На правах пятницы...
Подумалось тут - какие порой параллели в истории бывают..
Не являя собой полное подобие - но именно тем и интересны, вроде как намеками
..
1853г. - бодания с турками и начало Крымской компании, вошедшей в историю изумлением противника адмиралом Нахимовым нестандартными методами войны, а также обороной Севастополя.
Спустя год, одновременно с попытками окоротить Россию в Черном и Средиземном морях, Англия и Франция блокируют Кронштадт и запирают для русского флота Балтику - пользуясь тем, что англичане понастроили паровых судов, соперничать с которыми российскому парусному флоту затруднительно.
И вот в такой, скажем прямо, аховой ситуации весны и лета 1854г. - черноморский флот затоплен, запирая вход в Севастопольскую бухту, а несколько парусников заперты в Маркизовой луже и англичане уже открыто угрожают Петербургу (благо, испытывать на прочность форты Кронштадта не решились) - Великий Князь Константин Николаевич, занимавший должность генерал-адмирала, находит невероятно способного управленца и поручает ему исправить ситуацию. Вручив 200 тысяч рублей из собственного кармана.
Этим управленцем был ученик морехода Крузенштерна и математика Остроградского, будущий основатель Петербургского морского порта - Николай Путилов.
Который умудрился за год (!) создать " с нуля" производство паровых кораблей, включая все сопутствующие ему непростые логистические цепочки - и уже к следующей навигации, 1855г, англичане были крайне неприятно удивлены, когда их погнала из Балтики стая новеньких и злобных русских паровых канонерок в количестве 67 штук. А Путилов, говорят, вернул Великому князю что-то около 200 рублей, оставшихся после запуска "проекта".
Как штрих, один из примеров невероятной трудности такого дела и одновременно страшных в своей непредсказуемости русских - грамотность мастеровых, которых отбирали "на проект" по всей стране сотнями, в те времена оставляла желать лучшего, что уж говорить о чтении чертежей. А учить - времени не было от слова совсем. И были отобраны мастеровые, которые изготовляли детали паровых машин, доселе им невиданных - на глаз! Просто повертев образец в руках. И настолько точно, что подгонки потом требовало минимальной.
И вот, спустя 160 лет.
2013г. - попытка создать проблемы России на юге и в Черном море,
2014г. - красивая и совершенно неожиданная для западного мира крымская операция,
2015г., спустя год с небольшим - этот же западный мир введен в изумление наличием у России небольших корабликов во внутренних водоемах, способных помножить им на ноль хваленые номерные флоты.
Очень интересно, что же нас ждет в 2016г.
Особенно с учетом того, что следующая история, связанная с Россией и Путиловым - эпический облом англосаксов в секторе самых передовых на то время технологий)))