Саммит по вопросам региональной безопасности в МанамеИсточник:
http://bmpd.livejournal.com/1560849.htmlВ период с 30 октября по 1 ноября 2015 года в столице Королевства Бахрейн городе Манама прошел 11-й саммит по вопросам региональной безопасности (11th IISS Manama Dialogue Regional Security Summit). Этот форум под эгидой лондонского Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS) проводится на регулярной основе с 2004 года.
В период с 30 октября по 1 ноября 2015 года в столице Королевства Бахрейн городе Манама прошел 11-й саммит по вопросам региональной безопасности (
11th IISS Manama Dialogue Regional Security Summit). Этот форум под эгидой лондонского Международного института стратегических исследований (
International Institute for Strategic Studies, IISS) проводится на регулярной основе с 2004 года.
Отель Ritz-Carlton Bahrain, в котором проходили заседания саммита (c) bmpdВ этом году в работе форума приняли участие делегации 39 государств мира и четырех международных организаций. Национальные делегации были представлены органами государственной власти (как правило, руководителями внешнеполитических и военных ведомств или их заместителями, членами профильных парламентских комиссий и комитетов, высшими и старшими офицерами вооруженных сил) и неправительственными организациями (академической наукой, аналитическими центрами и средствами массовой информации). Военные были представлены основном государствами Персидского залива, США, Великобритании, Австралии, Франции и Германии.
Россия была представлена чрезвычайными и полномочными послами Российской Федерации в Королевстве Бахрейн и в Республике Йемен (Вагиф Гараев и Владимир Дедушкин, соответственно), а также сотрудником Центра анализа стратегий и технологий (Максим Шеповаленко) и обозревателем международного отдела газеты «Коммерсантъ» (Мария Ефимова).
Работа форума была организована в пяти пленарных заседаниях (
plenary sessions) и в заседаниях четырех профильных групп (
special sessions). Доклады в пленарных сессиях, вопросы к докладчикам и ответы на них носили официальный характер, протоколировались (
on the record) и доступны на
веб-сайте организатора форума. Доклады и последующая дискуссия в заседаниях профильных групп носили неофициальный характер (
off the record) и не предназначены для СМИ.
Темами пяти пленарных заседаний стали: политика США и вопросы региональной безопасности (
US Policy and Regional Security), ситуация в регионе после заключения ядерной сделки с Ираном (
The Region after the Nuclear Negotiations), вызовы экстремизма (
The Challenges of Extremism), конфликты и коалиции на Ближнем и Среднем Востоке (
Conflicts and Coalitions in the Middle East), предотвращение распространения конфликта (
Managing Conflict Spill-Over).
В заседаниях четырех профильных групп обсуждались следующие вопросы: будущее Йемена (
Group I:
The Future of Yemen), военная стратегия и оперативно-стратегические планы государств Совета сотрудничества государств Персидского залива и нерегиональных держав (
Group II:
GCC Defence Posture and External Powers), стабилизация слабых государств (
Group III:
Stablising Weak States), роль политического ислама (
Group IV:
The Role of Political Islamism).
Ключевые тезисы, высказанные участниками форма в ходе пленарных заседаний и в заседаниях профильных групп, сводятся к следующему.
На пленарном заседании саммита (с) bmpdНарратив нефтяных монархий Персидского залива:
- Военизированные организации шиитов – ливанская «Хизбалла» (
Ḥizbu'llāh, Сторонники Всевышнего) и йеменская «Ансаралла» (
Anṣārullāh, Сподвижники Всевышнего) – приравнены к официально признанным международным сообществом террористическими организациями ваххабитско-салафитским «Даиш» (
ad-Dawlah al-Islāmiyah, Исламское государство) и «Джебхат ан-Нусре» (
Jabhat al-Nuṣrah li-Ahli ash-Shām, Фронт содействия народу Леванта) и, наряду с последними двумя, перечислены через запятую в качестве главных угроз для государств региона.
- Иран, являющийся спонсором «Хизбаллы» и «Ансараллы», рассматривается как государство, добивающееся статуса регионального гегемона и с этой целью осуществляющее вмешательство во внутренние дела стран региона (
interference in the affairs of regional states) – Сирии, Йемена, Бахрейна.
- Главной причиной гуманитарного кризиса в Йемене является вооруженное сопротивление хуситов из «Ансараллы» действиям региональной коалиции во главе с Саудовской Аравией, но никак не последние.
- Россия имеет свои законные интересы в Сирии и могла бы сыграть положительную роль в сохранении национального единства Сирии и преодолении политического кризиса при условии, что не станет поддерживать только одну из противоборствующих сторон во внутригражданском конфликте.
