Тред №1048760
новая дискуссия
Дискуссия
287
18 июля. Противник продолжал удерживать на восточном берегу Б. Лица высоты 124,7, 263,5 и 258,3 и, перебрасывая подкрепления под прикрытием авиации, организовал сильное сопротивление нашим частям, стремившимся окружить его части в этом районе. С 20 ч. 00 м. до 23 ч. 30 м. самолеты противника одиночно и группами производили налеты на наши сухопутные части и корабли в районе губы Зап. Лица. В 22 ч. 40 м. СКР Смерч и Бриллиант, СКА СКА МО–4 и самоходная баржа Териберка, поддерживавшие фланг армии в губе Зап. Лица, были обстреляны артиллерийским огнем противника и неоднократно атаковывались бомбардировщиками и истребителями. Баржа Териберка, на которой перевозились 300 бойцов, пушки, минометы и боезапас для частей 14 армии, в результате 6 бомбардировок (с 18 ч. 20 м. до 23 ч. 00 м.) и попадания в нее бомбы затонула; личным состав был высажен с баржи без потерь. (Дело № 3, л. 19; дело № 6196, л. 49, 50.)
В губе Нерпичья от бомбардировки самолетов противника затонули 2 мотобота. (Дело № 6196, л. 61.)
Под нажимом превосходящих сил противника десант 325 СП начал отходить. СКР Смерч, имея задачу артиллерийским огнем подавить огневые точки и живую силу противника, вел огонь с 0 ч. 51 м. до 1 ч. 10 м. и с 18 ч. 00 м. до 19 ч. 00 м., израсходовав 42 фугасных снаряда. Результант обстрела остались неизвестными. (Дело № 6196, л. 31.)
19 июля. Опубликован Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о назначении товарища Сталина Народным Комиссаром Обороны СССР. На всех кораблях и соединениях флота были проведены митинги, на которых матросы, солдаты и командиры давали клятвы самоотверженно защищать Родину. (Дело № 19189, л. 93.)
СКР Смерч продолжал выполнять ту же задачу и вел артиллерийский огонь с 6 ч. 00 м. до 7 ч. 00 м., израсходовав 92 фугасных снаряда. (Дело № 6196, л. 34.)
С 11 ч. 20 м. до 15 ч. 00 м. после ВР и предварительного донесения но радио о местонахождении наших кораблей в губах Мотовского залива, авиация противника группами по 8 самолетов произвела налеты на корабли в Ура губе, ГБ и Ваенге. В налетах участвовали преимущественно самолеты Ю–88. Было сбито 5 самолетов. (Дело № 1910, л. 52.)
9 пикировщиков противника произвели налет на корабли СФ, находившиеся в Ура губе, с целью обратной посадки десанта. В результате прямого попадания бомбы СКР Штиль затонул в течение 30 сек.; спаслось 20 человек, из них 7 раненых; погибли 24 человека. (Дело ШТ № 143, л. 35.)
На участке перешейка п–ова Средний противник в течение ночи несколько раз пытался перейти в наступление, но был отброшен и занимал юго–западный скат хребта Муста–Тунтури, юго–западный скат безымянной высоты и южный скат высот 122,0 и 40,1. (Дело № 1910, л. 51.)
В 1 ч, 50 м. 7 самолетов противника наблюдались над Зубовскими островами. В 14 ч. 25 м. 7 Ю–88 двумя группами (4 и 3 самолета) совершили налет на ГБ, сбросив 24 бомбы; большинство бомб упало в воду в губах Сайда, Оленья и в Полярном, не причинив ущерба кораблям [45] и военным объектам. Были ранены 4 человека. Истребительной авиацией был сбит самолет противника и ЗА сбила 2 самолета. В 18 ч, 46 м. 13 Ю–88 в сопровождении истребителей были обнаружены над губой Ура курсом на Полярное. (Дело №1910, л. 50, 49.)
В 14 ч. 50 м. ПЛ К–1 и губе Оленья подверглась бомбардировке самолета противника. Было сброшено 10 бомб; все разорвались, но повреждений не причинили. Один самолет противника загорелся и упал на вестовой стороне губы Оленья. (Дело № 1343, л. 40.)
Считался сформированным и переданным в распоряжение коменданта МУР отряд моряков двухротного состава в количестве 400 человек. (Приказ командующего СФ № 00342.)
Был выставлен дополнительный гидроакустический дозор у м. Чевруй с задачей охраны противолодочных сетей, обнаружения ПЛ ПЛ противника и их уничтожения. (Дело № 6196, л. 86.)
