Ожидалось, что уже к концу 2016 года войска иракских антитеррористического войск, возглавляемые так называемой «Золотой дивизией» из десяти тысяч бойцов, смогут освободить весь Мосул, когда-то бывший процветающим городом с двухмиллионным населением. Тем не менее, из-за ожесточенного сопротивления на восточном берегу Тигра находящихся в Мосуле около трех тысяч боевиков ИГ эта часть города была освобождена лишь после долгих трех месяцев упорной борьбы. При этом потери, особенно среди мирного населения, были поистине огромны.
Зебари сам родом из Мосула. Описывая нынешнюю ситуацию в городе, он с горечью использует слова «ужасная» и «бойня», даже применительно к районам города, удерживаемым сейчас правительственными силами Ирака, которым, однако, пока не удалось устойчиво закрепиться на своих позициях.
«В каждом секторе города существуют «спящие ячейки» ИГ. В каждой от 16 до 24 человек. Они выходят из подполья и убивают людей, которые сотрудничают с правительством, — говорит он. — Их целью являются рестораны, которые открыты для обслуживания солдат». Кроме того, правительственным войскам Ирака до сих пор не удалось восстановить предоставление основных услуг, таких как электричество и водоснабжение.
На вопрос о погибших Зебари ответил, иракские силы безопасности понесли особо тяжелые потери, однако правительство в Багдаде отказывается называть точные цифры. В докладах сил США указано, что некоторые подразделения «Золотой дивизии» понесли до 50% потерь личного состава.
В докладах также указаны меньшие цифры убитых бойцов ИГ по сравнению с данными официального Ирака, который утверждает, будто в ходе боев было устранено 16 тысяч террористов. По информации США, реальные цифры колеблются от полторы до двух тысяч погибших со стороны ИГ. При этом общее число жертв в Мосуле составило шесть тысяч человек. Зебари полагает, что «Исламское государство» привезло подкрепление, поэтому, скорее всего, позиции в западной части Мосула сейчас удерживают четыре тысячи боевиков. Напомним, что в занимаемой террористами части города проживают около 750 тысяч человек.
Эти данные подтверждают и другие отчеты из восточного Мосула, где на этой неделе два террориста-смертника напали на рынок. В результате нападения было убито 12 человек и ранено еще 33. До сих пор слышны взрывы выпущенных ИГ ракет и минометных снарядов, а главная система водоснабжения была разрушена еще в ходе боевых действий в январе. На фотографиях этого района видны кавернозные воронки, предположительно от бомб, сброшенных самолетами ВВС США Б-52 для помощи продвижения иракской армии. Люди, которые бежали из Мосула в разгар боевых действий, но позже вернулись в город, часто вновь покидают его. Представители ООН обеспокоены произвольными арестами по обвинению в сочувствии ИГ. Согласно данным международной организации, 8 и 9 февраля на восток Мосула вернулось около 1442 человек, однако 791 жителей покинул город, переместившись в лагеря.
Зебари считает, что, несмотря на желание иракских сил безопасности избавиться от сторонников ИГ и «спящих ячеек», такие действия не создают реальной безопасности, потому что проездные документы могут быть куплены у продажных силовиков за 25 тысяч иракских динаров (21 доллар США). Водители на иракских дорогах подтвердили, что основная цель контрольно-пропускных пунктов вовсе не поддержание безопасности, а вымогательство взяток у проезжающих автомобилей. Это объясняет то, как смертникам ИГ за рулем автомобилей, напичканных взрывчаткой, удается преодолеть через несколько контрольно-пропускных пунктов и совершать теракты в Багдаде и других городах.
Зебари отмечает, что соперничество между США и Ираном в Ираке только увеличивается при президенте Дональде Трампе, ведь лидер США все еще не вступил в контакт с премьер-министром Ирака Хайдером Аль-Абади, а его помощь в снижении влияния Ирана является лишь условной. Напомним, что во время президентской избирательной кампании в США Трамп заявил, что Иран поглощает Ирак. Кроме того, усиливаются противоречия между разными шиитскими партиями и движениями, которые, по мнению Зебари, делают «неизбежной внутреннюю борьбу между шиитами».
Предсказания Зебари о полном разрушении Мосула следующей волной наступления вполне могут оказаться правдивыми, потому что последние три года в Ираке и Сирии видно постоянное углубление межрелигиозной и межнациональной розни. Этому во многом способствовали массовые убийства ИГ, в первую очередь, конечно, расправы над шиитами и езидами. Кроме того, после проведения государственных контрнаступательных операций с 2014 многие другие города и поселки суннитов по всей территории Ирака также были разрушены, и проживание в них стало невозможным. Например, в преимущественно суннитском городе Рамади, столице провинции Анбар, было разрушено или сильно повреждено около 70% домов. Даже в еще сохранившихся городах, как Эль-Фаллудже в 40 милях к западу от Багдада, людям до сих пор приходится жить без электричества, воды, рабочих мест и достаточной медицинской помощи.