- Координация действий России и Ирана в Сирии является тактическим, а не стратегическим союзом.
- После разблокирования замороженных в западных банках авуаров Иран должен направить их на цели экономического развития и усовершенствования инфраструктуры, а не на финансирование своей агрессивной политики в регионе.
- В отношении взлета популярности Исламского государства констатируется наличие двух очевидных проблем (
the two white elephants in the room): для Сирии – это наличие у власти Башара Асада, для Ирака – это отсутствие политических (в первую очередь, в межконфессиональных отношениях) реформ. В связи с этим: (а) «Асад должен уйти»
, а иностранные войсковые контингенты – в первую очередь, иранские – должны быть выведены из Сирии; (б) иракские шииты должны поделиться властью с суннитами.
- Саудовская Аравия видит себя лидером объединенной группировки вооруженных сил Совета сотрудничества государств Персидского залива и при этом выступает за создание более широкой коалиции арабских и иных мусульманских государств с включением в нее Египта, Иордании, Марокко, Пакистана и Малайзии.
- Вызывает удивление тот факт, что успешное установление международного контроля над ядерной программой Ирана не экстраполировано на ядерную деятельность других стран региона, в первую очередь, Израиля.
- Израиль и Иордания несут всю полноту ответственности за соблюдение режима посещения мусульманами мечети Аль-Акса (al-Masjid al-Aqṣā, Отдалённейший храм) в Иерусалиме (Куддусе) и безопасность паломников перед лицом угроз израильских экстремистов. Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе (с прилегающей территорией) считается третьей по значению святыней Ислама после мечетей аль-Харам в Мекке (al-Masjid al-Ḥarām, Храм Завета) и ан-Набави (al-Masjid an-Nabawi, Храм Пророка) в Медине.
Рабочий момент пленарного заседания (c) bmpdАмериканский нарратив:
- Идет обусловленное стремительными темпами научно-технического прогресса и всевозрастающей экономической взаимозависимостью перераспределение силы между собственно государствами, между государствами и негосударственными акторами, между государствами и надгосударственными объединениями. При этом в ряде регионов наблюдается опасная эрозия государственной власти и появление лакун суверенитета и правопорядка.
- США, вопреки расхожему в регионе мнению, не оставляли, не оставляют и не оставят своим вниманием Ближний и Средний Восток. Однако в фокусе этого внимания в большей степени оказываются экономико-гуманитарные аспекты (
soft power) – вопросы экономического развития, науки и техники, а также культуры и образования, нежели исключительно военные (
hard power), как прежде. При этом у США нет волшебных рецептов (
silver bullet solutions) для решения проблем стабильности в регионе. Десятилетний опыт фактического американского протектората над регионом (
a decade of sacrifice) привел к переоценке результативности и устойчивости (
effectiveness and sustainability) подобного рода военного вмешательства без четких сроков и ясных целей (
indefinite and undefined military interventions), которое имеет следствием «многочисленные непреднамеренные последствия» (
vast unintended consequences). В связи с этим США предлагают государствам региона самим выработать консенсуальный способ обеспечения безопасности, который они, в свою очередь, поддержат всей своей военно-дипломатической мощью.
- США относятся к ядерной сделке с Ираном именно как сделке, с одной стороны, заблокировав ее посредством Ирану надолго дорогу к обладанию ядерным оружием, с другой стороны, не испытывая иллюзий относительно ее долгосрочного положительного эффекта. В связи с этим и в ответ на растущую обеспокоенность арабских государств Персидского залива «предосудительными действиями» (
objectionable actions) Ирана по подрыву региональной стабильности и поддержке терроризма (
efforts to spread instability throughout the region and support terrorism) США по итогам кэмп-дэвидского саммита (13-14 мая 2015 года) интенсифицируют свое военно-техническое сотрудничество с государствами региона по целому ряду программ: создание единой региональной системы ПРО (
linking the ballistic missile defense systems of the Arabian Peninsula), охватывающей Саудовскую Аравию, Катар, Оман, Бахрейн и Кувейт; подготовка сил специальных операций (
providing special operations training); обеспечение коллективной безопасности морской деятельности (
cooperating more deeply on maritime security); укрепление информационной безопасности (strengthening cyber security); усиление сотрудничества в вопросах пресечение трансграничного транзита иностранных боевиков (
bolstering cooperation in intercepting foreign fighters…), финансирования террористических организаций (…
terrorist financing) и незаконного оборота грузов (…
elicit cargoes).
- За 14 месяцев действий возглавляемой США коалиции по объектам Исламкого государства нанесено свыше 7,7 тыс. авиационных ударов, освобождено 30% территории Ирака, находившейся под контролем Исламского государства; взято под контроль 85% сирийско-турецкой границы и ведется подготовка к перекрытию оставшейся 110-километровой горловины, дающей боевикам Исламского государства выход к сирийско-турецкой границе.
