Среднеазиатский капкан. Киргизия и др.
669,692 2,540
 

  Ya ( Практикант )
03 окт 2015 03:15:53

Братва рвется к власти На 120 мест в парламенте Киргизии выдвинуто 234 уголовника

новая дискуссия Дискуссия  180

Братва рвется к власти
На 120 мест в парламенте Киргизии выдвинуто 234 уголовника




В воскресенье 4 октября в Киргизии пройдут парламентские выборы — первые после вступления республики в Евразийский союз. Насколько можно судить по предвыборной кампании, больших сюрпризов голосование в конце недели не принесет, однако есть одна интересная деталь. Нынешний год, согласно признанию представителей местного министерства внутренних дел, уже стал рекордным по числу кандидатов, имеющих уголовное прошлое. Этот факт уже сказывается на качестве политических дебатов между представителями различных партий: в начале недели два кандидата в народные избранники Жогорку Кенеша поспорили о средствах агитации, и в результате выяснения отношений один партиец отправил другого на больничную койку с сотрясением мозга и переломами ребер. «Лента.ру» оценила перспективы киргизского парламента.

Идеологические разногласия
«Политические дебаты» с применением запрещенных приемов — явление в Киргизии довольно распространенное. Идеологические разногласия возникают в парламенте регулярно (причем на высшем уровне: в разборки однажды оказались вовлечены два спикера —бывший и действующий), однако чаще всего в массовые дискуссии с применением подручных средств вступают сторонники депутатов.
По этой причине инцидент на юге Киргизии, который произошел 28 сентября, когда в ходе спора о средствах агитации два кандидата в депутаты перешли к более серьезным аргументам, вначале не вызвал большого ажиотажа. К потасовкам политиков в республике привыкли и рассматривают их как неизбежную часть политической борьбы. Однако спустя некоторое время стало известно, что в результате драки представителя объединения «Республика — Ата-Журт» Камчыбека Ташиева и члена партии «Онугуу-Прогресс» Абдыманапа Абдувахапова последний был госпитализирован с сотрясением головного мозга, кровоподтеками и подозрением на перелом ребер. Разразился небольшой скандал.
Партии тут же обменялись взаимными нападками: «Ата-Журт» заявил, что это была провокация, а в «Онугуу-Прогресс» потребовали освидетельствовать Ташиева на предмет психической вменяемости. К слову, он в республике личность довольно известная — в 2012 году устроил политический хэппенинг: в ходе очередного митинга перелез через ограду президентской администрации ипопытался во главе своих соратников и почитателей прорваться в кабинет руководителя государства. По результатам мероприятия Камчыбек Ташиев был осужден на полтора года тюремного заключения за попытку насильственного захвата власти и публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя. К началу нынешней избирательной кампании судимость Ташиева была погашена, что позволило ему выдвинуться кандидатом.

Ищут пожарные, ищет милиция
Этот любопытный нюанс — когда в высший законодательный орган страны баллотируется человек с судимостью — для Киргизии в нынешнем году скорее общее место, нежели исключение из правил. Еще в начале сентября министерство внутренних дел республики провело проверку представленных партиями списков — с довольно предсказуемым результатом: к уголовной ответственности привлекались 234 кандидата, на оперативном учете МВД состояло 15 кандидатов, а трое претендентов на места в законодательном органе — и вовсе находились на момент выдвижения в республиканском розыске. Этот момент зафиксировали даже в МВД, где пожаловались на 
«рекордное количество кандидатов с уголовным прошлым». По данным пресс-секретаря правоохранительного ведомства Киргизии Бакыта Сеитова, кандидаты привлекались отнюдь не за политическую деятельность. «Есть факты мошенничества, хулиганства, убийства и коррупционные преступления», — рассказал он по результатам проверки.
Скандал привел к тому, что Центризбирком был вынужден начать работу с партиями на предмет чистки рядов кандидатов и даже добился определенных успехов — если верить словам председателя ЦИК Туйгунаалы Абдураимова, около ста потенциальных депутатов перестали быть кандидатами. Впрочем, в самой республике не исключают вариантов: вполне могло случиться так, что «зачистка» списков коснулась только документов — изменятся лишь имя и фамилия кандидата. По крайней мере, такого поворота событий не исключают местные эксперты.
Прецедент уже имеется — в конце августа социал-демократической партии пришлось корректировать свой список из-за вопиющего нарушения: кандидатом был представлен некий Дильмурат Акпаралиев, носивший ранее фамилию Дооронов. По данным МВД, Дооронов был известен как Дики — член организованной преступной группы, «положенец» Ала-Букинского и Чаткальского районов Джалал-Абадской области, осужденный за разбой и изнасилование. Показательно то, что Дики уже имеет опыт работы в органах представительной власти: Акпаралиев-Дооронов побывал депутатом и даже председателем районного кенеша (совета).
Помимо этого, криминальные структуры присутствуют во власти и опосредованно — в прошлом году МВД опубликовало список депутатов местных советов, связанных с организованной преступностью, — всего 20 человек. Сообщение снова вызвало локальный скандал, потому что в целом обвинительный тон для местных правоохранителей не очень характерен: профильное министерство обычно защищает честь депутатов, подозреваемых в связях с противозаконным бизнесом. К примеру, весной нынешнего года по республике широко разошлось сообщение, в котором правоохранители по результатам расследования опровергают сведения о том, что некоторые депутаты Жогорку Кенеша причастны к получению доходов от проституции.

