Цитата: Ayup-han9 от 05.10.2015 06:22:41Не совсем понятна позиция друга Абдаллы (Иордания). Вроде как у РФ и Асада с ним относительно нормальные отношения, мы даже оружие поставляем в Иорданию, завод по производству гранатометов РПГ-32 "Хашим" простроили... Однако, в приграничных с Иорданией мухафазах Деръя и Сувейда прочно окопались зеленые... Тут не надо быть большим логистом, чтобы определить, что основные пути их снабжения идут из Иордании (или, все же, не из Иордании?). Может Абдалла что-то имеет против друзов, проживающих в приграничных сирийских территориях, или Израиль здесь воду мутит, все таки ... Дело в том, что рядом находится очень мутный район - оккупированные Израилем Голанские высоты с нейтральной зоной, находящейся под контролем разных филлипинцев... Если раньше там были контрабандные тропы, контролируемые израильскими спецслужбами, то что сейчас?
читаем историю и наблюдаем, что это, как и Саудовская Аравия британский проект, но и с интересами израильтян. В общем, вертятся как могут. Да, собственно, всё нынешнее - следствие ПМВ.
Территорию Иордании составляют Заиорданье, являющееся исторической частью Эрец-Исраэль, значительная область Сирийской пустыни и районы Ма‘ан и Акаба, которыми до 1925 г. владел Хиджаз - территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама, здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина, в 1916 - 1925 годах Иордания возникла как независимое государство, возникшее в результате восстания арабских племён против Османской империи.
Север Заиорданья был восточной частью Эрец-Исраэль. Южнее располагались страны Эдом, Моав и Амон. По Заиорданью прошли евреи на пути из Египта прежде чем перейти на западный берег Иордана около Иерихона.
Территория Заиорданья побывала под властью Византии, Ирана, Арабского халифата и его наследников.
В 1517–1918 гг. все эти территории входили в Османскую империю, и будущий король Абдалла с отцом и братьями жил в Стамбуле на положении почетного пленника. Там он получил образование, с 1909 по 1914 г. заседал в турецком парламенте как представитель Мекки и даже был его вице-председателем. В 1914 г. Абдалла тайно встретился в Каире с лордом Китченером и заручился британской поддержкой в борьбе против Османской империи. По инициативе Абдаллы в 1915 г. Хусейн ибн Али вступил в переписку с Генри МакМагоном, который подтолкнул Великого шерифа к антитурецкому восстанию, пообещав тому власть над всеми арабами. Во время Арабского восстания 1916-1918 г. Абдалла командовал Восточной армией. Сирийский национальный конгресс, состоявшийся в 1920 г. в Дамаске, избрал королем Сирии Фейсала ибн Хусейна. После того как французские войска выбили Фейсала из Дамаска, Абдалла двинул свои войска через Трансиорданию на помощь брату. В ноябре 1920 г. его войска сосредоточились в Маане, а 2 марта 1921 г. заняли Амман. Обеспокоенный ситуацией, Уинстон Черчилль пригласил принца на знаменитое "чаепитие", в ходе которого убедил его не нападать на британских союзников-французов. Изгнанному из Сирии Фейсалу дали иракский трон, а Абдалле предложили стать эмиром Трансиордании. Дав согласие, уже 11 апреля Абдалла сформировал первое правительство – "совет советников".
В октябре 1922 г. с санкции Лиги Наций Трансиордания была исключена из сферы действия параграфов мандата о создании еврейского национального очага, и на нее был утвержден отдельный британский мандат. 25 мая 1923 г. английский верховный комиссар в Палестине сделал заявление о признании независимости Трансиордании, оговорив, что ее правительство не должно препятствовать выполнению Великобританией "взятых ею на себя международных обязательств, касающихся этой страны". 11 сентября 1923 г. военные и полицейские силы Трансиордании были объединены в Арабский легион под командованием англичанина Фредерика Пика. Все время своего существования легион использовался для подавления антианглийских выступлений внутри страны, а также в интересах англичан за ее пределами.
Во время Первой мировой войны Великобританией в Каире была создана специализированная организация (штаб), отвечавший за деятельность на территории Оттоманской империи в ходе войны и после ее завершения. Штаб планировал, после победы, создать на территории Оттоманской империи систему государств, зависимых и управляемых Британской империей. Повторяя модель установления британского господства в Индии, они хотели привести к власти в этих странах зависимые от них монархические режимы.
Как главный инструмент установления британского влияния на пространстве БСВ, штаб разработал и реализовал проект формирования виртуального «арабского освободительного движения». Его главой был выбран аравийский племенной вождь «великий шериф Мекки» Хусейн ибн Али аль-Хашими. Он и его наследники – Хашимиты. Они назывались Хашимитами по имени легендарного предка – Хашима, сына родоначальника племени курейш, к которому принадлежал сам Мухаммед. Так что у них было хорошее исламское обоснование права на власть. Хусейн был управителем святых мест ислама, правителем Хиджаза, области на Аравийском полуострове. Он вел длительную войну с другой группировкой племенных вождей – кланом Саудитов, так же претендовавших на власть в Аравии.
