. Беларусь рассматривает использование армии только в качестве крайнего средства строго для отражения иностранного военного вторжения на территорию страны, в то время как Россия считает целесообразным купирование военными средствами внешних угроз для недопущения самого иностранного вторжения на российскую территорию.
Однако, при всех упомянутых различиях, в рамках одного региона, - а именно западного направления, - интересы и угрозы обеим странам полностью совпадают. Это нашло отражение национальных военных доктринах, рассматривающих сотрудничество в рамках СГ в качестве важного инструмента обеспечения национальной безопасности.
Главный военный вызов для Союза
Следует признать, что в настоящее время для обеих стран Союза угроза со стороны НАТО возрастает. Хотя формально Альянс и говорит о своем миролюбии, фактически, с 1990 года по настоящее время он сдвинул свою границу более чем на 2 тыс. километров на восток. Объединение Германии в 1990 году привело к тому, что в состав Альянса вошла территория бывшей ГДР. В марте 1999 года членом НАТО стала Польша. В марте 2004 года в Североатлантический блок вошли сразу семь стран: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. В следствии чего произошло непосредственное соприкосновение границ НАТО и СГ. При этом на протяжении последних трех лет наблюдается усиление концентрации военных сил Альянса на восточном направлении. Оно состоит из трех параллельных операций.
Источник: tass.ru
В рамках общей деятельности Альянса с 30 марта 2004 года и по настоящее время ВВС НАТО проводят "Балтийское воздушное патрулирование". Под таким наименованием в русскоязычных материалах упоминается операция Baltic Air Policing. В ее рамках ВВС стран-участниц на ротационной основе выделяют группировку ударной авиации для патрулирования воздушного пространства прибалтийских государств, а также прилегающей акватории Балтийского моря продолжительность от трех до четырех месяцев. Общая численность "патруля" доведена до 12 машин. С 2013 года в патрулировании участвуют 14 из 28 членов НАТО. В 2014 в операции на постоянной основе участвуют еще ВВС Канады, а с 2015 года - Венгрии и Италии. Базирование патрульных сил осуществляется на аэродроме Зокняй в Литве, прошедшем модернизацию и расширение своих технических возможностей стоимостью в 7 млн. евро. Кроме нее, с 2014 года патрули ВВС НАТО используют авиабазу Эмари в Эстонии. Месяц патрулирования неба Прибалтики обходится Альянсу в 20 млн. евро.
Балтийский воздушный патруль является прямым следствием расширения границ Альянса в восточном направлении и включения в его состав новых территорий. Сама практика воздушных патрулей существовала и ранее. Так, например, бельгийская авиация патрулирует небо над Люксембургом, самолеты США и скандинавских стран - Исландию, ВВС Греции и Италии - Албанию и прилегающую акваторию Средиземного моря. С 1 мая 2014 года, в рамках патрульных операций НАТО, на базу в Мальброке четыре многоцелевых истребителя Rafale перебросила Франция и шесть канадских CF-18 - дислоцированы на базе в Румынии.
Кроме того, Командование воздушными силами НАТО на Центральном театре военных действий (авиабаза Рамштайн, Германия) и Объединенный центр воздушных операций в Удеме с 2008 года проводят постоянные учения BRTE (Baltic Region Training Event), целью которых является освоение авиацией военного блока воздушного пространства прибалтийского региона. В рамках учений международных сил Ramshtein Alloy 5 пилоты отрабатывают действия по отражению внешнего нападения, перехвату воздушных целей и проведение поисково-спасательных операций в Балтийском море.
Не смотря на формально совершенно мирное наименование и декларируемые цели, как патрулирование, так и учения серии Ramshtein Alloy 5, направлены не только на освоение новых авиабаз и специфики оперирования в регионе, они позволяют отрабатывать методики внезапной концентрации ВВС Альянса на любом направлении и создании на отдельном ТВД ударной авиационной группировки темпами, превышающими способности противника по принятию соответствующих мер отражения угрозы.