- Военное вмешательство России в сирийский кризис является убедительным примером действия закона «непреднамеренных последствий» и приведет к двоякому результату: с одной стороны, возрастет политическое влияние России на режим Башара Асада, с другой стороны, усилится воздействие этого кризиса на обстановку в России и ее политику. Россия не сможет длительное время действовать в Сирии без роста соответствующих экономических, политических и военных издержек. Вариант, при котором Россия сможет на протяжении длительного времени вести боевые действия в Сирии, США рассматривают как чисто гипотетическую возможность (
hypotheticals about “what if”).
- Максимум, чего смогут добиться русские – это не дать «свалить» Асада, но обеспечить его победу они не смогут (
at best only to prevent Asad from losing, not to make him win). Военная победа над оппозицией исключена (
There is no military victory to be had). Неизбирательные, хотя и многочисленные, авиационные удары ВКС России не сопровождаются существенными успехами сирийских войск на земле (
Russia's indiscriminate air campaign – while dropping many bombs – is making virtually no gains on the ground). Режим Асада контролирует всего лишь 20-30% территории Сирии.
- Путин в сирийском кризисе, как и в украинском, действовал решительно на тактическом уровне, но при этом совершил стратегические ошибки. Если до военного вмешательства России в события на Украине идею вступления этого государства в НАТО поддерживало 30% населения, то сейчас – 65-70%. Аналогичным образом выступление России на стороне шиитов – режима Асада, «Хизбаллы» и Ирана – отчуждает от нее суннитов как в Сирии и государствах ближневосточного региона, так и в самой России.
- США приняли решение о выделении очередного транша помощи сирийской оппозиции в сумме 100 млн долл., доведя общий ее объем до 500 млн. долл.
Британский нарратив:
- На протяжении многих лет Великобритания проводила ошибочную политику в отношении экстремизма, не проводя различий между его ненасильственной (
non-violent extremism) и воинствующей (
violent extremism) формами во имя так называемого «мультикультурализма». Британское общество было чрезвычайно терпимо к нетерпимости (
tolerance of intolerance) и нетерпимым к различиям (
tolerance of difference). Результатом стала узурпация и извращение (
hijacking and corruption) ислама экстремистами.
- Недавно обнародованная правительством Великобритании комплексная стратегия борьбы с экстремизмом предполагает: противодействие идеологии экстремизма, укрепление сплоченности общества, поддержку умеренного мейнстрима в общественном сознании и повсеместное – от школ и мечетей до университетов, тюрем и благотворительных фондов – блокирование деятельности экстремистов. Главная цель стратегии – освобождение ислама из-под манипулирующего воздействия экстремистов.
- Ближний и Средний Восток остается стратегически важным для Великобритании регионом мира – отсюда страна импортирует 47% своих энергоресурсов.
- Военно-техническое сотрудничество Великобритании с государствами Персидского залива будет ориентировано на: обучение и боевую подготовку личного состава вооруженных сил государств-реципиентов, в частности, обучение тактическим приемам, способам и порядку действий (
Tactics, Techniques, and Procedures) в операциях, подобных проводимой просаудовской коалицией в Йемене; интеграцию систем боевого управления, связи, информационного обеспечения и разведки (
Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance, C4ISR); поставку испытанных в боевых условиях образцов вооружения, военной и специальной техники, включая специализированные программно-аппаратные комплексы (
supply of combat-proven equipment, hardware and software); повышение оперативной совместимости (
interoperability) вооруженных сил государств региона, в особенности в вопросах создания единой системы обеспечения средствами поражения
(common munitions), единой системы материально-технического обеспечения (
common logistics) и единой системы медико-санитарного обеспечения (
common medical services). В свою очередь, Великобритания рассчитывает на обратную связь от вооруженных сил государств-участников антихуситской коалиции в плане обмена опытом боевого применения сил и средств.
- В будущем основная часть разведывательных данных будет добываться британцами с использованием систем обработки больших массивов данных (
big data analytics), извлекаемых их открытых источников, в особенности из социальных сетей
.- В отношении военного вмешательства России в Сирии британцы считают более правильным ставить вопрос не о возможности ведения ей продолжительных военных действий и связанных с этим затратах (здесь у них как раз сомнений нет), но о практическом результате этих действий. При этом британцы считают целесообразным использовать это вмешательство в интересах западной коалиции, а «не уходить в глухой отказ» (
exploit the Russian intervention avoiding rejectionism).
КОММЕНТАРИЙ:Интересный обзор.