Восстанавливается или нет экономика США? Вопрос вопросов. С одной стороны, ФРС США уже год как обещает вот-вот начать поднимать процентные ставки, что явный признак оздоровления. С другой стороны, есть масса апокалиптических статей на тему скорого обрушения экономики США.
Внесу ясность, поскольку вопрос, по сути, не так и сложен.
При выработке монетарной политики любой Центробанк, в первую очередь, оценивает несколько важнейших показателей – уровень занятости, темпы роста ВВП, уровень инфляции. Инфляция в текущей ситуации интересует меньше всего, поскольку она худо-бедно может корректироваться монетарными методами. Я же расскажу о том, что монетарными методами никак не регулируется, а потому – более объективно.
Сначала о занятости.
Total Nonfarm Payrolls, они же – мера количества рабочих в американской экономике. Чем больше создаётся рабочих мест, тем лучше, тем увереннее развивается экономика. Казалось бы, всё правильно, только вопрос – как оценивать количество рабочих мест?
В октябре создано 271 тыс., новых рабочих мест, это много или мало? Говорят – это число выше среднего, поэтому это хороший показатель. Ладно, месяцем ранее создано 137 тыс. рабочих мест, это много или мало? Отвечают – ну как же, мало конечно.
Глянем на график, сравним на глазок – ну да, сейчас ситуация получше, чем в 2009, не так ли?
На самом деле в этом графике известная доля лукавства. Ведь собственно количество рабочих мест само по себе малоинформативно, нужно при этом знать и другие показатели. К примеру, какова динамика изменения количества населения в стране? А сколько в стране вообще трудоспособного населения?
Если создано 100 тыс. рабочих мест, а количество трудоспособного населения не выросло – в этом случае действительно созданы новые рабочие места, занятость выросла, безработица упала. А если создано 100 тыс. мест, а число потенциальных работников увеличилось на 200? Это выходит, что на 100 тыс. выросло количество безработных? Да, так и есть.
Поэтому логично будет темпы прироста рабочих мест, то есть Total Nonfarm Payrolls, сравнивать с темпами роста экономически активного населения:
Максимальное соотношение рабочих мест к количеству работников отмечено в декабре 1999г. Вторая волна снижения началась в апреле 2006г, она была малозаметна, но, тем не менее, тенденция сформировалась задолго до кризиса 2008г, который лишь зафиксировал эту тенденцию, но вовсе, как выясняется, не являлся её причиной.
Текущее восстановление позволило поднять соотношение рабочих мест к количеству работников к февралю 2009г, то есть к точке, когда кризис бушевал в самом разгаре. Кто-нибудь, кроме ФРС, возьмет на себя смелость утверждать, что ситуация с занятостью нормализовалась?
Теперь о росте ВВП в целом и уровне промышленности в частности.
Как хорошо видно из графика ниже, максимальный уровень производства достигнут в декабре 2007г, а минимум падения во время кризиса зафиксирован в июне 2009г. В данный момент темпы роста производства неплохие, что позволяет заявлять и об восстановлении экономики США в целом:
Мы знаем, что ВВП зависит, в первую очередь, от уровня потребительского спроса. Давно канули в лету методики расчета, когда уровень ВВП измерялся тоннами стали или кубометрами построенного жилья, теперь всё измеряется в деньгах. Есть потребительский спрос, есть сбыт, есть оборот денег, есть поступления в казну, и т.д.
Однако устойчивый потребительский спрос базируется на постоянном росте доходов. Если есть доходы, то есть и спрос. Если доходов недостаточно, а спрос нужно поддерживать, то недостающий спрос стимулируется через кредитование.
Восстановление экономики страны напрямую связано с уровнем промышленного производства. Поэтому будем оценивать темпы промышленного роста с ростом ВВП в целом. Если экономика восстанавливается, то и промышленность должна показывать хороший рост.
И вот тут-то выясняется, что промышленность США сумела восстановиться только к уровню 1 квартала 2009г.
Можно возразить – мол, экономика США постиндустриальная, рост ВВП обеспечивается развитием сектора услуг, и т.д. Действительно, так и есть, только в этом случае на передний план выходит другой вопрос.
Конечно, официанты, юристы и врачи могут оказывать услуги друг другу хоть круглосуточно, повышая темпы роста ВВП, только любая система для своей устойчивости должна потреблять ресурс. Этот ресурс либо производится внутри страны, либо импортируется, имеются в виду продукты питания, энергоносители, автомобили, продукция лёгкой промышленности и т.д.
Если страна не производит полную номенклатуру необходимого, она должна недостающее купить. Чтобы что-то купить, нужно иметь средства. Чтобы были средства, нужно иметь или положительный платежный баланс, или покупать в долг. Велики ли долги у США? Ответ на этот вопрос давно очевиден всем, кто хоть немного в теме.
Вернемся к графикам. Поскольку график отношения промпроизводства США к уровню ВВП поразительно поход на график по занятости, наложим их друг на друга, и получим
ответ на все вопросы:Нет ничего мистического в том, что два графика, полученных из разных наборов данных, практически совпадают, позволяя диагностировать состояние экономики США с хирургической точностью.
Точка А. Распад СССР, новые рынки сбыта, капитал ринулся на освоение новых территорий. Это привело к всплеску и занятости, и промышленного производства, но этот всплеск напоминает, скорее, «прыжок дохлой кошки», поскольку как только новые территории были в целом освоены, так случился исторический перелом.
Точка В. 1 квартал 2000г. Вершина экономического могущества США.
Точка С. Ноябрь 2003, экономика оправилась от первой волны кризиса, который называют «крах доткомов». О том, что кризис уже начался, еще мало кто знает. Начинается коррекционная фаза.
Точка D. Весна 2007г, окончание фазы коррекции. Вновь начинают снижаться и занятость, и производство, но еще целый год, до лета 2008г, этот процесс почти незаметен. Тем не менее, динамика обоих графиков не оставляет никаких сомнений – вторая волна кризиса стартовала летом 2007г.
Точка Е. Лето 2009, низшая точка импульсного сжатия экономики, окончание второй волны кризиса и начало второй коррекционной фазы.
Точка F. Лето 2015г, ожидание начала роста процентных ставок и победные реляции об “устойчивом восстановлении».
Сохранение высочайшего уровня жизни в условиях, когда экономика США на протяжении уже 15 лет ухудшается, можно единственным способом – ростом заимствований. Государственный долг США в 1 квартале 2000г. составлял 5.6 трлн, на данный момент он составляет 18.15 трлн, рост более чем в 3 раза. Растёт корпоративный долг, растут долги штатов и муниципалитетов, растут студенческие долги, совокупные долги по ипотеке, совокупный долг по потребительским кредитам.
Рост процентных ставок в условиях непрерывно растущего долга приведет к росту стоимости обслуживания долгов, после чего неизбежны массовые банкротства всех и вся, поэтому возможное начало цикла ужесточения монетарной политики в условиях деградации экономики способно ускоренными темпами привести к исчезновению государственности США.
В то же время если процентные ставки оставить на текущих уровнях, то банкротство грозит держателям облигаций внутри США – пенсионным, страховым, медицинским фондам, то есть грозит коллапсом социальной сфере.
Другими словами – если не поднимать ставки, то последствия могут быть плохими. Если поднимать, то еще хуже.
Классический цугцванг, то есть отсутствие возможности совершить полезный ход.
В такой ситуации единственный выход – это опрокинуть доску, то есть перестать соблюдать правила игры. Что, похоже, мы и наблюдаем в последние годы, а то ли еще будет.
Ссылка