Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,783,070 44,959
 

  slavae ( Слушатель )
01 янв 2016 15:45:45

Тред №1041181

новая дискуссия Дискуссия  249

Я не пойму, я один такой что-ли, который знает о том, что план ГОЭЛРО в основе был разработан до революции, но при этом не отрицает, что Днепрогэс был построен при Союзе?
Что вы как бараны прыгаете друг на дружку?
Было развитие общества в русле индустриализации с вытягиванием крестьян на производства. Ну, у нас этот процесс был в духе национальной особенности - нужно к завтрашнему дню выучить китайский язык - но мы двигались более-менее вместе с другими развивающимися странами, в голове развития цивилизации. Отрицать заслуги Сталина - это то же самое, что отрицать заслуги Ивана 4, Николая 1 или Александра 3.
Не понимаю вас.
  • +0.03 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (9)
 
 
  Alex G U ( Слушатель )
01 янв 2016 16:25:30
Сообщение удалено
Alex G U
15 янв 2016 10:23:11
Отредактировано: Alex G U - 15 янв 2016 10:23:11

  • -0.28
 
 
  Ale_Khab ( Слушатель )
01 янв 2016 16:34:45

Мой тесть в 90-х входил комиссию по реабилитации, изучал дела репрессированных. Приходил домой и чесал затылок: "-Так реабилитировать-то некого. Всех - за дело"
  • +0.16 / 5
  • АУ
 
  osankin ( Слушатель )
02 янв 2016 00:13:41

В 1932 году была торжественно открыта Днепровская гидроэлектростанция — ДнепроГЭС

Цитата: ЦитатаВ конце марта 1920 года в Москве проходил IX съезд ВКП(б), на котором большое внимание было уделено плану электрификации, как одной из главных составляющих подъема экономики страны. Был разработан перспективный план ГОЭЛРО, в соответствии с которым в 1927-1932 годах на Днепре, неподалеку от Запорожья, была возведена Днепровская гидроэлектростанция, включающая в себя плотину и трехкамерный шлюз. Сооружение Днепрогэса решило несколько проблем: затопление девяти порогов, которые находились между Запорожьем и Днепропетровском, давало возможность сделать Днепр судоходным на всем его протяжении, а на полученной дешевой электроэнергии могли работать строящиеся неподалеку металлургические предприятия. Параллельно решались задачи орошения засушливых земель и железнодорожного сообщения Запорожья с Донбассом и Криворожьем — сырьевой базой для строящихся заводов. 



Тогда комиссию по строительству возглавил Л. Д. Троцкий и именно он стоял во главе начального выполнения проекта, который был разработан И. Г. Александровым (архитектурное решение воплотила группа архитекторов во главе с В.Весниным). В ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932-м — 63 тысячи строителей. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тысяч человек, а уволили — 60 тысяч. Сама плотина (высотой 62 м), перегородившая Днепр и образовавшая Днепровское водохранилище, стала своеобразным мостом, состоящим из мостового перехода над шлюзом, собственно тела плотины и аванкамерного моста, который соединил плотину с правым берегом. До войны по плотине ходил трамвай, сейчас транспортными полосами плотины движутся троллейбусы и большегрузные автомобили. На основе энергетики Днепрогэса был построен промышленный комплекс Запорожья, включая такие энергоёмкие производства, как выплавка алюминия. 

Строительство ГЭС началось в 1927 году, первый агрегат был запущен в 1932-м, а 10 октября состоялось торжественное открытие ДнепроГЭС имени В.И.Ленина. Правда, изначально торжественное открытие ДнепроГЭСа назначили на 1 октября 1932 года, однако Сталин посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства. На пуск прибыли председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета Михаил Калинин, нарком промышленности Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК КП(б)У Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс. Из воспоминаний свидетеля, ”два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает!”

Через семь лет электростанция достигла проектной мощности в 560 МВт, став крупнейшей гидроэлектростанцией СССР. Во время Великой Отечественной войны плотина ДнепроГЭСа была разрушена, а в 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс пришлось взорвать. Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона, и электростанция была вновь пущена в 1950 году. ДнепроГЭС-2, запущенная в 1975 году, имела мощность в 828 МВт. Сейчас ДнепроГЭС является пятой, старейшей, ступенью каскада гидроэлектростанций на реке Днепр и входит в состав “Укргидроэнерго”.