В сущности вся стратегия Альянса строится на блицкриге, то есть опережении противника в темпах накопления необходимых сил и средств в регионе и нанесении упреждающего удара в тот временной период, пока противник еще только реагирует и развернуть необходимые силы не успел. Тем самым, даже при общем паритете возможностей сторон в целом, на отдельном локальном участке создается подавляющее превосходство, опираясь на которое достигается успех первого удара и развития наступательной операции с темпами, заведомо превосходящими возможность оппонента успевать за темпом развития событий.
Инфраструктура НАТО в Европе. Источник: ria.ru
Второй составляющей следует считать рост прежде всего антироссийской военной истерики в прибалтийских странах. Хотя безосновательность тезиса о российской военной угрозе для Прибалтики совершенно очевидна, для правящих элит Литвы, Латвии и Эстонии он служит прекрасным инструментом получения по их масштабам весьма существенной финансовой помощи из фондов Альянса. Говоря об угрозе с Востока, Прибалтика требовала размещения на своей территории военных контингентов НАТО и получила их. Вместе с ними пришли и деньги на совершенствование существующей и создание новой инфраструктуры для размещения воинских частей и техники. Для стагнирующих экономик стран Прибалтики они рассматриваются как серьезный драйвер экономического роста национальных экономик, в особенности местных. Но преподносится все, безусловно, лишь как неизбежные и остро необходимые меры по отражению российской военной угрозы, в рамках которых в Прибалтику прибыли четыре батальона НАТО.
Изначально предполагалось привлечение батальонов из состава ВС США, Великобритании, Германии и Канады. Но в итоге на все той же ротационной основе в Прибалтике происходит размещение сводных частей практически всех стран-участниц.
К примеру, на базе в Адажи в Латвии с мая 2017 года начал прибывать испанский контингент. Как пишет испанская пресса, впервые, со времен Голубой дивизии (1941 - 1943 года) испанские войска приблизятся к российской границе ближе 200 километров. Испанский экспедиционный батальон вольется в состав тактической группы (по российской терминологии - батальонной тактической группы) численностью в тысячу "штыков", состоящей из контингентов ВС Польши, Италии. Словении и Албании, под общих командованием Канады. На вооружении батальона находятся основные боевые танки Leopard, боевые машины пехоты Pizarro, самоходные минометы и противотанковые комплексы Spike на базе бронетранспортеров, а также подразделение с БПЛА разведывательного и ударного назначения.
По аналогичной схеме сформированы батальонные тактические группы НАТО, развернутые в Литве и Эстонии. Так, в частности, "литовский" батальон сформирован из норвежского, голландского, бельгийского и немецкого контингентов, где численность солдат Бундесвера достигает почти половины (450 военнослужащих) из общего состава группировки.
На первый взгляд развертывание всего четырех батальонных тактических групп на линии соприкосновения общей протяженностью свыше шестисот километров на общий стратегический баланс влияет мало. Однако следует учесть, что смыслом всей операции является не столько отражение мифической военной угрозы с востока, сколько отработка логистики переброски воинских частей и техники на новый театр военных действий, подготовка и освоение инфраструктуры их размещения, организации материально-технического обеспечения и снабжения, а также боевое слаживание сводных многонациональных частей. Последнее особенно важно, так как до конца 90х - начала нулевых годов концепция применения войск Альянса подразумевала использование только мононациональных частей под их собственным национальным командованием лишь с общим руководством из центрального аппарата НАТО. Переход на смешанное формирование долгое время считался признаком слабости войск Альянса, прежде всего в смысле их общей эффективности и управляемости в бою. Происходящее в Прибалтике позволяет однозначно заключить, что Брюссель предпринимает активные меры по преодолению этой слабости и повышению ударных возможностей сводных частей. Так что "прибалтийская операция" является еще и своего рода полигоном по повышению военной способности всего Блока в целом, что не может не представлять угрозы как для России, так и для Беларуси.
