Люксовый рынок потихоньку падает
Часы требуют смазки?В русском языке слово «смазать» помимо основного смысла имеет и второй: стимулировать к действию, добавить денег. Зафиксированное в сентябре снижение экспорта часов из Швейцарии на 7.9% говорит о том, что «смазки» требуют очень многие рынки. С недостатком спроса и проблемами в экономике столкнулась не только Россия.
В сентябре экспорт швейцарских часов в Россию упал на 59% относительно прошлого года, месячные поставки составили всего 11 млн. франков. Между тем, наша страна – вовсе не единственная в списке государств-импортеров, где спрос на продукцию часовщиков из Швейцарии продолжает снижаться. Начиная примерно с конца 2013 года на разных рынках фиксируется реальный спад продаж. При этом официальные цифры экспорта и отчетность компаний пока остаются относительно позитивными.
О неизбежном замедлении мирового часового рынка еще в середине февраля говорилось на конференции «Экономический кризис и возможные стратегии часовых компаний», проводившейся Ассоциацией участников часового рынка и издательством Watch Media. В подтверждение своих слов организаторы показывали значительный разрыв между динамикой экспорта швейцарских часов на некоторые крупнейшие рынки и динамикой розничных продаж в этих странах.
Экспорт из Швейцарии и розничные продажи часов на ряде рынков в 2014 г.(Слайд с февральской конференции «Экономический кризис и возможные стратегии часовых компаний»)
Источник: Watch Media В качестве прогноза ситуации на различных рынках был показан слайд, где ТОП-30 стран-импортеров часов были сгруппированы по цветам. Желтым были выделены страны, которые будут демонстрировать динамику, похожую на китайскую. А про Поднебесную уже давно было известно, что розничные продажи падают, и весьма существенно. Оранжевым помечена стагнирующая Европа, а синим - страны, экономика которых зависит от цен на нефть, и тоже вряд ли будет расти. И только выделенные зеленым рынки, по мнению издательства, имели потенциал роста.
Экспорт часов из Швейцарии в 2014 г. и перспективы рынков.(Слайд с февральской конференции «Экономический кризис и возможные стратегии часовых компаний»)
Источник: FHS, Watch Media
Целью докладчиков было показать российским дистрибьюторам потенциальную картину рынка и дать им аргументы на переговорах с производителями во время предстоявшей выставки в Базеле. Тогда в этот прогноз поверили не все: у нас еще было сильно убеждение, что кризис имеет локальную, российскую историю, а весь остальной мир живет хорошо. Сегодня участники той конференции могут сравнить прогнозы начала года с данными, начавшими находить подтверждение в экспортной статистике. Совпало не все, но очень многое.
Скользящая средняя стоимость экспорта швейцарских часов за 12 месяцев.Источник: FHS За 9 месяцев этого года отгрузки швейцарских часов снизились на 2% по отношению к прошлому году. Однако процесс снижения идет по нарастающей: падение в сентябре составило 7.9%. Причем и эта цифра не показывает реальной ситуации на местах.
Сентябрьские данные свидетельствуют о снижении для большинства основных импортеров. В первую очередь речь идет об азиатском регионе. В то время как экспорт швейцарских часов в Китай в первый месяц осени 2015-го сократился на 13%, в кулуарах состоявшейся месяц назад Hong Kong Watch&Clock Fair обсуждали спад розничных продаж на 30%. Там же представители ряда сетей из Гонконга говорили о падении продаж в августе на 60%. В экспортной статистике это отразилось цифрой -18.2% в сентябре и более чем -20% за первые 9 месяцев года.
Экспорт часов из Швейцарии в сентябре 2015 г.Источник: FHS Экспорт реагирует на изменение спроса со значительным временным лагом. Кроме того, экспорт – это всего лишь отражение движения товаров между странами. В ситуации, когда значительная доля мирового рынка приходится на крупнейшие концерны, это означает фиксацию перемещения товаров между офисами одной и той же компании, расположенными в разных странах. А отгрузки, пусть и не обоснованные, позволяют штаб-квартирам концернов показывать цифры, приятные для акционеров.
