А как же оно тикает?
11,303,485 15,067
 

  G_G ( Слушатель )
06 апр 2009 19:51:29

Тред №100177

новая дискуссия Дискуссия  481

вот на тему топлива РДТТ, затронутую Майком
У и У-РО запрещено на на вопрос опасности топлива РДТТ, поднятый и здесь Майком
про детонацию топлива РДТТ как причину взрыва РДТТ МБР я услышал впервые здесь:
Цитата: ArtOfMan
Насколько я смутно помню обьяснения на военной кафедре, у ракетного топлива все-таки существует порог детонации - порядка 200-300 атм. Поэтому если ракета хранится слишком долго, она часто взрывается. Просто топливо трескается, площадь горения начинает в разы превышать проектную (а критическое сечение то же самое), давление растет до порога детонации... короче все взрывается. Возможно, что в современных видах топлива эту проблему как-то решили.


насколько обоснованы мои возражения. вот они:
не совсем так. это топливо не способно сдетонировать на столь малых давлениях(если вообще способно детонировать), в противном случае оно бы рвалось уже от акустики (это мое "вкусовое осчущение").
причина "взрыва ракеты", точнее,  движка другая.
топливо в таких движках это еще и конструкционный материал, который
1. несет нагрузку от давления продуктов горения, т.е. является "несущей конструкцией"
2. теплоизолирует "несущую конструкцию" от продуктов горения, т.к. изза повышения температуры снижается несущая способность материала.
иначе оболочка движка была бы неприемлимо тяжелой.
таким образом толиво должно:
1. иметь высокую прочность
2. иметь низкую теплопроводность
3. высокую калорийность
разумеется такой паллиатив кругом хорошим быть не могет, потому РДТТ и уступает жидкостным движкам по удельным характеристикам.
Трещины как раз и калечат эту систему "топливо- несущищий конструктива" до такой величины, что давление резко возрастает (площадь горения больше), а несущая способность уменьшается (трещина уменьшает нагруженные сечения). В итоге движок просто "лопается" как передутый баллон ,
такой процесс "лопания" провоцируют, когда это выгодно, напр в ракетах земля-воздух, воздух-воздух. Там осколки оболочки РДТТ служат поражающим элементом.
кто из нас прав?
Отредактировано: G_G - 06 апр 2009 20:01:11
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (24)
 
 
  ArtOfMan ( Слушатель )
06 апр 2009 20:15:06


Скорее всего Вы правы. Я как-то не подумал про то, что рабочее давление в камере сгорания порядка 100 атм, а запас прочности в ракетной технике берется достаточно низким. Двигатель должно разорвать давлением раньше, чем начнется детонация топлива. В любом случае я не специалист в этой области  :) .

А по поводу утилизации украинского твердого ракетного топлива... Вроде довольно наукообразно проблема описана здесь http://www.day.kiev.ua/31946/ . Там же есть замечания по поводу токсичности утилизации топлива - при сжигании топлива при температуре ниже 700 С образуются диоксиновые соединения.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  Мимохожий ( Слушатель )
06 апр 2009 20:39:21
Нет.Подмигивающий
Это возможно только в двигателях в которых шашка топлива а) плотно прилегает к металлическому корпусу ступени, б) воспламеняется по всей длине осевого канала и горит "наружу". Ёжику ясно, что в этом случае поверхность горения может быть только прогрессивной (шашки типа "турбина" - не рассматриваем, в них "лепестки выгорают за единицы - десятые доли секунды, и ни для чего, кроме как для стартовых ускорителей морских истребителей такие шашки не годятся) причём существенно, т.е. стартовая тяга такого РДТТ будет меньше маршевой, причём при сохранении хоть сколько-нибудь премлемой массогабаритной эффективности ступени - сильно (вплоть до "на порядок") меньше. Не менее ясно, что применить такую шашку в реальной конструкции - это лишить её тяги тогда, когда она нужнее всего (в момент стартового набора скорости), и выдать импульс тяги тогда, когда он вреднее всего (непосредственно перед выгоранием движка ступени, т.е. когда ракета существенно облегчилась, и вероятность того, что сильным импульсом её банально сомнёт - выше всего), т.е. с наибольшей гарантией и как минимум двойным резервированием запороть всю конструкцию (ну, ессно, кроме существенно особых случаев, типа ЗУР к той же "Тунгуске", в которых двигун обязан полностью прогореть максимум за две с половиной секунды). Посему в более-менее крупных системах используют шашки с дегрессивной (или на худой конец - постоянной) поверхностью горения которые прилечь к внешней стенке ступени вплотную просто не могут...Подмигивающий

