Цитата: Юрий-Западная Сибирь от 27.10.2015 12:28:34Да ладно, АндрейКа. Не желает автор слышать любое мнение, которое отличается от собственного. Что-же, это выбор. Будет еще одна книга, над которой будут смеяться профессиональные историки. Мало таких книг было до этого.
И вдогонку о лошадях.
Расстояние мерилось в дневных переходах. Это не реальный дневной переход, он в различных условиях и у разных экспедиций разный. Дневной переход – это расстояние между ямами (гостиными дворами). В ямах путешественники меняли лошадей, (думаю, иногда приходилось ждать) перегружали багаж и снова двигались в путь. Если свободных и отдохнувших лошадей нет, то все, дальше никуда не двигались. Обоз двигался в 2 раза медленней конной группы. Расстояние между ямами в России 40-50 верст. «Монголки» были мельче и слабее современных коней. Не зря же монголы ходили в поход одвуконь, а казаки воевали на 1 коне. Получается, 1 современный конь заменяет 2 монголки. Значит их и менять нужно было в 2 раза чаще.
Если о лошадях и их возможностях, то сравнивать надо и с переходами конных соединений, ибо обоз, и с ездой как вы написали от ямы к яме.
Кстати Карпини писал об том что при быстрой езде, были постоянные сменные лошади. В 18-19 веках подобная езда позволяла добраться из Петербурга в Москву за 7 - 10 дней, а курьеру за три с небольшим.
И ещё, то что монголки меньше современной лошади, компенсируется тем что и всадники в среднем легче современных, и кроме того намного более неприхотливы и выносливы, ну и как уже писал лошади для монголов расходный материал.
Информация для размышления 1
Скорость кавалерииЦитата: ЦитатаВ этих данных кроется особенность характеристики лошади, которую в играх воспроизвести не умеют до сих пор. Дело в том, что во всех известных мне играх скорость кавалерии унифицируется: на марше ли, в атаке ли она оказывается одинаковой.
Между тем различие оказывается намного сильнее, чем у пешего человека. Даже легкий гусарский полк редко будет демонстрировать на дороге более 12 км/ч; тогда как по сигналу трубы он ускорится едва ли не вчетверо. Представляете себе пехотный полк, бегущий в атаку со скоростью 20 км/ч? Вот и я не очень.
С другой стороны, на далеких переходах конь не дает даже двух-трехкратного перевеса над пехотой в скорости передвижения. Он гораздо быстрее устает. Если есть возможность сменять лошадей (так, например, в кочевой армии у каждого всадника по две-три лошади или даже больше), то эти самые 12-15 км/ч проявятся во всей красе; но обычно у кавалериста всего одна лошадь, и в день она способна преодолеть километров 30-50 (кочевники могут похвастаться примерно 100 км/день). Для сравнения: стандартный марш римского пешего легиона — 25 км/день, ускоренный — до 40-50 км/день...
Итак, во сколько же раз конница быстрее пехоты? В одной фразе и не ответишь:
-в атаке (где время измеряется минутами) — примерно в 5-10 раз;
-во время маневра (например, фланговый обход — время измеряется часами) — примерно в 2-3 раза;
-на марше (время измеряется днями) — скорость сопоставимая, от равной до где-то в полтора раза большей (для кочевников — в 3-4 раза большей).
Информация для размышления 2
с одного из форумов
Цитата: ЦитатаВот пример, 20 ноября 1942 года 4 кавкорпус был введен в прорыв. К середине 21 ноября он прошел около 70 километров по пересеченной местности. С боями.
Именно как пример форсированного перехода в тяжелых условиях. Если говорить о менее экстермальных условиях, то это где-то 15-75 километров в сутки в зависимости от срочности и условий местности (по уставу норматив - 50 км/сутки). Скажем, во время Курской битвы на совершение 250 километрвого марша в условиях размытых дорог 2-му гвардейскому кав.корпусу потребовалось около недели + 2 дня на сосредоточение и отдых.
Выделенное вполне бьётся с мнением туристов конников, ходивших и организовавших самые разные конные походы.
А так же с бытом сёл вокруг дачи, где коневодство часть быта.
Ну а если есть придорожные ямы и сменные лошади, то как в 18-19 веках 7 - 10 дней из Москвы в Петербург в карете, или 3 с небольшим дня курьером.
Насчёт курьеров и дальних верховых переходов, как то из Ашхабада в Москву 4500км за 83 в.дня, или Дубны в Париж 2633км за 33 дня, или из Петербурга в Читу 6569верст за 112 дней....
Информация для размышления 3.
Из истории дальних конных переходов
Потребность в верховых лошадях, обладающих силой и выносливостью, резвостью и красивой статью была в России всегда. Нужда в таких лошадях обусловливалась целым рядом причин: военной необходимостью, плохим состоянием дорог, принятым среди русской знати церемониалом нарядных выездов и смотров.
С 1756 года в России, как и в странах Западной Европы, начали организовывать турниры и состязания, где демонстрировались искусство наездника, красота, выезженность лошади, точность и гармоничность ее движений. С 1766 года в Петербурге стали проводить так называемые «Рыцарские карусели», в программу которых входили бои в конном строю на копьях и палицах, фигурная езда под музыку. С 1872 года неподалеку от Петербурга в районе Красного Села стали организовывать скачки с препятствиями — стипль-чез, а несколько лет позднее — пяти- и двадцатипятиверстные скачки по сильнопересеченной местности. Интересно отметить, что и сейчас эта станция, в окрестностях которой проходили скачки, носит название «Скачки», и многие пассажиры пригородных поездов, отправляющихся в путь с Балтийского вокзала Ленинграда, не подозревают о происхождении названия станции.
