"Каникулы Петрова и Васечкина"Допустим, мы говорим о "Ревизоре". (Если кто не в курсе, первая серия "Каникул..." цитирует "Ревизор", вторая отсылает к "Дон-Кихоту" и является очередной деконструкцией рыцарского романа.)
Базовый комизм в комедии Гоголя понятен любому. Та самая идея, подаренная Пушкиным - нечистое на руку городское начальство живёт в страхе перед проверкой; случайного человека принимают за очень важного и пресмыкаются перед ним. Есть вещи, которые смешны всегда, и эта одна из них. Я решил проверить эту мысль, залез на Википедию, и убедился, что фильмы по мотивам "Ревизора" снимались и в Гонконге, и в Индии, и во множестве других стран.
Теперь. В первой серии "Каникул Петрова и Васечкина" действие перенесено в пионерский лагерь, а ревизор стал хулиганом.
"
...да он же может нам разрушить план учёбно-воспитательной работы!"
Если у нас есть американец, который никогда не слышал о Гоголе (фантастика, правда?), и я перескажу ему сюжет "Ревизора", он сразу поймёт, почему это комедия.
А как объяснить ему, почему советские пионеры в фильме начинают угождать и прислуживать тому, кого считают хулиганом, зачем? В чём здесь соль, где логика?
Первое и главное, что нужно объяснить нашему условному американцу - это многозначительность советского слова "лагерь". Например, "лагерь" - это тюрьма, зона.
Начало отрывка, про выбор кровати - сознательная пародия на "Джентльменов удачи". Вор должен занять лучшие нары у окна; "тут чьи-то вещи" и так далее. Это даёт нам ключ к дешифровке всего эпизода.
Простите, если я где-нибудь употреблю некорректные термины, я не специалист
. Но дело происходит на "красной" зоне. Масть там держит ссучившийся активист Антон, вступивший на путь добровольного сотрудничества с администрацией. Чтобы выслужиться перед тюремным начальством, Антон лютует, борется за "распорядок" и всячески портит заключённым жизнь. В начале фильма он и его шестёрки
получают маляву - в их зону переводится идейный вор и отрицала. Который поклялся взбунтовать зону, поставить всех сук на ножи и восстановить порушенный воровской закон.
Отсюда сцена с детьми, которые жалуются Васечкину на Антона и передают ему присланные из дома сладости "на хранение". С воли на зону идёт грев. Из грева складывается общак. Антон грозится конфисковать общак. Хранителем общака назначают главного авторитета, и т.д.
Этот пародийный подтекст уже позволяет понять, почему в пространстве фильма Антон вынужден пресмыкаться перед Васечкиным. С точки зрения неофициальной лагерной иерархии, Васечкин стоит гораздо выше Антона. Он авторитетнее: суку-Антона просто боятся, а его - слушают. Васечкин, если захочет, сможет поднять весь лагерь на борьбу с режимом. Поэтому Антону выгодно до поры до времени всячески угождать Васечкину и предлагать ему сотрудничество по принципу "я тебя не трогаю и ты меня не трогаешь".
(с) gest