В 1916 году, с целью реализации этого плана, сотрудник каирского штаба, (британский арабист, разведчик и авантюрист Томас Эдвард Лоренс – известный как Лоуренс Аравийский), пообещал «великому шерифу из Мекки» Хусейну ибн Али аль-Хашими, что Хашимиты будут властвовать над всеми арабами, если он станет союзником Великобритании в войне с Оттоманской империей и возглавит поход с целью «освобождения арабских земель». В порядке аванса, Великобритания признала Хусейна ибн Али аль-Хашими в качестве короля Хиджаза, региона вокруг Мекки. После ликвидации османского халифата и провозглашения Турецкой Республики, король Хуссейн уже сам «принял» титул Халифа всех мусульман, ни больше и не меньше.
Хусейн ибн Али аль-Хашими принял британское предложение и дал военные отряды под командованием своего сына эмира Фейсала – началось «великое освободительное арабское восстание против Оттоманской империи» под руководством Лоуренса Аравийского.
Военный и организационный потенциал разрозненных полубандитских отрядов бедуинских племен Аравии, бывших под командованием Фейсала, не позволял осуществить этот проект. Однако он послужил хорошей ширмой, прикрывавшей действия английских военных отрядов. Реальный захват власти практически во всех частях региона был проведен военными силами Великобритании, но под вывеской этого движения. Выводя Хашимитов из Аравии, как «освободителей» территории Оттоманской империи, британцы достигали нескольких целей:
• привязывали к себе Саудитов, прокладывая им путь к власти в Аравии, так как выводили из Аравии основные силы их конкурентов – Хашимитов в «великий освободительный поход».
• привязывали к себе Хашимитов, так как пообещали им власть на всем пространстве Оттоманской империи, кроме Турции и Палестины. Их власть была бы, по определению, неустойчива и могла бы держаться только на «британской помощи».
• получали возможность всегда противопоставлять планам США «факты на местности», созданные «дикими и неуправляемыми повстанцами», имели всегда управляемый «голос народа».
При этом Великобритания, в духе традиционной британской дипломатии, обманула своего «союзника» – Халифа всех мусульман. Она обещала ему то, что не могла дать. Еще в 1916 году, Франция и Великобритания по соглашению Сайкс-Пико, поделили между собой все владения Оттоманской империи на БСВ.
Поэтому, когда в 1920 году Османская империя капитулировала, оказалось, что все трофеи войны поделены, мечту о новом Халифате под рукой «Халифа Всех Мусульман» Хашимитам пришлось забыть и принять то, что предлагали британцы. По соглашению Сайкс-Пико британской стала территория, которая исторически называлась Месопотамией, и во времена Османской империи была поделена на вилайеты Багдад, Мосул и Басра. Именно они были предложены сыну «шерифа из Мекки» – Фейсалу, как будущая вотчина, а он «согласился» их принять, несмотря на ряд сопутствующих британских условий. 23 августа 1921 года он стал Фейсалом I, королем этой территории, которой еще надлежало стать страной. Правда, до 1933 года он только царствовал, а верховная власть в стране принадлежала Великобритании, на основании мандата Лиги Наций.
Юридически процесс государственного обустройства территории Оттоманской империи был завершен Советом Лиги наций 24-го апреля 1920-го года на конференции в Сан-Ремо («The San Remo Conference»). На все образованные будущие государства были выданы Мандаты Лиги Наций. США были исключены из этого процесса, так как Конгресс США, где большинство стояло на позиции изоляционизма, не утвердил закон о вхождении США в Лигу Наций, созданную по предложению США. Этим Конгресс лишил США формальной возможности получить мандат на Оттоманскую Палестину.
Мандат Лиги Наций на территорию Оттоманской Палестины получила Великобритания. Она взяла на себя безусловные обязательства, зафиксированные в Условиях Мандата и обязанностях Мандатора, – помочь евреям восстановить государственность Израиля, создать государственный аппарат, наладить жизнь страны, принять миллионы репатриантов, защитить евреев от возможных враждебных действий.
Задачей же Великобритании было не допустить создания Израиля. Практически сразу после получения Мандата, Великобритания начало делать все, чтобы саботировать выполнение условий мандата Лиги Наций на Палестину и предотвратить возникновение государства Израиля.
Мандат Лиги Наций прямо запрещал Великобритании передавать любую часть территории любому другому государству, кроме государства евреев. Но Великобританию никогда не останавливали такие мелочи, как нарушение международных норм и своих обязательств, если в ответ никто не мог нанести ей неприемлемый ущерб. Так, они отдали территорию южнее реки Литании и ряд территорий на Голанах – Франции, а Синай – Египту. А тут у правительства Великобритании сложилась щекотливая ситуация – в 1921 году стало явно, что оно обманула Хашимитов. Сын «шерифа из Мекки» Абдалла, провозглашенный королем Сирии, был силой изгнан французами из Дамаска, куда британцы посадили его Королем, и были правы.
