Соседи заготовили для Приднестровья тактику «мелких порезов»Имеются в виду различные удары по приднестровской экономике и социальной сфереМинувший, 2015 год оказался для Приднестровья ничуть не проще, чем 2014-й, хотя и завершился он на относительно спокойной ноте.
В республике мирно прошли парламентские выборы. При этом предрекавшегося некоторыми экспертами приднестровского «майдана» не случилось, да и, объективно говоря, для него не было какой-либо социальной базы.
В декабре стало известно, что предприятия республики в 2016 году сохранят возможность беспошлинной торговли с Европейским союзом. Тем самым пока закрыт острый вопрос, волновавший всех в ПМР начиная с 2013 года. Правда, республике нужно будет выполнить определенные условия. Об этом мы еще скажем ниже.
Одновременно в декабре пришло известие, которое не назовешь хорошим: Молдова и Украина в одностороннем порядке изменили существовавший с 2004 года механизм отгрузки импорта, идущего в ПМР по железной дороге.
Логистика для приднестровских предприятий теперь усложнится, и, по оценкам специалистов, в наступившем году они могут потерять из-за этого более 4 миллионов долларов.
В нашем сегодняшнем небольшом анализе мы уделим внимание как результатам ушедшего года, так и тому, что может ждать Приднестровье в наступившем году.
* * *
Самым заметным итогом для республики, очевидно, все-таки является то, что приднестровские предприятия в 2016 году не столкнутся с тарифными барьерами при поставках в страны Евросоюза. То есть экспорт будет идти так же, как он шел начиная с 2008 года.
Если бы возникли пошлины, то произошло бы то, о чем в ПМР говорилось много раз, – приднестровская продукция оказалась бы неконкурентоспособной, республика потеряла бы до 10 тысяч рабочих мест и до 30-50 миллионов долларов бюджетных доходов. Это означало бы сильный финансово-экономический шок.
Напомним, что сегодня ПМР экспортирует на европейский рынок почти треть своей продукции (для сравнения: на Евразийский союз приходится всего 8,1% приднестровского экспорта). По данным за 11 месяцев прошлого года, республика отправила в ЕС товаров на 183,8 миллиона долларов.
Хорошо, что вопрос с продолжением беспошлинных поставок в страны Евросоюза все-таки решился и ни самой ПМР, ни России не придется принимать каких-то экстренных мер по спасению и без того кризисной приднестровской экономики.
Однако тут не все беспроблемно. Со стороны ЕС Приднестровью выдвинут ряд условий. В течение предстоящих двух лет, например, надо будет отменить пошлины на европейский импорт в ПМР. Также Тирасполю нужно будет гармонизировать систему товарной номенклатуры со стандартами, действующими в странах Евросоюза. Речь идет и о поэтапном внедрении европейских технических регламентов.
Обращает на себя внимание также рекомендация ЕС (и очень настоятельная рекомендация) налаживать сотрудничество с молдавскими государственными органами в том, что касается сертификации, техрегламентов, фитосанитарии, ветеринарного контроля, а также таможенной и банковской сфер.
Взамен Евросоюз, по словам президента Торгово-промышленной палаты ПМР Юрия Ганина, принимает на себя определенные гарантии того, что Кишинев не станет препятствовать приднестровскому экспорту и импорту.
Здесь, конечно, много вопросов. В частности, что будет означать взаимодействие с госорганами РМ в перечисленных областях? Не потребует ли Молдова, опираясь на поддержку ЕС, внедрения уже норм молдавского законодательства на территории ПМР?
Другой вопрос: как обнуление пошлин на европейские товары и возможное внедрение европейских техрегламентов может сказаться на взаимной торговле Приднестровья и РФ? Наконец, какими конкретно будут гарантии со стороны ЕС для приднестровской внешней торговли и как они помогут решить, например, проблему расчетов предприятий ПМР с европейскими банками? По словам руководителей многих приднестровских предприятий, в последнее время банки ряда стран ЕС (Латвии, Румынии и других) откровенно тормозят платежи в ПМР за отгруженную продукцию.