За водку и бешбармак
Неудивительно, что сами выборы в Жогорку Кенеш шестого созыва обозреватели внутри Киргизии характеризуют как довольно коммерциализированные. Это касается и состава партийных списков — в них много предпринимателей, которых по понятным причинам обуяла тяга к законотворческой деятельности, и механизмов выдвижения кандидатов — в республике открыто [url=http://lenta.ru/articles/2015/10/01/zhogorku/(http://www.currentti…67990.html]называют[/url]стоимость места в партийном списке. По данным активистов, место во «второй десятке» партийного списка стоит от 50 до 180 тысяч долларов, выше — до миллиона долларов. Дело дошло до открытых призывов главы государства Алмазбека Атамбаева к избирателям: не продавать голоса за водку и бешбармак. «Если выберете воров, то через два года пройдут выборы президента, а если и там пройдет вор, то куда пойдет Кыргызстан?» — задался почти риторическим вопросом президент.
Публичное признание первого лица государства в необходимости хотя бы создавать видимость честной борьбы продиктовано скорее собственным бессилием: изменить ситуацию решительно невозможно, поскольку политическое поле здесь крайне насыщенное. Это немудрено: Киргизиюназывают президентско-парламентской, полупрезидентской или смешанной республикой — то есть значение представительного органа власти здесь довольно высокое, а депутаты имеют возможность прямого влияния на происходящие в республике процессы. По этой причине высока и конкуренция: заявки на участие в выборах подавали 34 партии, в предвыборной гонке приняли участие только 14 из них. Без малого шестимиллионная страна имеет 188 только зарегистрированных политических объединений.
С приближением дня выборов борьба за голоса избирателей обостряется, кандидаты применяют все более изощренные политические технологии. Так, 28 сентября председатель Ассоциации «Таза шайлоо» («Чистые выборы») Айнура Усупбекова заявила, что все участники парламентских выборов используют имеющийся у них административный ресурс. По ее данным, кандидаты уже не гнушаются запугиванием избирателей, утверждая, что впоследствии смогут выяснить, за кого проголосовал каждый гражданин.

Филипп Прокудин    

http://lenta.ru/articles/2015/10/01/zhogorku/

Выборы в Киргизии: парад популизма и безответственности

4 октября Киргизия выбирает новый парламент, который должен будет вывести страну из экономического кризиса и наладить ее жизнь в ЕАЭС  

 Григорий Михайлов


БИШКЕК2 октября 2015, 23:55 — REGNUM  


Обстановка
Предвыборная борьба в Киргизии началась раньше официального срока — уже в середине июля ряд политических партий начал развешивать наглядную агитацию. Изначально бороться за депутатские кресла изъявили желание 34 партий, но бюрократические нормы, а также необходимость внести 5 млн рублей избирательного залога сократили количество партий-претендентов до 14.
Право голоса в стране имеет 2,76 млн человек, из которых на избирательные участки дойдет максимум 1,5−1,6 млн человек — именно за их голоса и развернулась борьба.

Состав партий
На места в парламенте претендуют 90 из 120 депутатов предыдущего созыва. Но не только этот факт позволяет утверждать, что состав кандидатов схож с предыдущим созывом парламента. Ключевой показатель — списки партий, которые состоят из бывших и нынешних чиновников, бизнесменов, отставного генералитета, а также представителей криминального мира, которые, по совместительству, могут относиться и к одной из вышеперечисленных групп. После протестов МВД, указавшего, что в отношении 234 кандидатов ранее возбуждались уголовные дела, партии почистили списки, удалив самых одиозных персонажей.
Да, в партийных списках можно найти и деятелей культуры, учителей, журналистов, но число их невелико, да и большая их часть играет роль «паровозов» — авторитетных людей, используемых лишь для того, чтобы привлечь симпатии избирателей.