Начальник штаба СФ сообщил командиру батареи №221, что командарм 14 армии приказал оставшемуся орудию не подавать признаков жизни и внушить противнику мысль, что батарея уничтожена; имевшиеся средства беречь исключительно для действий против десанта. (Дело ШТ № 143, л. 21.)
СКР Торос на линии дозора, в Ш — 69°34' и Д — 33°40', взорвал мину иностранного образца. (Дело ШТ № 143, л. 20 об.)
В 14 ч. 42 м, 11 бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей бомбардировали аэродром Ваенга. Налет отражался истребителями СФ. В воздушных боях было сбито 5 самолетов противника; 2 наших самолета не вернулись на аэродром.
Две пары самолетов МБР–2 одновременно, при условии летной погоды, ежедневно, по два раза в сутки, стали просматривать Кильдинский и Териберский плесы до меридиана м. Цып–Наволок с целью поиска ПЛ ПЛ и обнаружения кораблей противника. ( Дело № 6196, л. 103.)
Радиоразведкой СФ были отмечены корабли противника: в Гаммерфест — 3, предположительно ММ, в район Варде 3, в Варангерфьорде —5, в районе Фулей–зунд – 1, предположительно CKP, и в неустановленном районе — 5 кораблей.
В 22 т. 57 м. в губу Петсамо вошел катер противника. В 23 ч. 11 м. был обнаружен ТР противника курсом па Петсамо. В пяти милях от входа в губу Петсамо он был встречен двумя катерами для сопровождения его в Петсамо. В 23 ч. 40 м. наблюдались 2 СКР и 1 ТЩ противника курсом на Петсамо. (Дело № 1910, л. 53.)
По приказу командующего СФ считались сформированными: а) стрелковая рога в 250 человек в Полярном (отправлена па фронт в распоряжение 14 армии); б) 116 строительный батальон реорганизован в стрелковый и тоже был отправлен на фронт: в) 149 рота МУР – то же; г) 214 строительный батальон реорганизован в стрелковый и находился в обороне в Полярном; д) местные стрелковые роты но 250 человек в Мурманске и в Иоканке.
Для обороны ГБ Полярное формировались отряды в 500 человек в Соловках и в 400 человек в Мурманске.
Были сформированы: зенитные батареи №185, IV — 85–мм в губe Сайда; №946, IV – 76–мм — в Иоканке; №962, IV – 76–мм; №964, IV – 76–мм Лендера; №957, IV — 37–мм — все три в Ваенге; №917, 918 и 963 по IV –76–мм Лендера — в Мурманске. (Дело ШТ № 14, л. 28, 29.)
Беломорская ВМБ. Командующий СФ дал командиру Беломорской ВМБ точные указания обо всех элементах минного заграждения. Тылу были сделаны предварительные приказания о подготовке .мин и кораблей, выделенных для выполнения операции. На ЗМ Канин, отмобилизованном 6 июля, было проведено первое учение. (Дело Л° 95, л. 24.) [46]
20 ИЮЛЯ. В 3 ч. 00 м. были отмечены 2 ТР противника, шедшие в сопровождении катера курсом зюйд–ост в губу Петсамо. Батарея №2 104 ПАП в 3 ч. 07 м. обстреляла корабли, а в 3 ч. 09 м. под прикрытием дымзавесы с катера они скрылись в бухте Петсамо. (Дело № 1910, л. 53.) Пользуясь плохой видимостью, противник усилил свои перевозки вдоль норвежского побережья. (Дело № 3, л. 32.)
Радиоразведкой СФ были отмечены в 2–3 милях к норд–осту от Киркенеса 2 военных корабля, предположительно ММ, между Киркенесом и о. Престей — 2 ЭМ, в Лангфьорде 11 ТР, в том числе 3 —водоизмещением до 10000 т, 4 — до 4000 т. С 8 ч. 00 м. до 12 ч. 50 м. были отмечены в плавании в Варангерфьорде 3 корабля противника, в Вестфьорде — 1, у северного побережья Норвегии — 2, в районе Варде — 1 и в неустановленном районе — 1. (Дело № 1910, л. 54.)
В течение суток истребители СФ совершили 59 самолетовылетов на патрулирование аэродромов. В 10 ч. 30 м. 6 СБ произвели бомбовый удар по ТР ТР в бухте Петсамо; наблюдалось прямое попадание в ТР, который затем затонул. В 14 ч. 30 м. 2 ПЕ–2 нанесли бомбовый удар по ММ в порту Киркенес; прямых попаданий не наблюдали. В 21 ч. 33 м. ВР ВВС СФ были обнаружены на рейде и у причалов в порту Киркенес 4 М и 12–14 ТР противника. 8 СБ нанесли бомбовые удары по ТР ТР и ММ; были отмечены попадания в ТР ТР; предположительно был поврежден один М. (Дело ШТ № 143, л. 41, 45; дело № 1910, л. 55.)