На люксовом рынке положено рисовать позитивную картину при любой игре. Но информация о реальном положении дел просачивается окольными путями. Например, в виде новостей о работе брендовых бутиков. Некоторые марки, еще недавно считавшие Азию самым привлекательным рынком, в этом году объявили о готовности уйти из региона. В сентябре Wall Street Journal писала о том, что Kering может закрыть ряд бутиков в Гонконге, Макао и материковом Китае, если переговоры по поводу снижения арендных ставок с владельцами недвижимости не придут к положительному итогу на фоне продолжающего спада продаж. В Prada заявили, что если продажи не улучшатся, компания может не продлить некоторые договора аренды, когда они завершатся. В августе закрыл свой бутик в Гонконге Tag Heuer, закрылся и флагманский бутик Coach. Представители китайской ювелирной сети Chow Tai Fook Jewellery Group объявили о том, что для восстановления рентабельности необходимо снизить ставки аренды для некоторых помещений на 20-30%.
О закрытии часовых бутиков в Турции говорили еще в Базеле, и вот в сентябре страна продемонстрировала снижение закупок на 19.4%. Французская часовая ассоциация сообщила, что за три года число часовых магазинов в стране сократилось с 7000 до 5000, т.е. почти на треть. Цифра была бы еще больше, если бы не 80 млн иностранных туристов, которые ежегодно добавляются к 60 млн местных жителей.
Сосредоточенные на своих проблемах, мы не обращаем внимание на новости из других государств. Тем более, что для некоторых стран глобальные экономические процессы только начали отражаться в статистике потребления часов. Суммарный экспорт из России упал на 30%, говорят, что виной тому санкции и подешевевшая нефть. Ни один из этих факторов не влияет на Южную Корею, но экспорт из этой страны упал на 15%. В Корее давно говорят о сложной ситуации на предприятиях-лидерах индустрии, многие из которых находятся в предбанкротном состоянии. Поэтому сентябрьское падение экспорта часов в Корею на 35% не удивило никого. Кстати, рынок Южной Кореи был одним из немногих, кто рос даже в сложные 2008-2009 годы.
И это не единственный пример стран, считающихся благополучными, но в реальности испытывающих серьезные сложности. В свете общих упадочных настроений снижение индекса промпроизводства в России воспринимается как вполне ожидаемое. Между тем, на вебинаре «Куда идут часы?», который 6 октября издательство Watch Media провело для специалистов часового рынка, главный редактор журнала «Часовой бизнес» Вячеслав Медведев сравнивал цифры снижения промпроизводства в России и в Сингапуре: -3,7% у нас против -7% у азиатского государства. На этом фоне сентябрьское падение поставок часов в Сингапур в -14.6% выглядит даже оптимистично.
Не все хорошо со спросом и в США. Еще в середине лета приходили оценки снижения розничных продаж часов на 10-22% в зависимости от сегмента. Соответственно, цифры поставок тоже не стабильны: в сентябре -17.6%.
Спрос падает не только на часы. Мировой потребление золота снизилось на 14%. О масштабах происходящего в мире хорошо говорит пример De Beers: летом компания отказалась взимать предусмотренные контрактами штрафы с покупателей, не выбирающих оговоренные объемы камней. Крупнейший продавец алмазов понимает, что никакие штрафы не помогут стимулировать спрос.
Рынок давно стал глобальным, и все кризисы мы переживаем вместе. Санкции и подешевевшая нефть стали дополнительным ударом по экономике России. Но в целом происходящее у нас является частью общемировых проблем. Глядя на происходящее в мире, иначе начинаешь воспринимать определенное закрытие российского рынка. Не попытка ли это государства отгородиться от чужих проблем и разобраться в своем хозяйстве?
Кризисы 1998-го и 2008-го приходили в Россию с опозданием в среднем на полгода, и выходили из них мы медленнее остальных. На этот раз наша страна оказалась на острие проблем. Значит, можно ожидать, что и справиться с ними нам тоже удастся быстрее других. Во всяком случае, интерес иностранных производителей к России не снижается несмотря на цифры импорта. «Кризис через год-другой кончится, а 140 миллионов населения останутся» - говорят они.