Прогнозы

Фаворит предвыборной гонки — пропрезидентская партия СДПК. Её политтехнологи сделали ставку на образ «надежности». Постоянно продвигая тезис «СДПК — твоя надежная опора», а также упоминая близость к президенту Атамбаеву, социал-демократы имеют шансы взять наибольшее количество голосов.
Ряд местных и российских экспертов-политологов успел заявить, что поддержка СДПК связана со значительной поддержкой президента Атамбаева среди населения. Этот тезис представляется отчасти неверным — за годы непрерывных митингов и политических скандалов в киргизском обществе накопились изрядный скепсис и апатия по отношению к политическим деятелям любого рода. При Алмазбеке Атамбаеве ситуация в стране относительно стабилизировалась, но сказать, что за годы его правления были решены ключевые проблемы Киргизии, а жизнь рядовых граждан ощутимо улучшилась, было бы преувеличением.
Хорошие шансы на победу СДПК точнее объяснять не успехами партии или главы государства, а тем, что граждане будут выбирать «лучших из худших». На фоне остальных партий СДПК показала относительную стабильность и предсказуемость в работе — это единственная партия, которая из присутствовавших в предыдущем созыве парламента не развалилась на части и не была в центре крупных скандалов. Ошибочным является и распространяемое в ряде СМИ утверждение о том, что ожидаемая низкая явка мигрантов в России — показатель недоверия граждан к нынешним властям. Традиционно на всех выборах киргизские гастарбайтеры не слишком активны в голосовании за рубежом.
На победу СДПК работают не только отсутствие равноценных соперников, но и властный ореол (за власть в Киргизии стабильно голосует не меньше 30% избирателей) и административный ресурс, который, без сомнения, будет использован, даже если указания на то из Белого Дома НЕ поступят. Часть глав районов, военных частей и тюрем, стремясь продемонстрировать свою лояльность Центру, наверняка попытается организовать голосование в пользу «партии власти».

Кто займет второе место?
Основная интрига заключается в том, как будут распределены остальные места. Законодательство Киргизии не позволяет лидирующей партии получить более 50% мандатов в парламенте, 60 оставшихся мест — лакомый кусок, за который стоит побороться.
Среди наиболее вероятных победителей есть и партии с опытом, и новички. В последнюю неделю жители могли наблюдать, как накалялась борьба. От словесных обвинений представители конкурирующих политических сил перешли к черному PR и рукоприкладству. На момент написания этой статьи масштабных столкновений между партиями не происходило — обошлось несколькими драками, сгоревшей машиной, парой побитых стекол и десятками сорванных рекламных растяжек.
Из 14 партий более-менее эффектно провели кампанию семь, остальные были заняты освоением бюджета или, играя роль партий — «спойлеров», инициировали скандалы да оттягивали голоса у более сильных конкурентов. Несмотря на амбициозные планы, в нескольких штабах до последнего момента не смогли наладить работу — сказалась нехватка средств, слабость администраторов и политтехнологов, нанятых «по знакомству».
Те, кто нашли и деньги, и технологов, обклеили агитплакатами почти все доступные поверхности. Представители партий, сменяя друг друга, проехали по всей стране с концертами.
Так описал будни села очевидец: «Все делается по-старинке, созываются собрания, устраивают концерты, а приезжают политпартии в регионы пафосными авто-кортежами».
Для агитации использовался широкий набор инструментов. Здесь были концерты, флеш-мобы, выступления астрологов, массовая рассылка кандидатами СМС, разнос по домам «персональных» агиток с упоминанием ФИО получателей, пешие и автомобильные марши сторонников партий по городам, фоторепортажи из жизни кандидатов в стиле lovestory и многое другое.

Пересластили
Местные СМИ оказались буквально завалены предвыборными материалами. Информационные агентства, загаживая свои ленты, каждый день публиковали десятки, а то и сотни пресс-релизов партий. Тексты избиратели практически не читали, но для штабистов было важно отчитаться перед руководством об объемах проделанной работы. Аналогично с телерекламой — агитационные ролики могли длиться по 10 минут каждый. Причем качество их было чаще всего невысоким.
Традиционный сюжет был примерно таким:
«Бурной радостью встретили жители села представителей партии N. Местные аксакалы единодушно поддержали приехавших политиков, сказав, что именно эта партия является выразительницей воли народа и именно за нее будет голосовать это село!».
Следом шел сюжет с аналогичным содержанием, где те же аксакалы хвалили уже другую партию.
Видеоряд, снятый нетрезвым либо неопытным оператором, чаще всего содержал: толпы местных жителей сидящих на стадионе, гарцующих на фоне гор всадников с партийной символикой, а также лидера партии неустанно целующего заранее подготовленных детей.
Хорошие агитационные ролики были редкостью. Качеству агитации партии предпочли количество — уже к середине предвыборной компании объемы агитации, льющиеся из телевизоров, радио, газет и интернета, превысили рамки разумного и начали вызывать отрыжку. Нарастающее отвращение граждан к выборам может сыграть с партиями злую шутку — снизить явку избирателей.