С 11 ч. 00 м. до 17 ч. 35 м. самолеты противника двумя группами, по 9 самолетов в группе, произвели троекратный налет на Полярное, Ваенгу, губу Ура и м. Мишуков. В 11 ч. 50 м. зенитная батарея в губе Сайда безрезультатно вела огонь по бомбардировщику противника, шедшему на большой высоте с зюйда на норд. В то же время над губой Ура прошли 6 Ю–88 курсом 120° на высоте 1500 м. В 12 ч. 00 м. над м. Сеть–Наволок прошел 1 бомбардировщик на высоте 8000 м. В 14 ч. 25 м. ЗМ Мурман дал оповещение о появлении 9 бомбардировщиков над губой Ура, сбросивших бомбы на дорогу в губе Ура.
В 14 ч. 57 м. с аэродрома Ваенга поднялись 6 И–153 для патрулирования над аэродромом. С 16 ч. 30 м. до 16 ч. 49 м. в воздухе находились 2 И–16 и с 16 ч. 50 м. 3 И–153.
В 17 ч. 10 м. 11 бомбардировщиков противника прошли над м. Сеть–Наволок, курсом 135°, на высоте 6400 м. В 17 ч. 21 м. 8 бомбардировщиков противника прошли над губой Оленья.
К 17 ч. 20 м. в воздухе было 3 И–153 и 3 И–16. До 17 ч. 25 м. по тревоге было поднято дополнительно еще 9 И–153 и 3 МИГ–3. Все самолеты патрулировали над аэродромами Ваенга и Грязное.
День был солнечный, небо безоблачное, ветра не было. В гавани ГБ Полярное на якоре стоял ЭМ Стремительный. Наблюдатели на нем жаловались на жару и на то, что от солнца устали глаза и трудно наблюдать за воздухом.
В 17 ч. 20 м. на ЭМ прибыла группа артистов краснофлотского театра СФ, и это в известной степени отвлекло наблюдателей от наблюдения за воздухом.
В 17 ч. 30 м. 9 пикирующих бомбардировщиков противника налетели на ЭМ Стремительный из–за солнца, из–за горы Вестник, с высоты 2000 м, начали пикировать до 600 м и после пике уходили за гору на высоту 1000 м. Самолеты шли в атаку волнами, по 3 самолета. Бомбы по 250–500 кг сбрасывались с каждого из первых трех самолетов последовательно, по 2 бомбы с каждого. Одна 250–кг бомба, сброшенная со второго самолета, попала в борт ЭМ, вторая упала рядом, у борта. ЭМ сильно завибрировал, но оставался на плаву. Разрывом бомб часть личного состава была сброшена за борт. Третий самолет попал 500–кг бомбой в ЭМ, и последний разломился [47] на две части; корма через 3–5 мин. затонула, полубак сперва стал вертикально, форштевнем вверх, а затем начал медленно тонуть. Боезапас не детонировал, взрывов на корабле не было. Полубак продержался на воде до 20 мин.
Для спасения личного состава ЭМ были высланы все катера от пристаней и буксиры из гавани.
Весь личный состав котельной и артиллерийской специальности, находившийся во 2–й и 3–й палубах, погиб. До 50% остального личного состава оказалось в иоле; те, которые находились на верхней палубе, выбрались на берег, а остальные попали в толстый слой нефти, образовавшийся на месте потопления ЭМ, что не позволило многим выбраться из водоворота, и они потонули в нефти; другая часть была в тяжелом состоянии подобрана из нефти подошедшими катерами.
Отражение налета самолетов зенитной артиллерией и истребителями было безрезультатным.
В момент налета вражеских самолетов с ЭМ Стремительный успели дать по два выстрела из 76–мм орудий, по 2–3 выстрела из 45–мм орудий и выпустить по две ленты из пулеметов.
Погибли 9 человек комсостава, 20 младших командиров, 82 человека рядового состава и 3 артиста; ранено и контужено комсостава 8, мл. комсостава 4 и рядового состава 14 человек. (Дело № 6196, л. 117, 119.)
В 1 ч. 46 м. М–172 при возвращении с позиции в базу, находясь в подводном положении, ударилась о грунт. После определения места была установлена невязка в счислении в 30 миль. ПЛ возвратилась в базу и вследствие полученных при посадке на мель повреждений стала на 10 суток в ремонт. (Дело № 81, л. 41.)
