Обычная, рядовая западная статья
NZZ: Русские свято верят, что «дважды два – пять», а Крым – РоссияВ Россию вновь вернулась старая формула «дважды два – пять», которую отстаивали классики русской литературы, отмечает Neue Zürcher Zeitung. Эта формула символизирует протест против всего «западного» и «рационального», чуждого «иррациональной русской душе», и «аннексия Крыма» и конфликт на Украине служат наглядной иллюстрацией веры русских в эту «абсурдную истину», утверждает издание.
Как пишет автор Neue Zürcher Zeitung Феликс Филипп Ингольд, формула «дважды два» или «дважды два – четыре» означает в русской повседневной речи
«все понятно», «все как обычно», «без проблем». Эта формула закрепилась в русской литературе с середины 19-го века и до сих пор используется как метафора рационального,
«западного» по своему характеру действия, поведения и мышления, и ее антитезой выступает логически несостоятельная формула «дважды два – пять» как своего рода символ национального русского характера,
«русской души» или
«русского менталитета».«Не только усиливающийся великорусский национализм, но и экспансионистская политика Российской Федерации по отношению к Украине подтверждают правильность неправильной формулы «дважды два – пять”», - отмечает автор материала.
Как известно, впервые формулу «дважды два – пять» использовал Тургенев в своем романе «Отцы и дети», изобразив антагонизм между
«Западом» и
«Востоком» и показав особый статус России. А Достоевский в своих «Записках из подполья» использует иррациональную формулу как кредо против прогрессивного крыла русской интеллигенции, социалистов и либералов, как аргумент превосходства иррационального и абсурдного против одномерного, упорядоченного, прагматичного и общепризнанного.
В свою очередь, Тютчев писал, что
«умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», то есть опять-таки подразумевал формулу «дважды два – пять», отделяя национальное от рационального. Лев Толстой однажды составил каталог
«типов европейского мышления и сознания», приписав немцам
«самосознание на основе абстрактной идеи, науки», французам –
«высокую оценку собственный интеллектуальных и физических достоинств», англичанам –
«гордую лояльность индивидуума государству». Русский же, по словам Толстого,
«знает, что он ничего не знает, и что он вообще не хочет знать, потому что убежден, что не может знать». По Толстому, человек не может быть
«добрым», если он верит в то, что «дважды два – четыре».
Московский писатель Виктор Ерофеев так прокомментировал
«возвращение русской души» и принципа «дважды два – пять» в российскую политику:
«Русский состоит из ничего и содержит в себе все. Русский знает, что ему не принадлежит ничего, но верит, что ему принадлежит весь мир. При всей внешней кротости, мелодичной легкости России, при ее женственной фигуре и любви к кефиру, в этой стране живет народ с огромным аппетитом. Вчера все, сегодня ничего, завтра опять все. Если этот стиль “все-ничего-все” культурно оформить и направить в разумное русло, то Россия могла бы стать модной страной, вроде Непала». «При всей иронии, эти слова следует воспринимать всерьез, поскольку они подкрепляются до сих пор продолжающимся дипломатическими и военными конфликтами на востоке Украины и их изначальным поводом – “возвращением домой” Крыма именем великорусского патриотизма», - резюмирует автор NZZ.