Почти верно, только "нагруженные сечения" ни при чём...Подмигивающий Кстати из-за нестабильности поверхности горения (образования микрофорсов пламени направленных в глубину шашки на месте пор, образовавшихся при испарении растворителя) нитропороха, используемые в качестве материала шашки обязаны иметь нелетучий пластификатор (т.е. быть двух- или ещё лучше трёхосновными, т.е дальними потомками не "стрелковых" (используемых во всей стрелковке) а "артиллерийских" порохов, типа кордита/баллистита (ессно, без присущих вышеупомянутым далёким прародителям процента нитроглицерина в рецептуре...Подмигивающий )).

Нет.
Там не "провоцируют процесс лопания" (поскольку это невозможно сделать с достаточно большой точностью), а простреливают несгоревшую часть шашки двигателя, расположенную по его оси, кумулятивным "пестом", генерируемым задней частью шашки бризантного ВВ БЧ ракеты, имеющим скорость чутка повыше десятка км/с., чего ессно, достаточно для детонации даже столь "флегматичной" взрывчатки. Кстати попадание в шашку современного РДТТ не только очереди из пулемёта, но и ОБПС, ни к чему, кроме тучи разлетающейся крошки (и при особо несчастливом стечении обстоятельств - лёгкого пожара...Подмигивающий ) не приводит.Подмигивающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
06 апр 2009 21:33:48

На 15Ж60, которая и складирована в Павлограде,  топливо воспламеняется по всему осевому каналу, имеющему звездообразную форму (то, что Вы называете турбиной?)по всей длине двигателя и увеличенный диаметр в районе сопла, так как оно частично утоплено в корпус РДТТ. Точно не помню, но, кажется, еще и в районе переднего днища есть увеличение диаметра канала. Таким образом обеспечивается постоянная (относительно) площадь горения на все время работы двигателя (несколько десятков секунд).
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  ArtOfMan ( Слушатель )
06 апр 2009 21:39:19


В крупных ракетах такое все-таки используют. Вот здесь: http://en.wikipedia.…#Geometric есть несколько общих слов про это и расчетные кривые тяги (симуляция) для разных форм поперечного сечения топлива. Если посередине сделать канал в форме звезды, то можно вполне можно добиться равномерной кривой тяги. В частности у Спейс Шаттла форма такая (взято отсюда http://en.wikipedia.…et_Booster ): В передней части двигателя сечение канала в форме 11-конечной звезды, а в задней части канал сделан в виде двойного усеченного конуса. Такое извращение позволяет добиться нужной им кривой тяги:


И чтобы закрыть тему про порог детонации твердого топлива... я нагуглил статью французов "Tactical Solid Rocket Motors Response to Bullet Impact". Там ребята стреляли по кускам твердого топлива (какого состава оно я из статьи так и не понял - они называют его PBX) 12.7 мм AP и смотрели... взорвется или не взорвется. Судя по всему если стрелять пулей, то все становится очень сложно, но в статье упоминалась цифра 18 МПа (180 атм.) У меня сложилось впечатление, что это и есть порог детонации французского ракетного топлива.

P.S. Если кого интересует статья, я могу выложить на файлообменник. Прямая ссылка скорее всего не сработает - я из института скачал, откуда есть подписка (по айпишникам).

