Переговоры «двух Китаев» указывают на тектонические сдвиги в мировой политикеЭпоха доминирования США окончательно уходит в прошлоеСМИ сообщают, что председатель КНР Си Цзиньпин и президент Тайваня Ма Инцзю в субботу проведут встречу в Сингапуре.
Китай не признает фактическую независимость Тайваня, а Тайвань считает себя наследником исторического Китая. Все послевоенные годы это обстоятельство было непреодолимым препятствием на пути контактов между двумя китайскими лидерами.
И вот, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки.
О чем свидетельствует данный факт? Какую позицию должна занимать Россия по этой проблеме?
На вопросы KM.RU отвечает автор книги «Почему Америка наступает» Андрей Паршев.
Обе страны официально считают себя настоящим Китаем- Отношения Тайваня и Китая - необычное явление в мире. Тайвань нельзя назвать сепаратистским государством. Дело в том, что обе страны официально считают себя настоящим Китаем.
Хотя на Тайване есть политические силы, вступающие за создание тайаньского государства, но у власти находится Гоминьдан, а в парламенте представлены еще несколько партий, имевших представителей в парламенте Китая, то есть до 1949 года.
Причем в КНР отчасти есть дублирующие аналоги этих же политических организаций. Если кто не знает, в Китае - многопартийная система, там реалии не такие, какие мы знаем из опыта Советского Союза.
На Тайване считают, что история Китайской республики не прекратилась в момент революции 1949 года, а продолжается на острове. Они очень долго надеялись, что с американской помощью вернутся на континент и снова будут править единым государством.
Сейчас, похоже, эти мысли окончательно покинули тайваньскую элиту, и движение в сторону мирного объединения усилилось. Об этом, кстати, давно говорят на материке.
Мы всегда поддерживали Китай в «тайваньском вопросе»Причин тому несколько. Один из факторов это пример мирного возвращения в Китай бывших колоний. В первую очередь, вспоминается Гонконг. Да, там есть сложности, была даже попытка инспирировать протесты, но они не вылились в настоящий «Майдан».
Тем не менее понятно, что Гонконг чувствует себя очень неплохо в объятиях своей материнской державы. Видимо, Тайвань рассчитывает на что-то подобное. Уровень жизни на острове довольно высок, экономика достаточно развита, поэтому есть основания полагать, что произойдет именно мирное объединение.
Китай настроен серьезно. Если посмотреть на его программу вооружений, особенно военно-морского флота, то можно предположить, что в обозримом будущем Пекин рассчитывает получить силовой бэкграунд для своей деятельности по возвращению Тайваня.
Что касается России, то мы всегда, на протяжении всей новейшей истории поддерживали Китай в этом вопросе, несмотря на трения, которые случались между Москвой и Пекином.
А вот американцы, напротив, были главными защитниками тайваньской независимости, но эта поддержка не является безграничной. Так, например, Вашингтон согласился, что место в ООН должна занять Китайская народная республика. То есть США признают реалии.
Тем не менее, нынешний факт объявленных переговоров «двух Китаев» указывает на тектонические сдвиги в мировой политике, и на то, что роль США в ней явно снижается.