Еще более важным является собственная инициатива Польши по решительному наращиванию численности и боевых возможностей национальных вооруженных сил. Как заявило ее военное командование, парламент страны утвердил план по удвоение численности польской армии к 2025 - 2028 годам. В течение предстоящих 8 - 10 лет ВС Республики Польша должны будут вырасти с нынешних 110 до 230 тыс. солдат и офицеров, что сделает их третье по численности армией среди европейских членов Блока.
Важно отметить растущие темпы активизации польских усилий по превращению страны в своего рода центр интеграции сил "старых" и "новых" членов НАТО. Например, по польской инициативе в сентябре 1999 года был создан корпус "Север - Восток" со штабом в городе Щецин, вышедший на полную боевую готовность к ноябрю 2005 года. Первоначально он формировался из 12й польской механизированной дивизии, 14й панцергренадерской дивизии Бундесвера и датской мотопехотной дивизии. Хотя позднее, в 2008 году, Германия из состава корпуса вышла, тем не менее, его интеграционная роль в структуре НАТО продолжила возрастать и к настоящему моменту в его составе находятся подразделения 22 стран Альянса. А польско-германское сотрудничество выведено в отдельное направление польско-германской механизированной бригады, сформированной из боевых и тыловых частей обеих стран.
С 25 января 2016 года в польском городе Люблин начал работу штаб еще одного совместного соединения - литовско-польско-украинской бригады (LITPOLUKRBRIG), общей численностью в 4,5 тыс. человек. В том числе: 3,3 тыс. поляков, 560 - украинцев, 650 - литовцев. Теоретически, по официальным заявлениям, LITPOLUKRBRIG предназначен для участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях, однако по факту речь идет о попытке формирования Польшей своего рода отдельного военного кластера под уже польским командованием и/или руководством.
Причем, в этом ей командование НАТО и военно-политическое руководство США явно потакают. В Польше, в городе Быдгощ, развернут и с 2005 ведет активную работу Объединенный центр боевой подготовки ОВС НАТО, - являющийся важнейшим учебным центром всего Альянса. Ежегодно в нем проходят подготовку три тысячи офицеров и младших специалистов для органов управления войсками тактического звена из всех стран-участниц. Также в Польше развернуты два Центра передового опыта НАТО (в Быдгощи и в Кракове). Кроме того, польские полигоны в Дравско-Поморске, Венджине, Бедруско, Жагань-Свентошуве, Устке, Гжицко, Вегножево, Ожиши, Торуни, Нова-Дембре и др. стали постоянной площадкой для проведения многочисленных международных учений вооруженных сил Альянса. В сущности, начиная с 2012 года 3/4 всех сухопутных и половина всех морских учений НАТО проводились на "восточном направлении": в Польше, Прибалтике и акватории Балтийского моря, либо затрагивая ее. В одних только учениях "Anaconda 2016" приняло участия свыше 31 тыс. военнослужащих (в том числе: 14 тыс. из ВС США и 12 тыс. из ВС РП) из 23 стран, включая 18 стран НАТО. Они стали самыми крупными военными учениями западных армий в прибалтийском регионе со времен окончания Холодной войны.
