Антииранская пропаганда в ТурцииНа прошлой неделе на улицах Турции появились плакаты, имеющие явный антииранский характер.
Появление плакатов дало возможность для рассмотрения позиции официальной Анкары к подобным действиям. И выяснилось, что власти совершенно не против пропаганды антииранских настроений в своей стране (от автора). Турция дала убежище множеству активистов сепаратистского движения в Иране, а турецкие СМИ выражают беспокойство возможным перемещением членов Курдской рабочей партии (РПК) в Иран.Турецкое правительство на официальном уровне сотрудничает и платит зарплату на своей территории тем, кто действует против территориальной целостности Ирана и единства иранского народа. Такие деятели, как Фарзад Самдели, Мохаммад Джавад Хейат и Мохаммед Моштаг, которые были или являются официальными лицами в иранской службе государственной телерадиокомпании Турции "TRT", на сегодняшний день считаются самыми ярыми активистами, выступающими против территориальной целостности Ирана и его суверенитета. Другие, как, например, Ареф Кескин, непосредственно сотрудничают со спецслужбами Турции, и все их усилия направлены на разделение и падение Исламской Республики Иран.
С другой стороны, более мелкие деятели, защищая интересы турецких властей, ведут общественную антииранскую деятельность. Так, в Турции постоянно проводятся выставки, показы фильмов, собрания, носящие пропагандистский антииранский характер. На официальные мероприятия в Турции приглашаются активисты национального движения с северо-запада Ирана. Кроме того, в Турции активизировались деятели DAK (Dünya Azərbaycanlıları Konqresi – Конгресс азербайджанцев мира), что также свидетельствует о поддержки властями Турции антииранских настроений.
Предоставляя убежище участникам сепаратистского движения Ирана в Турции, власти ожидают от Ирана усиления контроля над границами с Турцией и Ираком (длина которых составляет сотни километров, а некоторые районы непроходимы вовсе), таким образом препятствуя проникновению членов РПК в Иран. Ежегодно десятки иранских пограничников погибают или получают ранения из-за внутренних проблем и конфликтов Турции, и это напрасная цена, которую Иран платит по причине исходящей от Турции угрозы.
Действия Турции, поддержка сепаратистских движений, сотрудничество с сепаратистами и прием их на работу в государственные учреждения полностью противоречат принципам добрососедских отношений, добросовестности и официальной позиции Тегерана. Очевидно, что в случае продолжения такой политики, за Ираном остается право на ответные действия.В отличие от Ирана, этнический разлом в Турции гораздо более глубок.
Иран может на законном основании и на основе конституции оказывать турецким сепаратистским кругам - курдам, алевитам, заза - хотя бы одну десятую часть той поддержки, которую оказывает Турция антииранским кругам, такую, как студенческая стипендия, возможность исследовательской деятельности и проживания в Иране и т.д., а также использовать их стамбульский турецкий в своих СМИ, таких, как IRNA, ISNA, FARS и другие для пропаганды в Турции.
В таком случае, Турция убедится, насколько она уязвима в этническом плане.Идея пантюркизма в душах азербайджанцев непоколебима, однако курдский национализм и ненависть по отношению к Турции среди курдов, алевитов и народа заза довольно распространены. Общее число этих народов составляет 25 млн граждан Турции. Один из иранских экспертов прокомментировал: "Иран на основе идеи паниранизма имеет больше шансов одержать победу над Турцией. Исламская Республика имеет более широкие возможности и инструменты, и даже может заставить Турцию отказаться от своей политики по отношению к курдам".
Одной из причин результативности паниранизма является тот факт, что в отличие от иранских "азари" (азери-коренные жители провинций Азербайджан), которые как в прошлом, так и сегодня остаются верны идее национального единства и идентичности и сыграли большую роль в деле распространения иранских национальных идей, курды в Турции всегда имели антитурецкую позицию и не имели ничего общего с национальными идеями Турции. Следовательно, как в прошлом пантюркистские политические круги столкнулась с сопротивлением азери, так и сегодня иранские азери имеют отрицательное отношение к политике пантюркизма. Но курды в Турции, еще с восстания шейха Саида Пирани в 1925 году, когда курды пытались заручиться помощью Ирана, по сей день приветствуют оказываемую курдам поддержку со стороны Ирана.
О поддержки Ираном РПК турецкие СМИ заговорили тогда, когда PJAK (Party for Free Life in Kurdistan) периодически обвинялась в организации терактов против Ирана, тогда же иранские автомобили подвергались нападениям на территории Турции, а пассажиры погибали или получали ранения. Турция всю вину в этих инцидентах свалила на РПК, однако, Иран не доверяет этой версии, т.к. возможно, все это специально подстроено турецкими властями, чтобы втянуть Иран в борьбу против курдов. А если это правда, то почему СМИ, близкие к правящей партии, обвиняют Иран в поддержке РПК? С чего началась эта двойная игра?
За последние годы Турция попирала все дипломатические традиции, нарушая добрососедские отношения с Ираном. Во всяком случае, Иран готов нанести ответный удар, и если Турция не предпримет срочных компенсационных действий в данном направлении и будет продолжать действовать, нарушая принципы добрососедства, отношения между двумя странами встанут перед более серьезными проблемами, что будет иметь негативные последствия, в первую очередь, для самой Турции.http://www.warandpea…ew/106556/