P.S.S. Википедия говорит, что PBX это polymer-bonded explosive. Я думаю, что это "раствор" перхлората аммония, в каком-то полимере. В каком... хрен его знает, в конце концов французы не обязаны рассказывать в открытой статье из чего они свое топливо варят.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Мимохожий ( Слушатель )
06 апр 2009 22:54:11
Как говорит армянское радио - "можно, но не нужно"...Подмигивающий Потому как в этом случае Вы либо вынуждены ладить особоизвращённую и  на порядок более прочную диафрагму-сепаратор (способную не только задержать отваливающиеся в конечной стадии горения "гребни" топлИва, но и порезать их перед тем, как они Вам критсечение в сопле заткнут, аки Матросов амбразуру), либо мудохаться с некой металлической матрицей, которая будет препятствовать его отрыву от стенки (типа металлической сетки во внешних слоях за эту самую стенку закрепленной, которая, стоит только чутка ошибиться с теплофизическими расчётами, сработает ещё почище чем поры в составах с летучими пластификаторами и даст такой пик в конце выгорания шашки что история с "Челленджером" мелкой неприятностью покажется (у него всего-навсего перекосило межсекционную опорную мембрану и надорвало уплотнение, а не вынесло сепаратор с соплом вместе к ё... матери, как это будет при более-менее мощной вспышке)).

Ессно да..Подмигивающий

Ну, по-русски это называется "баллистит" (точнее, его дальний потомок, состав с нелетучим пластификатором)...Подмигивающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
06 апр 2009 23:58:35

И можно, и нужно, причем без всяких сепараторов и диафрагм. Тем более, что других-то и вариантов нет. Ну не торцевое же горение применять.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Мимохожий ( Слушатель )
07 апр 2009 01:25:28
М-мнэ?Подмигивающий
Вот Вам абсолютно стандартный-ширпотребный движок с трубчатой шашкой нейтрального горения:

Что там отмечено нумером семь, а?Подмигивающий

Ну почему?Подмигивающий
Специально для любителей невъ@бенной математики существуют ещё канально-щелевые заряды, которые теоретически позволяют обеспечить любой закон изменения (т.е. по выбору: прогрессивный, дегрессивный или нейтральный), а при переднем расположении щелевой части им даже сепаратор не нужен (его роль выполнит канальная часть), а задняя опорная решётка-сепаратор легко может быть редуцирована до относительно узкой диафрагмы...Подмигивающий Беды у таких зарядов ровно две: во первых они крайне занудно считаются, а во вторых - крайне чувствительны к однородности и стабильности механических свойств топлИва во времени (ввиду наличия концентраторов напряжения в корневых частях щелей). По сравнению с этим такие мелочи, как необходимость нанесения ТЗП на стенки в том месте, где щели проходят насквозь и повышенные требования к прочности шашки "на откол" в районе канала - это так семечки...Подмигивающий

А в общем - возьмите в соответствующей библиотеке какой-нить ликбезник по конструированию РДТТ, типа того же Фахрутдинова (увы, в Сети я литературы по этой тематике не видел) и посмотрите сами - там минимум две трети главы о расчётах зарядов - касается именно дегрессивных, а в конце делается вывод, что проще всего в таких случаях не выдрючиваться, а взять цилиндр с забронированными торцами и распереть его промеж сепаратором и передним упором...Подмигивающий

Ну, с тем что "сигарета ("сигаретный" заряд, с горением с торца и плотным прилеганием к стенкам, я имею...Подмигивающий ) - не наш выбор" никто и не спорит уже лет ...десят, но кроме сигаретных есть масса прочих нейтральных и дегрессивных шашек, которые, кстати, используются сплошь и рядом, например в бОльшей половине всех "больших" ЗУР с РДТТ, которые имеют крестообразную либо цилиндрическую бесканальную шашку, горящую с внешней стороны, именно из соображений максимально быстрого набора скорости после миномётного запуска (чтобы начали работать АД плоскости) и не слишком высокой скорости на маршевом участке (для уменьшения ошибок петли управления, имеющей конечное быстродействие).
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  ArtOfMan ( Слушатель )
07 апр 2009 03:54:25


