Снова рецессия. На кого работает абэномика?16.11.2015 09:26Крупнейшие центробанки мира продолжают печатать деньги, полностью игнорируя отсутствие результата такой политики. Очередное подтверждение этому пришло из Японии.
Чего только не делал Синдзо Абэ, для того чтобы экономика Японии наконец вышла из рецессии и начала показывать хоть какие-то признаки роста, но по большому счету ничего не меняется.
Вышли свежие данные за III квартал, и ВВП страны снова снизился: 0,2%, а в годовом выражении . В прошлом квартале, напомним, также наблюдался спад ВВП - на 0,3%. В годовом выражении падение ВВП составило 0,8%. Таким образом, в
Японии снова наступила рецессия.С того момента, как Абэ занял поста премьер-министра Японии, это уже вторая рецессия, но стоит отметить и другой уникальный момент:
нынешняя рецессия стала для Японии уже пятой за последние пять лет.
Основным фактором замедления экономики Страны восходящего солнца эксперты называют снижение инвестиций на фоне падения спроса как со стороны Китая, так и со стороны других потребителей.
Так, расходы бизнеса за квартал снизились на 1,3%, а это худший результат со II квартала 2014 г.Вместе с тем есть и несколько позитивных моментов. Например, на 0,5% вырос внутренний потребительский спрос, на который приходится около 60% ВВП. Воспользовавшись моментом, официальные представители власти успели заявить, что в связи с этим есть основания ожидать скорого роста экономики.
Ну а Банк Японии тем временем рассматривает варианты расширения стимулирующих программ, хотя все эти стимулы и так уже работают на полную катушку, но, как мы уже отметили, особой пользы от них нет. Хотя это как посмотреть.
Судя по всему, у руководства ЦБ страны есть свои четкие цели, и касаются они в первую очередь фондового рынка. Ниже приведем график, на котором отчетливо видно, что с момента запуска так называемой абэномики объем японской экономики вырос несущественно, при этом траектория роста после запуска стимулов вообще не претерпела изменений, а вот фондовый рынок и балансовый счет Банка Японии показали практически вертикальный рост.
Понятно, что накачка рынка делается умышленно, но не стоит забывать, что рынок - один из главных источников роста социального неравенства. В посткризисном мире стало очевидно, что постоянные раунды QE обогащают немногих за счет многих. И сейчас в Японии растет неравенство.
Бен Бернанке, который начал бесконечные раунды количественного смягчения в США, скажет вам, что политика центрального банка не влияет на увеличение разрыва между богатыми и бедными, потому что бедные становились беднее, а богатые становились богаче на протяжении десятилетий, а эффект ФРС минимален с исторической точки зрения.
Но это, конечно, абсурд. Когда ЦБ сознательно завышает стоимость активов, которые, скорее всего, находятся в руках богатых, он явно усугубляет разрыв в уровне благосостояния. При этом всем известно, что эффект QE отразился на стоимости финансовых активов по всему миру.
Наиболее очевидным примером стала Япония, где глава центрального банка Харухико Курода стал лучшим представителем "кейнсианского безумия" после изъятия с внутреннего рынка ETF 52% активов для стимулирования экономики, что, по сути, вылилось в поддержку фондового рынка.
Богатые по-прежнему получают больше от абэномики.
Доля домохозяйств из одного человека без финансовых активов выросла почти до 48% в 2015 г., что является самым высоким уровнем с 2007 г. В прошлом году показатель составил всего 39%.
В то же время домохозяйства с двумя или более людьми, которые держали активы, такие как акции и облигации, увеличили свое благосостояние в среднем до рекордного уровня 18,2 млн иен ($150 тыс.).
Источник