В начале октября Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) выпустила
очередной годовой доклад о торговле и развитии (извините за тавтологию, но они ещё и другие доклады выпускают
).
Это достаточно большой 222 страничный документ как раз по теме ветки
Так как сам доклад пока полностью не прочитал перескажу в
перепеве "Эксперта":
Цитата: ЦитатаНесмотря на то что в мировой экономике сформировался избыток ликвидности, темпы экономического роста оставляют желать лучшего — так в общих чертах формулируется проблема, которую рассматривают авторы доклада. Небольшая иллюстрация: за семь лет, прошедших под девизом количественного смягчения, активы центральный банков G4 увеличились более чем на 60%, тогда как валовые инвестиции в основной капитал для этих же стран не изменились. При росте на 4% в 2010 году сегодня мировая экономика может похвастать только 2,5% — это нехитрое наблюдение сводит на нет весь пафос послекризисного восстановления.
Называя причины такого безрадостного положения дел, специалисты UNCTAD не стесняются прибегать к бескомпромиссной риторике. Частный капитал, по их словам, так и не научился мыслить в категориях долгосрочного роста, он движим сиюминутными спекулятивными целями и игнорирует финансирование производственной деятельности. Всемирная финансовая интеграция зачастую оказывает не просто ограниченный, но и крайне сомнительный позитивный эффект: прямые иностранные инвестиции в развивающиеся экономики только на первых порах восполняют дефицит внутренних сбережений, но зато сразу и ощутимо снижают иммунитет перед внешними потрясениями. Отсюда же проистекает глобальная проблема долга, лишь отчасти вызванная расточительностью национальных правительств: «Причиной накопления государственного долга обычно является замедление роста в условиях кризиса и необходимость санаций в частном секторе (национализация частного долга, рекапитализация банков и переоценка стоимости обязательств в иностранной валюте вследствие девальвации)». Но, что самое интересное, специалисты UNCTAD обращают внимание и на менее очевидную проблему. С середины 1980-х доля оплаты труда в ВВП в развитых странах сократилась на 10 процентных пунктов, что существенно ударило по доходам и потребительскому спросу и не могло не отразиться на частных инвестициях.
Отсюда и рецепты UNCTAD, выдержанные в кейнсианском духе. Роль архитекторов новой модели экономического роста предлагается возложить не на абстрактный частный капитал, а на национальные правительства — им в свою очередь нужно найти смелость отказаться от примата денежно-кредитной политики и сосредоточиться на государственных инвестициях, стимулировании внутреннего спроса, фронтальном росте зарплат и доходов населения. «Увеличение бюджетных расходов и рост доходов помогают повысить как реальные, так и потенциальные темпы роста производства, формируя таким образом благотворную обратную связь, которая позволяет заложить фундамент будущего устойчивого, неинфляционного роста», — говорится в докладе. В качестве инструментов таких инвестиций предлагается использовать банки развития — национальные и региональные.
Несмотря на то что рецептов для конкретных стран в докладе нет, отдельные пассажи звучат так, будто адресованы Банку России. «Центральные банки могут и должны делать больше, чем просто поддерживать стабильные цены или конкурентоспособный обменный курс в интересах развития. Например, они могли бы влиять на процессы кредитования и процентные ставки, помогая перевооружению промышленности, а также оказывать столь необходимую поддержку банкам развития и органам, отвечающим за бюджетно-налоговую политику, как это делали центральные банки многих новых индустриальных стран.
Одной денежно-кредитной политикой многого не добиться; для создания структурных механизмов и условий, которые стимулировали бы рост производительности труда и совокупного спроса в стране, необходима активная бюджетно-налоговая и промышленная политика».