Ну насчет математики это не надо так о ней... там же все просто - скорость горения примерно постоянна, так что как будет изменятся поверхность посчитать легко. В крайнем случае можно учесть зависимость скорости горения от температуры и решить заодно и уравнение теплопроводности. Ну задача конечно не школьная, но выглядит вполне решаемой... уж на современных-то машинах. То, что от шашки не должно ничего откалываться - это тоже само собой разумеется. Тут все зависит от топлива... неужели нельзя намешать в топливо побольше эпоксидки, чтобы оно не раскалывалось? Насчет диафрагмы-сепаратора непонятно - если ее диаметр больше критического сечения, то она не защитит последнее от забивания. Если меньше, то тогда она сама забьется. Я почему-то думал, что диафрагма эта выпоняет только ту функцию, что не дает топливу гореть с торцов.

Еще один график, который меня убеждает, что топливо горит вполне предсказуемо (без откалываний), это тот, что я уже приводил - с кривой тяги твердотопливных ускорителей спейс шаттла. Это не теория, а результат измерения (миссия STS-107). Зеленая линия - правый ускоритель, красная - левый ускоритель. Как видите, они почти полностью совпадают. Если бы в камере сгорания от топлива откалывались хоть какие-то куски, тогда можно было бы ожидать большего влияния случайных факторов на тягу, и большего расхождения.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Мимохожий ( Слушатель )
07 апр 2009 07:42:27
Просто ровно до тех пор, пока мы считаем прямую задачу в случае шашки с "двоичной" глубиной щелей (т.е. в одном сечении их нет, а в другом - они доходят до внешней поверхности шашки). А вот когда мы по требуемому профилю тяги восстанавливаем необходимую для этого глубину щелей (и она, ессно, получается не "ноль-единица", а некая дробь, гладко меняющаяся по длине шашки (что и позволяет избавиться от концентрации напряжений в корневой части щелей)) - вот тут-то и начинается самое интересное...Подмигивающий

Ну, то что не даёт гореть шашке с торцов ЕМНИП называется торцевым бронированием шашки и в двигунах с составной шашкой присутствует в нескольких экземплярах (например, в помянутом мною на украинской теме изделии UA-1205 - титанических размеров бустере к "Титану-3", отдельных шашек - семь, и слоёв торцевого бронирования - соответственно...Подмигивающий ). Сепаратор же - служит для механического крепления стопы шашек и для "отлова" отколовшихся кусков топлИва с размерами, бОльшими критсечения (и посему в нём делают несколько дыр, каждая из которых по размерам меньше критсечения, но общая их площадь - сильно больше таковой для оного). Если же отколовшееся топлИво ловить не нужно (например, когда эту функцию выполняет центральный канал шашки) - то решётка сепаратора редуцируется до опорной диафрагмы и выполняет чисто механические функции, а в поток газов попадает только на самой последней стадии выгорания шашки что позволяет её сделать сильно легче (правда, до определённых пределов: например, в миссии STS-51L неожиданно опытным путём выяснилось что в ТТУ "Челленджера" с "облегчительством" несколько переборщили, и чрезмерно облегченная межсегментная опорная диафрагма деформировалась, продрала уплотнение и ... "на 60-й секунде полёта пришло соболезнование от Советского Союза"Грустный ).

Не, в том, что свежее топлИво горит без отколов - меня убеждать не нужно, я тамошних химиков за окончательных лохов всё-таки не держу, вопрос в том, как это самое топлИво себя поведёт, скажем, после пятнадцати лет хранения (а ЕМНИП срок складского хранения наших ЗУР именно такой). Ну и ещё один момент (спасибо за приведенные графики..Подмигивающий ): а какую роль выполняют эти "горбы" на приведенных профилях тяги? Не служат ли они свидетельством того, что существующие методики расчёта канально-щелевых шашек слишком сложны для того, чтобы просчитать шашку с "гладкой" и предсказуемой тягой (например в виде эдакой трапеции: максимум после старта, равномерное падение тяги до некоторого значения, меньшего стартового (что обеспечит постоянное ускорение постепенно легчающего аппарата (а для обитаемых аппаратов это немаловажно)) и резкое погасание перед отделением ступени)?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  ArtOfMan ( Слушатель )
07 апр 2009 16:19:44