К слову, Сталин активно выступал против создания ДнепроГЭС, когда во главе проекта стоял Троцкий, и только позже, после его отстранения от этого проекта стал его (проект) поддерживать.
  • -0.12 / 6
  • АУ
 
 
  Ale_Khab ( Слушатель )
02 янв 2016 03:47:35

А почему? Не могли бы Вы привести подробности? 
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
02 янв 2016 06:41:46

Исключительно из-за того, что что Троцкий был его основным соперником в борьбе за главенство в партии и которого он старался дискредитировать и уничтожить его авторитет любыми способами.
  • -0.15 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  Vstarik ( Слушатель )
02 янв 2016 08:04:01

Троцкий был соперником в борьбе за главенство не партии, он был препятствием на пути развития страны намеченного партией. А это гораздо шире и принципиальнее чем карьерное устремление. Короче, Троцкий был противником намеченного большевиками путей построения и развития социализма в стране. 
  • +0.06 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Ale_Khab ( Слушатель )
02 янв 2016 13:20:28

Незачёт.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Alex G U ( Слушатель )
03 янв 2016 01:57:37
Сообщение удалено
Alex G U
03 янв 2016 14:53:53
Отредактировано: Alex G U - 03 янв 2016 14:53:53

  • +0.00
 
 
  Vstarik ( Слушатель )
02 янв 2016 07:42:21

Ни сном, ни духом! Какое отношение Троцкий имел к ГОЭЛРО, понятия не имею. В линейке инициаторов и исполнителей данного плана его и близко не стояло. Да и с чего вы взяли, что Сталин был против планирования ДнепроГЭСа.. Ведь сия станция вписывалась в концепцию районирования, идеей который был пронизан весь план.




И. В. Сталин в письме В. И. Ленину писал в марте 1921 г. относительно труда ГОЭЛРО:
Превосходная, хорошо составленная книга. Мастерский набросок действительно единого и действительно государственного хозяйственного плана без кавычек. Единственная в наше время марксистская попытка подведения под советскую надстройку хозяйственно-отсталой России действительно реальной и единственно возможной при нынешних условиях технически-производственной базы.
Помните прошлогодний “план” Троцкого (его тезисы) “хозяйственного возрождения” России на основе массового применения к обломкам довоенной промышленности труда неквалифицированной крестьянско-рабочей массы (трудармии). Какое убожество, какая отсталость в сравнении с планом Гоэлро! (Соч., т. 5, стр. 50).

Во главе чего стоял Троцкий? Троцкий стоял во главе того, что скобках - Убожества:
Во главе вот этого: (Помните прошлогодний “план” Троцкого (его тезисы) “хозяйственного возрождения” России на основе массового применения к обломкам довоенной промышленности труда неквалифицированной крестьянско-рабочей массы (трудармии). Какое убожество, какая отсталость в сравнении с планом Гоэлро!) Вот во главе чего стоял Троцкий!


Тут нужно понять следующую фишку, что в идее плана, которого назвали ГОЭЛРО было не только сколько и кому подать с построенных электростанций киловатт.


ГОЭЛРО был своего рода широкий план перевода российской экономики на социалистический путь на основе электрификации, план заложил основы индустриализации страны, как для промышленности, так и для сельского хозяйства.
«Мы должны иметь новую техническую базу для нового экономического строительства. Этой новой технической базой является электричество»(с).
По сути и своему масштабу, это было похлеще полета человека в космос и обуздание атома, ибо все это, в совокупности своей, есть результат преобразований заложенных планом ГОЭЛРО. Такого масштабного и коренного преобразования до этого не было и уже не будет в истории человечества.

В.И. Ленин говорил о ГОЭЛРО как «ОБ ЕДИНОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПЛАНЕ » (т.42 ППС) Чтобы оценить всю громадность и всю ценность труда, совершенного «Гоэлро», бросим взгляд на Германию. Там аналогичную работу проделал один ученый Баллод. Он составил научный план социалистической перестройки всего народного хозяйства Германии (135). В капиталистической Германии план повис в воздухе, остался литературщиной, работой одиночки. Мы дали государственное задание, мобилизовали сотни специалистов, получили в десять месяцев (конечно, не в два, как наметили сначала) единый хозяйственный план, построенный научно. Мы имеем законное право гордиться этой работой; надо только понять, как следует ею пользоваться, и именно с непониманием этого приходится теперь вести борьбу. . . .

Необходимо особо связать научный план электрификации с текущими практическими планами и их действительным осуществлением. Это, разумеется, совершенно бесспорно. Как же именно связать? Чтобы знать это, надо, чтобы экономисты, литераторы, статистики не болтали о плане вообще, а детально изучали выполнение наших планов, наши ошибки в этом практическом деле, способы исправления этих ошибок. Без такого изучения мы слепые. . . .