Интернет
Интернет стал площадкой для героической борьбы партийных троллей. Десятки человек круглосуточно набирали тексты с критикой конкурентов и рекламой заказчиков. Впервые активно использовались социальные сети — пиарщики от имени кандидатов выкладывали фотографии с поездок и пытались поддерживать диалог с пользователями.
Новым явлением, по сравнению с агиткомпаниями предыдущих лет, стало усиление цензуры в интернете. Не справляясь с критикой, партии «продавили» ряд сайтов и те закрыли возможность комментирования под pr-публикациями. Информационные агентства, по мнению некоторых интернет-пользователей, «ради денег легли под рекламную цензуру, став баннерами для рекламы без обратной связи с читателями».

Компромат
Не обошлось и без черного PR. Чаще всего конкурентов ругали за неисполненные ранее обещания, близость к криминалитету или сепаратистам, скверный моральный облик, а также связи с беглыми бывшими президентами Акаевым и Бакиевым.
В последние дни потоки критики главным образом шли в адрес одной из лидирующих партий — «Республика — Ата Журт».

Парад популизма
Среди обещаний, озвученных за время предвыборной гонки, можно выделить, например: создание новых рабочих мест, сокращение числа чиновников, смена Конституции, создание «туристической полиции», защищающей исключительно приезжих, люстрацию коррупционеров, участие военных в патрулировании улиц, отмену проверок предпринимателей санэпидстанцей.
Не обошлось, естественно и без обещаний в разы повысить зарплаты и пенсии, предоставить ипотечное кредитование под 10%.
Подавляющую часть обещаний выполнить нереально, на это нет денег, кадров, времени, но это политиков и их штабы не волнует. Оправдываясь, всегда можно сослаться на происки «третьих сил» либо на изменившуюся экономическую конъюнктуру.
Не особо доверяя словам политиков, наиболее предприимчивые граждане требовали оплатить лояльность авансом — распространилась практика, когда домкомы обращались к партиям, предлагая в обмен на ремонт крыши/прокладку труб или иные услуги организовать голосование жильцов в их пользу.

Эффективность кандидатов
Еще одним примечательным нововведением стал «гибкий список» у большинства партий. Штабы озвучили кандидатам норму — каждый кандидат на закрепленном за ним участке обязан принести для родной партии определенное число голосов на выборах. Как этого добиться — проблемы самого кандидата. Если число окажется меньше запланированного, мандат человек не получит. Даже если партия победит, а имя кандидата будет в первой пятерке. Все в рамках закона — руководство партии вычеркнет неэффективных кандидатов из партийных списков, отправив в ЦИК заявления с открытой датой и просьбой о самоотводе, которые кандидаты сдали в штабы еще до начала агиткампании.
Для получения голосов используются все доступные средства, кандидаты подключили к агитации родственников, друзей, коллег, соседей, знакомых и малознакомых. Желая набрать необходимое число голосов, политики распространяют среди электората подарки, сосредоточиваются на живом общении с потенциальными избирателями. Известны случаи, когда руководителям фирм предлагались деньги или преференции в обмен на дружное голосование всем трудовым коллективом в пользу конкретных партий.
Дошло до того, что высокопоставленные чиновники обратились к населению с просьбой не продавать голос. Текущие мелкооптовые расценки, кстати, озвучил первый вице-премьер-министр Киргизии Тайырбек Сарпашев — по его данным, за 20 голосов дают около 5 000 рублей.

Беспорядки маловероятны
Выборы в парламент Киргизии пройдут в это воскресенье 4 октября. Первые итоги станут известны уже в ночь на понедельник. Конфликтный потенциал в стране есть, сохраняется и вероятность организации недовольными акций протеста. Налицо проблемы в системе биометрии, а также недоработки в работе т.н. «электронных урн», которые позволят оппозиции поставить под вопрос достоверность результатов выборов.
В то же время представляется маловероятным, что недовольство результатами может вылиться в массовое противостояние и беспорядки. В Киргизии, пережившей за 10 лет две смены власти, сейчас нет консолидированной оппозиции, нет серьезного недовольства среди населения, нет крупных влиятельных оппозиционных СМИ. Кроме того, на руку властям играет и погода — приближается зима, во время которой митинги проводить сложнее.


Подробности: http://regnum.ru/news/polit/1983931.html 
  • +0.72 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!