Спасибо за разьяснение, теперь в общем-то понятно... для какого-то топлива сепратор нужен, для какого-то (например свежего), он не нужен. Сама решетка или диафрагма, я так понимаю, та еще проблема - нужно обеспечить работы в течение достаточного времени (для МБР это порядка 100 с) при температуре в районе 3000 градусов. При том, что надежды увести куда-то тепло нет... стенка далеко. Короче говоря, для большого двигателя, расчиатнного на работы в течение длительного времени, проще придумать правильное топливо, для малого двигателя (реактивный снаряд, ускоритель), который работает короткое время, но с большим ускорением, решетку ставить можно, а если топливо не самое хорошее, то и нужно.

Насчет диаграммы тяги ускорителей шаттла: я не нашел обьяснения, зачем нужно два горба. Может быть, потому что бессмысленно сильно разгонятся в пределах земной атмосферы - много энергии потеряется на сопротивление воздуха. А как вылетели, так можно и добавить тяги. Но это только мое предположение.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
07 апр 2009 16:32:46

Только версия, если позволите. Общая программа уровня тяги такова: максимум на старте с дальнейшим снижением тяги. На старте имеем максимальную массу "изделия", потом тягу желательно снижать, так как там люди сидят (лежатВеселый)(ограничение по перегрузке). То бишь работает ограничение по максимальной перегрузке. Первый горб - это мах тяги, второй горб - это последствие высотности двигателя (ну не смогли уменьшить площадь горения так, чтобы компенсировать эту самую высотность.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ArtOfMan ( Слушатель )
07 апр 2009 16:51:16


Тоже хорошая версия. Может быть еще что им и не надо особо биться за определенную кривую тяги - у них одновременно работает еще и жидкостный двигатель. У него тяга регулируется легко обычными клапанами. Если тяга ускорителей увеличится, они будут экономить водород и кислород, снизив тягу главного двигателя. Вообще на страничке наса про шаттл написано, что ускорители дают 83 процента от нужной тяги на старте - так что диапазон регулирования тяги у них есть.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
07 апр 2009 18:39:38

ЖРД - это тоже конь в себе, тем более на водороде. Если позволить себе его регулировку по тяге ... Ну это потери. Даже если плюс минус 5% - это уже уход от оптимальности, следовательно потери в энергетике. Проще так: добились вот такой диаграммы тяги (то, что Вы нам продемонстрировали). Она (диаграмма) очень близка к оптимальной тому, что хотели. А дальше решая комплексную задачу по снижению стартового веса всего этого сарая (экономика, однако ...) определили уровень тяги ЖРД на водороде (которая есть тоже далеко не постоянная величина, опять-таки высотность).
З.Ы. Вообще весь этот базар разговор - это тема курса "Проектирование летательных аппаратов", который уже и не помню (почти).
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ArtOfMan ( Слушатель )
08 апр 2009 02:12:54


Я от чрезмерного интереса написал програмку для счета диаграммы тяги. Я взял для простоты двухмерный случай (цилиндрическая симметрия), равномерное горение топлива (за каждый шаг расчета выгорает слой одинаковой толщины). Пришлось много тр@xаться со случаем горения "острого" куска топлива, но я вроде поборол глюки, которые там возникали. Так вот - два горба на диаграмме я могу получить легко - просто делаю много достаточно узких "лепестков" в центральном канале. Тогда сначала площадь горения уменьшается за счет "выравнивания" лепестков. Потом лепестки выравниваются и площадь горения начинает расти просто за счет увеличения диаметра канала горения. Ну а затем постепенно начинаем подходить к стенке и тяга падает окончательно.

Если кому захочется с этим поиграть - тут архив с программой (windows):
http://narod.ru/disk…e.rar.html
Уравнение границы центрального канала (в полярных координатах) там вводится с клавиатуры - можно его изменять не компилируя прогу.

