Конец сотрудничества между Казахстаном и Украиной в авиационной сфереПервый и, судя по всему, последний новый Ан-74Т-200А рег. номер 74082 (сер. 22-04), поставленный Национальной гвардии Республики Казахстан в мае 2014 г. по цене 27,79 млн. долл.
29.04.2016 г. Хозяйственный суд Харьковской области, рассмотрев иск Республиканского государственного учреждения «Войсковая часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан» (г. Алматы) к Харьковскому государственному авиационному производственному предприятию, решил в удовлетворении иска отказать полностью.
Тем самым, сотрудничество в авиационной сфере между Казахстаном и Украиной можно считать законченным.Скрытый текст
Казахстан требовал не только расторгнуть договор №002-145/2014 от 03.02.2014 г., заключенный между Республиканским государственным учреждением «Войсковая часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан» и Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ответчик), но и признать ХГАПП «недобросовестным участником государственных закупок».
Договор был заключен на основании протокола от 30 января 2014 г. № 2 об итогах проведения государственных закупок среднего транспортного самолета из одного источника.
В соответствии с ним ХГАПП должен был поставить Заказчику на условиях DDP - Международный аэропорт г. Алматы, Республика Казахстан (Инкотермс-2000), самолет Ан-74Т-200А . Согласно Приложения № 1 к Договору «Спецификация поставки» цена самолета составляет 29,58 млн. долл., а цена услуг по переучиванию летного и инженерно-технического состав Заказчика - 420 тыс. долл.
В приложении № 1.1 к указанному Договору «Графики изготовления, финансирование строительства, поставки Самолета и услуг спецификации поставки» стороны согласовали, что поставка самолета будет осуществлена в октябре 2015 года.
В 2014 и 2015 гг. Заказчик в установленном договором порядке оплатил поставщику денежные средства в сумме 15,202 млн. долл.:
- 7,5 млн. долл. - предоплата;
- 7,5 млн. долл. - за выполнение поставщиком 1-го и 2-го этапа по результатам составленного сторонами акта промежуточного контроля № 1;
- 202 284,00 долл. - за теоретическое обучение и тренажерную подготовку летного и инженерно-технического состава.
Однако письмом № 301/1287 от 15 октября 2015 г. ХГАПП сообщил истцу, что техническая приемка самолета Ан-74Т-200А невозможна в октябре 2015 г. из-за его неготовности и предложил перенести срок поставки на второе полугодие 2016 года.
24 декабря 2015 г. Сторонами было заключено Дополнительное соглашение № 3 к Договору, которым в связи с Экспертным выводом Торгово-промышленной палаты Украины о наступлении форс-мажорных обстоятельств №9488/05.0-19 от 22.12.2015 г. срок сдачи - приемки самолета переносился на ноябрь 2016 года. Был также утвержден новый График производства, финансирования строительства, поставки самолета и предоставления услуг спецификации поставки.
В качестве оснований для признания форс-мажора было указано Постановление Верховной Рады Украины 1854 от 27.01.2015 г., которым Российская Федерация признана страной - агрессором, а Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о производственной и научно - технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18.11.1993 года прекращено Постановлением Кабинета Министров Украины № 632 от 26.08 .2015 года.
Напомним, что между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации было подписано 20.08.1997 г. Соглашение о сотрудничестве в сфере разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники. Стороны договорились о сотрудничестве в сфере развития в Украине и Российской Федерации авиационной техники по основным направлениям, в том числе серийное производство транспортного самолета Ан-74 (Ан-72) с двигателями Д-36 и обеспечение его эксплуатации.
В соответствие со ст. 5 указанного Соглашения взаимная поставка материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства продукции гражданского и военного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Соглашением между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о производственной и научно - технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18.11.1993 года.
В итоге суд сделал вывод о том, что «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, заключая договор и принимая на себя обязательства изготовить и поставить самолет Ан-74Т-200А, не предусматривало и не могло предусмотреть признание Верховной Радой Украины Российской Федерации страной-агрессором и последующие действия государственных органов Украины, связанные с расторжением и отменой межгосударственных соглашений между правительствами Украины и Российской Федерацией», поэтому «указанные события вызвали отказ российских производителей - поставщиков комплектующих изделий от выполнения своих договорных обязательств перед ХГАПП, что привело к нарушению сроков выполнения работ очередного этапа построения самолета и срока изготовления самолета в целом».
В решении суда не сказано, какие именно российские предприятия отказались поставлять ПКИ, хотя аналогичных запретов со стороны Правительства РФ наложено не было (!!!). Следовательно, поставки комплектующих производства российских предприятий для выполнения контракта с Казахстаном стали невозможны именно из-за решения Правительства Украины, что не помешало суду возложить ответственность на соседнее государство.
Впрочем, на результаты и ход сотрудничества между Украиной и Казахстаном все это уже не повлияет. Казахской стороне не только сорвали выполнение гособоронзаказа, несмотря на то, что она пошла навстречу, согласившись с переносом сроков исполнения контракта более чем на год, но и через местный суд несправедливо отказали в естественном праве пострадавшей стороны, вытекающем из договорных условий, нарушенных украинской стороной. Едва ли это положительно скажется на дальнейшем развитии украино-казахских отношений в области самолетостроения…
ЖЖ
Отредактировано: Н Н - 25 сен 2016 18:59:46