В общем, приднестровским дипломатам, а также экономическому блоку правительства республики не придется почивать на лаврах. С одной стороны, разрешился вопрос с сохранением доступа на европейский рынок, однако с другой - возникли новые задачи, которые потребуют решительного отстаивания позиций Приднестровья и в то же время тонкого профессионального подхода.
* * *
Что касается отношений с Молдовой и Украиной, то здесь в 2015 году удалось избежать какой-то военной эскалации. Хотя в определенный момент казалось, что, например, со стороны Украины она возможна. Весной и летом прошлого года в украинской прессе слышались призывы «разобраться» с Приднестровьем, которое якобы планирует агрессию против Украины.
П. Порошенко заявлял о готовности принять участие в «размораживании» приднестровского конфликта и «помочь суверенной Молдавии восстановить свою территориальную целостность». Под Одессой развертывались комплексы С-300 и концентрировались подразделения украинской национальной гвардии. Однако на сегодняшний день в регионе сохраняется мир, и это, безусловно, важнейший результат ушедшего года.
С социально-экономической точки зрения в отношениях ПМР и Украины в 2015 году ничего не изменилось к лучшему. Киев согласился на установление совместного с Молдовой таможенного и пограничного контроля на участке границы с ПМР. Возникли и новые формы блокады – например, по импорту подакцизных товаров в Приднестровье.
Такая политика, судя по всему, может продолжиться и в наступившем году. Главный редактор украинского портала «Цензор. НЕТ» Юрий Бутусов, например, на днях уже анонсировал тактику «мелких порезов» по отношению к Приднестровью. Под «мелкими порезами» имеются в виду различные удары по приднестровской экономике и социальной сфере. На фоне нынешней торговой войны России и Украины могут возникнуть и сложности на пути приднестровского экспорта на Восток.
Вряд ли что-то изменится также со стороны Молдовы. После того как молдавский парламент 4 января провалил кандидатуру Иона Стурзы, выдвинутую президентом РМ Николаем Тимофти на пост премьера, можно сказать, что в Молдове не будет чисто правого правительства.
Однако Приднестровью нельзя обольщаться: ни одно молдавское правительство, вне зависимости от его политической ориентации, в последние 15 лет не относилось к ПМР хорошо. Надо всегда быть готовым к различным препятствиям во внешнеэкономической сфере, к попыткам изоляции и др.
Есть определенные надежды на предстоящее председательство в ОБСЕ Германии, которая всегда проявляла повышенный интерес к урегулированию молдо-приднестровского вопроса. Но здесь многое будет зависеть от контактов Берлина и Москвы.
* * *
Напоследок буквально несколько слов о приднестровской внутренней политике. В 2016 год ПМР вошла как с новым Верховным Советом, так и с новым руководством правительства.
Персональный состав парламента по сравнению с прошлым созывом обновился больше чем наполовину. При этом приднестровская партия «Обновление» установила для себя политический рекорд, получив по итогам парламентских выборов три четверти депутатских мест. Благодаря этому «обновленцы» без помех смогли избрать руководство Верховного Совета, а также продвинуть своих кандидатов на должности глав всех парламентских комитетов и комиссий.
Председателем Верховного Совета стал Вадим Красносельский, который в 2007-2012 годах при первом президенте ПМР Игоре Смирнове был министром внутренних дел республики. В Приднестровье крепнет предположение, что пост главы парламента может оказаться для него трамплином к креслу президента.
Президентские выборы в ПМР должны пройти в декабре наступившего года, то есть до них остается не так уж много времени. В. Красносельского в случае выдвижения поддержат партия «Обновление» и стоящий за ней крупный бизнес. Также в его пользу может высказаться и Игорь Смирнов.
Доведут таки до раздачи паспортов РФ и прецедента Косово.