P.S. На диаграмме тяги бустеров шаттла, согласно NASA, горбы делаются за счет того, что топливо в хвостовой части камеры сгорания уложенно в виде усеченных конусов. Инженеры NASA просто сделали достаточно сложную форму центрального канала, без циллиндрической симметрии.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
08 апр 2009 02:26:21

Исчо одна версия. Похоже, что второй горб приходится на участок полета с максимальными скоростными напорами, тогда может быть, что этот горб был специально задуман американскими специалистами.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
07 апр 2009 09:12:58

Где применяется и каких габаритов этот ширпотреб? По-моему, мы спорим ни о чем, или о разных вещах: Вы ссылаетесь на движки для ЗУРов, я - на РДТТ диаметром 2,4 м и массой 30 ... 50 т. (15Д206,15Д305, 15Д339). Например:
"Твердотопливный ракетный двигатель 15Д206
Заряд твердого топлива - прочноскрепленный с корпусом двигателя, с каналом звездообразной формы, изготовлен из смесевого топлива Т9-БК. Корпус - органопластиковый типа "кокон". Сопловой блок - центральное частично утопленное в камеру сгорания стационарное управляющее сопло с системой вдува горячего камерного газа в закритическую часть (восемь клапанов штокового типа).
Система управления вектором тяги обеспечивает управление по всем трем каналам (тангаж, крен, рыскание). Двигатель обладает преимуществом перед двигателями с другими типами систем управления вектором тяги при компоновке ракеты с ограничениями по объему хвостового отсека."
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  nihilist ( Слушатель )
07 апр 2009 20:40:22

В сети она таки есть.Подмигивающий
http://rapidshare.de…_.RAR.html
Две книжки
Фахрутдинов И. Х., Котельников А.В. Конструкиция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М.: Машиностроение, 1987
Ерохин Б.Т. Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДТТ. М.: Машиностроение, 1991
Взято с http://ihtika.net
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Мимохожий ( Слушатель )
07 апр 2009 23:45:26
Гран мерси!Подмигивающий

P.S. Всем интересующимся - рекомендую...Подмигивающий Читал, считал, мне лично - хватило...Подмигивающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  G_G ( Слушатель )
07 апр 2009 00:49:12

нет. точнее, эта проблема решаема- профиль зведообразного канала рассчитан так, его "вершины" в канале  выгорают быстрее чем "впадины" (втч и поэтому к разработкам МБР подключали институт теплотехники). Именно так и добиваются приемлимого графика (время работы)/(тяга)- звездообразый канал и дает большую тягу на старте, в начале работы.
Оболочка двигателей МБР не металлическая. это слишком тяжело. оболочка стеклопластиковая, иногда цельномотанная. Одна из технологических проблем на пути создания МБР с РДТТ было как раз именно плотное прилегание оболочки к массиву топлива (Алтайский НИИ хим.тех. решил). Баллиститные пороха, даже их потомки, имеют к смесевым топливам современных МБР весьма и весьма, ну очень отдаленное отношение. Проще считать что не имеют, т.к. от баллиститных порохов для МБР отказались почти сразу. Единственный советский РДТТ на баллиститном порохе для МБР это ОПРД-1 создан аж в дремучем 1959г (нии-125) под МБР "средней" дальности РТ-1 (дальн2000...25000км, 0,8т полезной нагр.), с прицелом на развитие в линейке РТ 2, 15, 25. Не оправдал, хотя для своего времени был очень даже вполне. Необходимость поднять хар-ки и обусловило окончательный отказ от баллиститных порохов.

