Ссудный процент - теория и проблемы. Благо или зло?
122,977 365
 

  wellx ( Слушатель )
17 апр 2009 15:11:41

Тред №103379

новая дискуссия Дискуссия  122

Еще для памяти
Цитата: Jobar от 06.04.2009 16:42:04
Отмена ссудного процента



Последнее время на форуме не раз проскакивала мысль об отказе от ссудного процента в рамках новой финансовой парадигмы. Некоторые считают процент злом, отдельные индивиды даже ненавидят ростовщиковСмеющийся Как отмечалось выше, система без ссудного процента уже существует – это исламская банковская система.

Я поковырялся на выходных в интернете, пролил для себя свет на этот увлекательный вопрос. Хочу поделиться с вами своими размышлениями по поводу различий в «западной» и «исламской» банковских системах, и заодно обозначить круг вопросов, которые придется решать при отмене процента.

1. «Западная» банковская модель

Для начала кратко расскажу (повторю неоднократно рассказанное) про действующее устройство банков. Как показывают комментарии некоторых участников дискуссии, с пониманием банковской деятельности не у всех полная ясность.

Банк привлекает денежные средства у любых субъектов хозяйственной деятельности на определенный срок, за что обещает выплатить фиксированную плату, выражающуюся через процент. Возврат тела вклада и процентов – гарантированы договором (т.е. кредитор не берет на себя риски банка по размещению своих средств). Вкладчики и все прочие кредиторы не могут влиять на решения банка о направлениях использования предоставленных ими средств. Т.е. кредитор дает деньги, взамен получает фиксированный доход, принимая на себя только риски банкротства банка.

Привлеченные деньги банк размещает во всевозможные активы, приносящие доход (например, кредиты). Направление использования размещенных средств банк определяет самостоятельно (с учетом законодательных ограничений). Долю в бизнесе (и прибыли) банк не имеет, получает только фиксированный доход, также выражающийся процентами, начисляемыми на остаток долга. Часто для обеспечения возврата кредита банк оформляет залог имущества, рыночная стоимость которого больше суммы долга. В случае банкротства заемщика для погашения кредита реализуется залог. Юр.лицо отвечает всем своим имуществом, физ. лицо и ИП также отвечает всем личным имуществом.

Ставка размещения средств больше, чем ставка привлечения, разница между ними называется «процентная маржа». Процентная маржа + непроцентные доходы (всевозможные взимаемые банком комиссии) должны покрывать расходы банка на привлечение ден. средств (%% по вкладам), зарплату и прочие операционные расходы, а также убытки от проблемных активов (невозвращенные кредиты). В остатке должна получиться прибыль банка.

Соответственно, в рамках такой модели ссудный процент – это не зло, а способ обеспечить доход вкладчикам и покрыть собственные расходы. И судить только по величине процента по кредиту о жадности банкира не верно, т.к. надо понимать уровень принимаемого риска. Например, ипотека дешевле, т.к. имеется твердый залог, а потребительский кредит дорогой, т.к. залога нет и проверка платежеспособности – упрощенная, соответственно невозвратов будет больше.

2. «Исламская» банковская модель

Данная модель появилась в 70х годах, и сегодня действует в Иране, Пакистане и Судане; кроме этого, отдельные исламские банки присутствуют в некоторых других странах. Упрощая, можно сказать, что главная идея – запрет ссудного процента. Коран не разрешает ростовщичество, но позволяет торговлю. По исламской идеологии, человек не собственник ресурса, а на время своей жизни – поверенный Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Поэтому банк не может получать прибыль в виде фиксированного процента, но может «войти в долю» и участвовать в распределении прибыли, принимая при этом на себя риск убытков. То же самое относится и к вкладчикам, которые не получают фиксированного процента, а участвуют в распределении прибыли (и убытков) банка. Величина дохода не гарантирована ни банку, ни вкладчику. Соответственно, на основании этого и строится исламская банковская модель, которая по сути является инвестиционным банкингом и доверительным управлением клиентскими средствами.

Привлекаются два основных вида вкладов:
Сберегательный – когда вкладчику может выплачиваться (но не гарантируется) вознаграждение в зависимости от прибыльности банка; соответственно, вкладчик выбирает банк в зависимости от результатов его предыдущей деятельности. Возврат самого тела вклада гарантируется.
Инвестиционный – вкладчик участвует в распределении прибыли и убытков, полученных в результате инвестирования банком его средств. Доход, как и возврат тела вклада, не гарантируется.