В соответствии с соглашением Сайкс-Пико, это была французская зона, и никакой Хашимит на троне Сирии французам был не нужен. Объяснили они это столь четко и жестко, на понятном бедуинам языке, что Абдалла и его воинство, выходцы с Аравийского полуострова, сломя голову бежали из Дамаска на захваченном ими поезде. На беду Великобритании, они застряли на маленьком железнодорожном разъезде в Заиорданье – кончилось топливо для паровоза. Застряв, они занялись традиционным для них делом – разбойничьими набегами на территорию Сирии и это им понравилось. Так они создали для Великобритании большую проблему с французами, боявшимися, как претензий Абдаллы на власть в Дамаске, так и нападений его банд. Французы начала бомбить Лондон нотами и создавать Великобритании проблемы, где только могли.
Проблема конфликта с Францией оказалась настолько сложной, что в марте 1921 на встречу с Абдаллой в Иерусалим прибыл сам сэр Уинстон Черчилль, занимавший тогда пост британского министра колоний. Сначала Черчилль пытался уговорить Абдаллу продолжить путь в Аравию, где в это время его отец, король Хиджаэа, вел войну с имамом Абд-аль-Азиз ибн Абдурахман ибн Фейсал ибн Абдаллой ибн Муххамед-аль-Сауд, эмиром Неждеда, тоже друга британцев. Ему британцы обещали власть над объединенной Аравией. Формально война эта началась после того, как крутой «шериф Мекки», запретил ихванам Ибн Сауда паломничество в Мекку. Ихваны - это члены военно-религиозной организации ваххабитских фанатиков «Ихван». Целью «Ихван» было насильственное насаждение ваххабизма, уничтожение врагов ислама и Саудидов, т.е. Хашимитов. В ответ на это «безобразие» Ибн Сауд начал войну и его банды жестоко били слабые банды шерифа Мекки, – большая часть его сторонников ушла с сыновьями завоевывать Халифат.
Ехать на такую войну Абдалла категорически отказался, а Черчиллю надо было решить проблему. Чтобы ее решить, сэр Уинстон решил забыть о международных обязательствах Великобритании и предложил Абдалле создать для него, за счет территории будущего еврейского государства, эмират, в обмен на его отказ от претензий на трон в Дамаске и обещание прекратить бандитские набеги на Сирию.
В марте 1946 г. Великобритания окнчательно признала независимость Трансиордании и действие мандата было прекращено. 25 мая того же года Абдалла ибн Хусейн объявил себя королем, а эмират королевством. Но и этот договор, и следующий за ним оговаривали особые интересы Великобритании в Трансиордании.
В ходе Войны за независимость Израиля 1947-1949 гг .Трансиордания явилась одним из основных участников вооруженной борьбы против Государства Израиль. Ее Арабский легион, которым командовали английские офицеры во главе с Дж. Б. Глобб (Глабб-паша), оккупировал Самарию и Иудею (включая восточную часть Иерусалима со Старым городом), заселенную преимущественно арабами.
Следующий король Хусейн учился в Иордании (исламская школа в Аммане), Египте (школа «Виктория» в Александрии) и Великобритании (привилегированная средняя школа «Хэрроу» и Королевская военная академия Сандхерст).
При нём участие Иордании в Шестидневной войне завершилось для нее потерей владений к западу от Иордана и Мертвого моря, в том числе Восточного Иерусалима с расположенными в нем мусульманскими святынями. После этого поражения богатые нефтью Саудовская Аравия, Кувейт и Ливия начали выделять Иордании значительные ежегодные субсидии, но внутриполитическая ситуация в стране резко осложнилась. Новый приток беженцев (около 300 тыс., формально - граждан Иордании) привел к преобладанию палестинских арабов среди населения Иордании.
В итоге Королевская администрация утратила контроль над разместившимися в стране вооруженными отрядами Организации освобождения Палестины (ООП), действовавшими самовольно и образовавшими своего рода «государство в государстве». В сентябре 1970 г. Хусейн приказал иорданской армии подавить ООП. В результате сражений, стоивших жизни тысячам боевиков и мирных жителей (так называемый «черный сентябрь»), палестинские формирования были разгромлены. Их окончательное изгнание из страны (июль 1971 г.) привело к резкому ухудшению отношений между Иорданией и рядом арабских стран (в частности, Кувейт и Ливия отказали ей в субсидиях), а Ливия стала финансировать организации ООП.
В марте 1972 г. Хусейн выдвинул проект присоединения к Иордании на федеративной или конфедеративной основе оккупированных Израилем территорий на западном берегу Иордана (Иудеи и Самарии). Проект был отклонен как Израилем, так и арабскими странами, и даже привел к временному разрыву дипломатических отношений между Иорданией и Египтом.
Нынешний король Абдалла II учился в Исламском колледже в Аммане, а позднее в школе Святого Эдмунда графства Суррей, Англия. Затем он продолжил образование в США - учился в школе Иглбрук и в Академии Дирфилд. В 1980 году Абдалла II начал учиться в Королевской военной академии в Сэндхёрсте (там же, где и отец) в Великобритании, а затем служил в 13/18-м Королевском гусарском полку британской армии.
В 1982-1983 годах Абдалла II обучался в Оксфорде, в Пемброк-Колледже, где прошел курс, посвященный изучению Ближнего Востока.