ну Вы даете
Веселый чем теплоизолирован изнутри металлический корпус? таскать еще и теплоизоляцию? как у снаряда для града? Представте себе трубу 3м диаметром, с давлением унутре за 100атм, какова должна быть толщина стенки и удельная прочность ее материала?
вот как раз топливом теплоизоляция и осуществляется, "возможное растрескивание" это и указывает на то, что топливо нагружено, механически несет нагрузку от давления. А вот чтоб под нагрузкой заряд топлива не трескался и передавал нагрузку на оболочку, в заряд "добавляют пластификатор"Улыбающийся делающий его пластичным, только уж очень много добавлять придетсяУлыбающийся.
Фактически топливо и есть таковой пластификатор (бутилкаучук), а окислителем служит перхлорат аммония (это для РТ-2). Все это вместе и наз. смесевым топливом РДТТ.
Другие "добавки" обеспечат длительность хранения, а третьи, а четвертые...
ЗЫ. эт не я такой вумный, источник- М. Первов, Ракетные комплексы РВСН
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Мимохожий ( Слушатель )
07 апр 2009 01:44:18
Давайте не путать попу с пальцем, а теплоизоляцию - с несущей конструкцией...Подмигивающий
Обечайку движка можно хоть из углеволокна мотать, если уж так надо вес снизить (хотя почему не воспользоваться своеобычным ВТ14, если крышки один фиг из него делать (а они куда массивнее) - непонятно...Подмигивающий ) а теплоизоляция корпуса в таких системах делается из не менее своеобычной двуокиси циркония, слой которой на титановых крышках для полуминутного цикла работы будет миллиметров в семь, а на мотаном стеклопластиковом корпусе - сантиметр от силы...Подмигивающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
07 апр 2009 08:54:27

Ну Вы тоже даете, чуть выше в этом же посте пишете о том, что корпуса современных РДТТ большого диаметра делаются из стеклопластика (точнее органопластика), а потом говорите, что они металлические.  ;)
Честно говоря в РДТТ я дилетант , но фраза в техописании конструкции двигателей 15Д206,15Д305 (1-я ступень),15Д339 (2-я ступень): "заряд твердого топлива - прочноскрепленный с корпусом двигателя ..." говорит как минимум о совместной работе на прочность корпуса и самого топлива.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  G_G ( Слушатель )
07 апр 2009 14:40:14

тут Вы недопоняли. я имел в виду "если будет металлический, то каким должна бытьего прочность, при этом необходима еще и теплоизоляция"
Правилная фраза в техописании. Скрепленность и означает что давлениее продуктов сгорания нагружает и топливоопливо и оболочку, иначе обеспечить требуемое весовое совершенство не удается.
Схема ускорителя которую привел Мимохожий характерна для РДТТ на баллиститных порохах и тп топливах. Подобая схема, где несущей явл только оболочка движка применяется при получении больших и кратковременных импульсов, т.е. это стартовики, р. снаряды, ускорители и тп. Оболочка в этом случае термоизолирована, и пока обгорает термоизоляция оболочки ее несущая способность достаточна, ну а далее и топливо выгорает.
Для МБР эта схема неприемлима, слишком тяжела выйдет тепоизоляция оболочки, а сама оболочка выйдет очень тяжелой.
Потому и введены с РТ-2 "скрепленный заряд"- оболочка скреплена с топливом, значит и топливо и оболочка несут нагрузку, при этом топливо передает нагрузку на оболочку, и защищает ее от нагрева. Топливо служит как бы и обтюратором и теплоизоляцией.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
07 апр 2009 15:50:17

Понятно, спасибо. Так понимаю, что Вы в в этой теме гораздо более понимаете. Мимохожий несколько раз упоминал бронирование. Он все знает, а я постеснялся разглагольствовать, так как сомневаюсь (толком не очень разбираюсь). Но термин "бронирование" помню, причем не по торцам шашек (что это такое ?), а по всей поверхности прилегания твердого топлива к корпусу двигателя. Это только теплозащита или элемент конструкции, обеспечивающий совместную работу на прочность?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  НАлЕ ( Слушатель )
06 апр 2009 20:44:29

Несущим элементом РДТТ является сам корпус, который и рассчитывается на внутреннее давления порядка 60 ... 100 атм. Корпус теплоизолирован изнутри от воздействия высоких температур сгорающего твердого топлива.А иногда и снаружи.Подмигивающий Для борьбы с возможным растрескиванием в состав топлива вводятся пластификаторы, которые облегчают жизнь, но снижают характеристики этого самого топлива.
  • +0.05 / 1
  • АУ