Основные виды активных операций (кредитования):
Мушарака – между банком и заемщиком заключается партнерское соглашение о совместном финансировании бизнеса заемщика; прибыль делится по договоренности, убытки распределяются в соответствии с долей вложенного капитала. Каждый партнер имеет право на управление бизнесом.
Мудараба – банк доверяет свои средства заемщику для их эффективного использования; прибыль делится в заранее оговоренной пропорции. В повседневное управление банк обычно не вмешивается.
Мурабаха – банк покупает от имени заемщика товар, а затем перепродает его заемщику, но по большей стоимости; заранее оговоренная разница в цене является вознаграждением банка. Заемщик выплачивает требуемую сумму в виде частичных платежей. Аналог потребительского кредитования.
Иджара – банк по покупает оборудование и сдает его в аренду заемщику. Разница между суммой платежей и стоимостью приобретения оборудования – вознаграждение банка. Аналог лизинга.

В большинстве случаев залог не оформляется. Величина вознаграждения определяется по принципу справедливости; предполагается умеренность и отсутствие сверхприбылей. Контролирует идеологическую правильность шариатский комитет.

Это все в теории. Как такая модель реализуется на практике, к сожалению информации очень мало.

3. Проблемы внедрения «исламской» модели

Несмотря на то, что такая система выглядит более справедливой, и она будет приводить к более равномерному распределению богатства, мне, как практикующему банкиру, тяжело представить такую систему у нас, и вот почему.

1. Этнический аспект. Система построена на исламской идеологии и почитании Корана. Например, исламское учение призывает состоятельных людей предоставлять финансовую помощь нуждающимся людям. Что у нас может служить аналогом? Западная модель подразумевает только максимальную эгоистическую заинтересованность в личной выгоде. «Невидимая рука рынка» – яркий пример. Кто или что заставит банкиров, заемщиков и вкладчиков думать о справедливости, а не о себе?
2. Низкая мотивация вкладчиков. Сейчас вкладчики получают заранее известный процент и гарантию возврата тела вклада. Исламский вклад – некий аналог ПИФа – может быть и доход, а может – и потеря всей суммы. Как показала практика, даже в «жирные» годы народ предпочитал вклады ПИФам. Как замотивировать наших запуганных многочисленными реформами и девальвациями людей отнести деньги в банк на таких условиях? Будут ведь еще больше прятать в матрасах и хомячить.
3. Предпочтение самых доходных проектов. Т.к. заранее объем дохода неизвестен, логично предположить, что и банк, и вкладчик предпочтут кредитовать самые эффективные предприятия. Если банк будет кредитовать всех подряд, норма прибыли снизится, и ему не понесут вклады. При наличии фиксированного процента такой проблемы нет – заемщики с разной нормой прибыли будут иметь равные шансы вызвать интерес банка, т.к. все способны обслуживать кредит по фиксированной ставке (просто им самим останется разный объем прибыли).
4. Проблема определения «справедливого» вознаграждения, возможность скрыть прибыль. Кто у нас будет «шариатским комитетом»? Как обеспечить прозрачность распределения прибылей? Как определить, какая доля прибыли справедлива, а какая нет? Как вкладчику понять, что банк отдал ему часть своей прибыли «по-честному»? Как заставить заемщика показать реальную прибыль, а не только ту, которой он готов поделиться с банком, и которой по бизнес-плану достаточно для обслуживания кредита. Ведь ни для кого не секрет, что в официальной отчетности редко отражается реальный размер чистой прибыли. Появляется очень широкое поле для злоупотреблений путем занижения заявленной прибыли.
5. Трудоемкий процесс анализа бизнеса. Долевое участие и отсутствие залога вынуждают банк глубоко погрузиться в анализ бизнеса клиента. С нашей двойной бухгалтерией, «серым» налом и зарплатами, недостоверной отчетностью банку для проведения анализа потребуются специалисты высокого уровня. Кроме того, серьезно замедлится процесс рассмотрения заявки. Это все существенно снизит доступность и оперативность кредитования.
6. Заемщик не всегда захочет допускать к управлению и распределению прибыли банк. Сейчас для получения кредита заемщик раскрывается перед банком ровно в соответствии с требованиями банка, если требования слишком жесткие – ищет другой. Придется же в любом случае давать всю информацию, в т.ч. и управленческую, и нежелательную для раскрытия (предприниматели понимают, о чем я). И далеко не каждый предприниматель захочет допускать сторонних лиц к управлению и распределению прибыли. Ведь это прямой путь к процветанию рейдерства.
7. Необходимость существенно перерабатывать законодательную базу, которая и сейчас далека от совершенства.

Вот такие соображения. Предлагаю всем, ратующим за отмену ссудного процента, в комплекте с лозунгом сразу предлагать решение этих проблем, т.к. иначе получится вакуумный сфероконизм.

Кстати, причина того, что исламские банки менее подвержены текущему кризису, в том, что по законам Шариата им нельзя играть на спекулятивных рынках, а не в самом факте отсутствия процента. Так, может, не отменять проценты, а разработать строгое регулирование?

И еще интересный момент: продажа несуществующих товаров (за небольшим исключением разновидностей предоплаты) запрещена шариатом. Формулировка простая, четырьмя словами запрещает все деривативы и прочие инструменты обмана честных людей  ;)
  • +0.05 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!