Помимо НАТО, отдельную прямую линию военного сотрудничества Польша формирует с США. 11 декабря 2009 года между Варшавой и Вашингтоном было подписано Соглашение о статусе сил, определяющее юридические рамки для размещения в Польше американских воинских контингентов. Спустя всего пять месяцев, 25 мая 2010 года в Польшу была передислоцирована первая американская учебная батарея ЗРК Patriot. Ее развернули в городе Моронг, Варминьско-Мазурского воеводства, в 60 километрах от границы с Калининградской областью. В 2011 году Польша подписала с США соглашение о размещении у себя американской боевой авиации. По нему развертывание передового отряда 52й оперативной группы 52го истребительного крыла ВВС США на авиабазе Ласк (юго-западнее Лодзи) началось уже в ноябре следующего года. Кроме того, с 2014 года, в рамках польско-американского военного сотрудничества, проводится операция "Атлантическая решимость", по которой в Польше на ротационной основе развернут отдельный американский военный контингент. В апреле это была рота из 173-й воздушно-десантной бригады армии США. В октябре того же года их заменили части 1-й бронетанковой дивизии из Форт-Худ. Далее по ротации каждые три месяца контингент обновляется. По настоящее время в рамках "Атлантической решимости" в Польше побывали части 2-го мотопехотного полка (Фильзекк, Германия). 4-й пехотной дивизии (Форт-Карсон, Колорадо), 12-й боевой авиабригады (казармы Каттербах, Германия).
Все это вместе взятое несет самую непосредственную угрозу безопасности членам СГ, так как повышает опасность возникновения конфликта по "случайному сценарию". НАТО в целом, и отдельные члены Альянса, прежде всего Прибалтика и Польша, в попытке оказать геополитическое давление на восточных соседей пытаются использовать любые доступные возможности. В том числе Калининградскую область России как территорию с заведомо отрицательной стратегической связностью, но при этом с огромным стратегическим значением, не позволяющим оставить ее под давлением противника.
Калининградский вопрос
Отдельно стоит вопрос т.н. Сувалкского коридора – («коридор СК» по американской военной терминологии) сухопутного коридора длиной 64 км, который мог бы соединить Белоруссию с Калининградской областью России и по которому сегодня проходит государственная граница Польши с Литвой. Это во всех смыслах «узкое место» - командование НАТО и прибалтийские политики постоянно заявляют о том, что Россия способна запереть прибалтийскую натовскую группировку в мешок, заняв Сувалкский коридор. Но в то же время совершенно очевидно, что и натовские войска с его помощью способны существенно осложнить коммуникацию Калининградской области с Россией. Более того Сувалкский коридор сейчас находится под полным контролем НАТО и это Литва строит стены на границе с Калининградской областью, якобы, для предотвращения контрабанды, а не Россия. Не стоит забывать и о регулярных учениях сил НАТО, которые здесь проводятся. По легенде в их ходе отрабатывается «отражение российской агрессии», но по факту – блокада Калининградской области.
Сувалкский коридор на карте
Дислоцированная в Калининграде армейская группировка создает перманентную оперативную фланговую угрозу всему Центральному командованию НАТО в Европе, тем самым существенно снижая его не только тактические, но и стратегические возможности. Таким образом, ее сохранение обеспечивает безопасность не только собственно России, но также и Беларуси, тоже являющейся пунктом (и целью) западной (и американской) экспансии на Восток. Военно-политическое руководство западных стран этот момент понимает и серьезно старается изыскать возможность ликвидации этого российского анклава разными путями. Пока в первую очередь политическими и экономическими, но в общей перспективе не исключая и военного. Что делает расширение российско-белорусского военного сотрудничества задачей еще более актуальной.
«Либо нас сомнут». Перспективы военного сотрудничества
Осознание реальности и расширение масштаба угрозы со стороны НАТО лучше всего стимулирует руководство обеих стран к расширению двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, которое развивается по трем ключевым направлениям: военно-техническое, оперативное и тактическое.
Прежде всего страны расширяют военно-техническую интеграцию, в первую очередь в направлении совершенствовании боевых возможностей вооруженных сил и их технической унификации. Так, в частности, Россия снабжает союзника обширным перечнем разнообразных вооружений, от стрелковых до артиллерии, авиации и средств ПВО. В 2016 году крупнейшей такой поставкой была передача министерству обороны РБ российских зенитно-ракетных комплексов с-400 и оказание организационной помощи по их постановке на боевое дежурство.