. . .

Восстановление промышленности на старой основе требует слишком много труда и времени. Мы должны придать промышленности более современные формы, а именно - перейти к электрификации. Она требует значительно меньше времени. Планы электрификации нами уже выработаны.
Более 200 специалистов - почти все, без исключения, противники Советской власти - с интересом работали над этим, хотя они и не коммунисты. Но,
с точки зрения технической науки, они должны были признать, что это единственно правильный путь.
Конечно, от плана до его осуществления еще очень далеко. Осторожные специалисты говорят, что первый ряд работ требует не менее 10 лет.
Профессор Баллод высчитал, что для электрификации Германии достаточно трех-четырех лет. Для нас же и десяти лет слишком мало. В моих тезисах я привожу фактические цифровые данные, чтобы вы видели, как мало мы до сих пор могли сделать в этой области. Приводимые мною цифры до такой степени скромны, что сразу уясняется их более пропагандистское, чем научное значение. Однако мы должны начать с пропаганды.»


Выдержки из доклада Кржижановского “К десятилетию ГОЭЛРО”

« . .
. основная задача плана ГОЭЛРО — составление такого единого хозяйственного плана в масштабе громадного государства, который, будучи глубоко научен в основе, мог бы вместе с тем «яркой и ясной картиной строительства увлечь массы рабочих и крестьян». Таков был наказ Ленина составителям плана.
. . .
Но опыт прошлого должен был быть основательно изучен, и недаром основные сотрудники ГОЭЛРО должны были знать и работу Атлантикуса — «Государство будущего» и основную работу проф. Гриневецкого — «Послевоенные перспективы русской промышленности». Недаром часть этих работников была из числа сотрудников проф. Кирша, давшего свою концепцию борьбы с топливным кризисом.

Однако ни Баллод (Атлантикус), ни Гриневецкий готовыми образцами не являлись. Баллод дал много интересных технических подсчетов, но это был типичный бюрократ планирования, воображавший, что фактический переход к социализму может быть рожден из премудростей господ профессоров и техников на подобие того, как по греческим сказаниям некогда Венера рождалась из пены морской.
. . .
Проф. Гриневецкий по существу являлся нашим открытым классовым врагом. Книга его переполнена малозатушеванными жалобами на фантастику советского правительства, которое по его глубокому убеждению являлось каким-то историческим недоразумением, явно обреченным на быструю гибель.

Гриневецкий вообще крайне пессимистически оценивает послевоенные ресурсы нашей страны. Вся задача по его мнению сводится к тому, чтобы побыстрее привлечь иностранный капитал, отбросив в сторону нащупывание собственных социалистических путей хозяйственного восстановления.

И тем не менее ни Баллод, ни Гриневецкий не могут пожаловаться на судьбу своих книг у читателей-большевиков. Отбрасывая политически-младенческие соображения этих авторов, мы взяли из богатого технико-экономического арсенала этих книг все то, что могли и должны были взять для нужд социалистического строительства.

На наших глазах страна наша, бывшая еще вчера феодально-крепостнической угрозой всему миру, поднялась к изумлению этого мира благодаря своему новому политическому строю на самые передовые позиции человечества.
Сколько драгоценных жертв унесла с собой военная полоса Октябрьской революции!

Единственная возможность оправдать эти драгоценные жертвы — выравнять строй нашей экономики со строем политически-социальным, закрепляемым пролетарской диктатурой. План ГОЭЛРО должен был конкретизировать наше хозяйственное социалистическое наступление.


Особо трудной в плане ГОЭЛРО представлялась задача электрификации сельского хозяйства.
Как ни мало совершенна эта часть плана, однако и ею намечаются основные революционные сдвиги коммунистического сельскохозяйственного переворота.

Прежде всего в основу этого переворота кладется революционизирование самой энергетики сельского хозяйства. Предвидится, что на первых порах тракторы будут играть преобладающую роль. Программа мелиорации сельского хозяйства намечается в строгом согласии и с теми основными установками по с. х. энергетике, которые развивались сотрудником ГОЭЛРО проф. Вильямсом, но с учетом химического крыла сельскохозяйственной помощи. Наконец роль пролетариата, как организатора нового сельскохозяйственного строя, роль рабочих бригад в борьбе за этот строй — все это тоже отмечается в с. х. разделе плана ГОЭЛРО. . . . »
  • +0.09 / 9
  • АУ