В 1889 году впервые в истории отечественного конного спорта был совершен дальний пробег в 2633 км из Дубны (бывшей Полтавской губернии) через Киев и до столицы Франции Парижа. Героем пробега был корнет 26-го Бугского драгунского полка Михаил Васильевич Асеев. Весь путь от Лубны до Парижа он проделал за 33 дня, просидев в седле 339 ч 45 мин.
Переход осуществлялся на двух лошадях: англо-донской породы кобыле Диане и ремонтной кобыле Влаге, купленной М. В. Асеевым для похода на собственные сбережения. Пробег проводился по туркменскому обычаю «о двуконь» — одна из лошадей шла под всадником, другая несла поклажу, и так попеременно. В начале пробега Асеев преодолевал за день около 45 верст, а после некоторой тренировки довел скорость продвижения до 108 верст в день.
В Париже, в момент прибытия туда М. В. Асеева, проходила Всемирная выставка, и русский герой-кавалерист сразу же оказался в центре внимания многочисленных посетителей выставки и представителей прессы. Более 200 журналов поместили статьи с восторженными откликами на этот дальний конный пробег.
В России у Асеева появились последователи. Так, с 7 ноября 1889 года по 19 мая 1890 года продолжался конный переход по маршруту Благовещенск—Москва—Петербург Дмитрия Николаевича Пашкова — сотника Амурского казачьего войска. Отважный конник преодолел 8283 версты. В 1895 году сослуживец Д. Н. Пашкова сотник Иван Егорович Кенике проделал путь из Петербурга в Читу за 112 дней, покрыв расстояние в 6569 верст,
Исключительным по своей неповторимости был конный переход из Харбина в Петербург (9000 верст) казачки Александры Кудашевой. Смелая женщина вместе с мужем—войсковым старшиной—участвовала в русско-японской войне 1905 года и за храбрость и отвагу в боях была награждена медалью. В дальний конный пробег она отправилась на своем верном иноходце Монголике по походному обычаю налегке. Необходимые вещи и припас продуктов были уложены в дорожный вьюк, крепко притороченный к седлу.
Одетая в черкеску, шаровары, сапоги и папаху, вооруженная револьвером и охотничьим кинжалом, отважная казачка провела в пути целый год. Позади остались глухая тайга, лесные чащобы, каменистые сопки, тяжелые переправы через бурные реки, болота. Как бы ни уставала она за день, никогда не забывала прежде всего почистить и накормить своего верного и безотказного спутника Монголика.
Во всех петербургских газетах и журналах летом 1913 года были помещены статьи с фотографиями отважной амазонки. Например, журнал «Огонек» (№ 37) писал: «Ни на шаг не отходит сибирячка-наездница от своего скакуна, каждый день его кормит, чистит и даже моет. На ночевках она ложится рядом с ним, деля все трудности тяжелой дороги».
С развитием железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта нужда в лошади несколько снизилась. Но лошадь всегда была и будет верным другом и помощником человека. В годы первой мировой и гражданской войн в России были уничтожены многие тысячи лошадей ценнейших пород, коневодству был нанесен тяжелый урон. После гражданской войны конный спорт в нашей стране становится подлинно массовым явлением. Конноспортивные состязания и национальные игры получают заслуженное признание.
Советский конный спорт ведет свою родословную с 1923 года—с момента организации соревнований конников .Красной Армии. Тогда в конноспортивных состязаниях приняли участие сотни конников. Были организованы пробеги на 450 км из Ростова-на-Дону в Харьков и на 100 км. Среди 36 участников пробега были выдающиеся полководцы гражданской войны К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный.
10 июля 1928 года состоялся финиш дальнего конного пробега по маршруту Ленинград — Харьков (свыше 1500 км) группы спортсменов-конников из общества «Динамо». Весь путь они прошли за девятнадцать дней.
Примечательно также и то, что в дальних конных переходах активное участие принимали женщины-конники. Так, в 1935 году семь жен командиров-пограничников совершили конный пробег от советско-финской границы до Москвы (900 км) за десять ходовых дней. В этом же году 25 девушек-колхозниц из республик Средней Азии проехали 600 км по зыбучим безводным пескам пустыни Каракум и финишировали в Ашхабаде.
22 августа 1935 года москвичи и гости столицы встречали на Красной площади посланцев далекой Туркмении. Конники этой республики, стартовав в Ашхабаде 30 мая, прошли 4300 км тяжелейшего пути до Москвы за 83 ходовых дня. Путь их лежал по безводным пескам Каракумов, болотистым берегам Амударьи и тогда еще практически неисследованным просторам плато Усть-Урт. Подобных пробегов по трудности и протяженности маршрута в то время в мире не было.
В 1936 году студенческий конный отряд Харьковского механо-машиностроительного института прошел дорогами легендарного рейда Первой Конной армии по тылам белой армии Деникина. С 8 по 27 июля конники-студенты проделали 700 км по маршруту: Харьков — Борислав — Каховка—через Днепр—Турецкий перевал—Перекоп— Армянск. Комиссаром отряда был студент Михаил Семко, ныне профессор, ректор института.