Следует отметить, что в целом работа в данном направлении ведется. В рамках СГ в военной сфере заключено несколько десятков разнообразных соглашений и договоров, нацеленных на создание единой системы противовоздушной обороны и формирование региональной группировки войск. Однако достигнутый успех далек от идеала. Если единая система ПВО Союза уже успешно функционирует, то региональная группировка войск пока существует больше на бумаге, чем в реальности.
По ряду причин пока не получается выйти на формирование чего-либо аналогичного польско-германской бригаде или корпусу "Север-Восток". Фактически на данный момент проекты совместных воинских частей Союза находятся только на этапе общих обсуждений в рамках Договора о военном сотрудничестве. Пока ставка делается на совершенствование логистики для максимального снижения сроков переброски войск в Беларусь и создание там инфраструктуры по их материально-техническому обеспечению. Соответствующее межправительственное соглашение "О тыловом обеспечении региональной группировки войск" подписано в 2004 году. По нему прибывающие российские части получили право пользоваться белорусской инфраструктурой и материально-техническими средствами на территории Республики в военное время и в "угрожающий период". Прежде всего речь идет о заправке наземной и авиационной техники горюче-смазочными материалами. 24 февраля 2011 года его расширили "Соглашением об обеспечении взаимных поставок продукции военного назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время", а со 2 ноября 2016 - "Соглашением о совместном техническом обеспечении региональной группировки войск".
Все это подтверждается количеством и характером проводимых совместных учений, самым непосредственным образом сосредоточенных на первоочередной отработке технологий и навыков по оперативной переброске войск и техники основными видами транспорта, сокращению времени их развертывания после совершения марша, а также совершенствованию системы складского и материально-технического обеспечения. Отдельное внимание уделяется наработке навыков командования и управления сводными армейскими группировками.
С 2008 года в российско-белорусском военном строительстве в рамках союзного государства основной акцент делается на отработке всего комплекса мероприятий в целом. Это посвящены ежегодные совместные учения серии "Запад". В этом году "Запад - 2017" пройдет с 14 по 20 сентября на семи белорусских полигонах и некоторых территориях РФ. Общая численность участников запланирована в 13 тыс. человек (в том числе 3 тыс. российских военнослужащих), что полностью соответствует Венскому соглашению по безопасности в Европе от 2011 года.
По замыслу учений будет отрабатываться оборона территории Союзного государства от иностранной агрессии. В том числе подъем частей по тревоге, совершение ими комбинированных маршей различной протяженности с последующим развертыванием на исходных рубежах, проведение оборонительных боев и организация контрнаступления. Последнее особенно пугает прибалтийских соседей, постоянно усматривающих в контрнаступлении завуалированное указание на подготовку прямого российского вторжения в Прибалтику, так как впервые за постсоветскую историю "Запада", в этом году в его проведении примет участие вновь созданная в российских вооруженных силах 1-я танковая армия.
Несомненно, опыт учений "Запад" представляет огромную ценность, однако наличие уже развернутых на территории Беларуси боеготовых совместных частей значительно сократило бы время реакции союзной армейской группировки на любые внешние угрозы, что, безусловно, существенно повысило национальную безопасность обеих стран.
Следует отметить, что опыт решения сложных межгосударственных политических, юридических и военных вопросов в рамках СГ важен не только непосредственно для самого российско-белорусского союзного государства. Он является прообразом и важнейшим подспорьем для решения аналогичных по характеру задач в рамках других союзов, как минимум, начиная с ОДКБ. Кстати говоря, расширение возможностей и повышение международного статуса Организации договора о коллективной безопасности являются составными пунктами национальных военных доктрин как России, так и Беларуси. Представляется, что России и Белоруссии ввиду откровенно растущей угрозу с Запада, следует отбросить многие имеющиеся на сегодня противоречия и активно наращивать военное сотрудничество. Иначе, как говорил И.В. Сталин в 1931 году: «либо мы сделаем это, либо нас сомнут».