Считался сформированным и переданным в распоряжение коменданта МУР отряд моряков трехротного состава в количестве 500 человек. (Приказ командующего СФ № 00342.)
Было введено в действие „Наставление для корабельного дозора СФ по военному времени на подходах к ГБ". (Дело № 6196, л. 86.)
Беломорская ВМБ. Из Англии в Архангельск вышел с военным грузом английский ЗМ Адвенчур. (Дело ШТ № 157, л. 147.)
21 июля. В 1 ч. 20 м. 2 ПЕ–2 бомбардировали ТР ТР и ЭМ ЭМ противника в Киркенесе; прямых попаданий не отмечалось; от близкого падения бомб, предположительно, был поврежден ЭМ. Радиоразведкой в 14 ч. 20 м. в порту Киркенес на рейде и у причалов наблюдались 5 ЭМ, 3 ПЛ и 20 ТР; 2 ТР в сопровождении двух СКР — в Бекфьорде, курсом норд 2 груженых ТР и 3 СКР — там же, курсом зюйд. В результате бомбардировки двумя ПЕ–2 один большой ТР противника затонул.
В 20 ч. 00 м. 5 СБ бомбардировали порт Киркенес; 2 ТР и причал загорелись; самолеты были обстреляны с кораблей противника. (Дело ШТ № 143, л. 45, 50 об.; дело № 1910,. л. 56.)
До 8 ч. 00 м. авиация противника группами от 8 до 25 самолетов произвела 4 налета с бомбометанием по объектам: п–ова Средний, району р. Б. Лица и Мурманску. С 9 ч. 45 м. до 12.ч. 31 м. одиночные самолеты и группы до 5 машин производили интенсивную разведку нашего побережья до Горла Белого моря – о. Моржовец включительно. Общее число самолетов достигало 20. Основным районом ВР был Мотовский залив.
В 15 ч. 50 м. группа из 6 бомбардировщиков и вторая из 8 бомбардировщиков, а в 16 ч. 14м. группа из 14 бомбардировщиков в сопровождении истребителей произвели налет на Полярное, Ваенгу, Мурманск и губу Ура. Самолеты были отогнаны ЗА и нашими истребителями. Бомбы были сброшены только в районе Ваенга, и притом безрезультатно. (Дело № 20, л. 9, 16.) [48]
В 21 ч. 15 м. 5 бомбардировщиков противника произвели налет на аэродром Ваенга. В воздушном бою нашими истребителями были сбиты 3 Ю–87; с нашей стороны потерь не было. (Дело № 143, л. 50 об.)
В 00 ч. 15 м. была замечена ПЛ противника в районе губы Зап. Лица. Прослушиванием со СКА МО ПЛ не была обнаружена.
В 4 ч. 35 м. ТЩ противника вошел в бухту Петсамо. (Дело № 1910, л. 55.)
Радиоразведкой СФ отмечались корабли противника: 3 — в Варангерфьорде, 1 — в районе Варде, 6 — у северо–западного побережья Норвегии. С 11 ч. 23 м. до 14 ч. 13 м. 2 корабля противника были отмечены в районе Нордкап — м. Нордкин и в 14 ч. 20 м. один корабль в неустановленном районе.
В 17 ч. 35 м. отмечалась ПЛ противника Ш=70°55' N и Д=30°53' О.
По данным радиоразведки СФ, самолеты противника перед налетом на нашу территорию получали оперативное задание в Киркенесе, а боезапас и горючее в Лаксельвене. (Дело № 1910, л. 55, 56)
Беломорская ВМБ. В состав ВМС были включены следующие суда гражданских наркоматов, призванные по мобилизации: ЗМ Канин, Сосновец, ЗС Профсоюз, РТ–44 — №53, РТ–89 — №54, РТ–94 — №55. (Приказ командующего СФ №–00343.)
22 ИЮЛЯ. СКР СКР и СКА СКА МО поддерживали фланг 52 СД огнем и перевозками боепитания в районе Зап. Лица. (Дело № 3, л. 44.)
В 4 ч. 37 м. ВР в районе Варде был обнаружен ТР противника в охранении 2 ЭМ курсом 153° со скоростью 12–15 узлов. Наша авиация бомбардировала концевой ЭМ. (Дело № 20, л. 34.)
В 10 ч. 00 м. 2 ПЕ–2 произвели бомбовый удар по ТР ТР и ЭМ ЭМ противника в порту Киркенес. Было отмечено прямое попадание в ТР и ЭМ; предположительно, ЭМ был потоплен. (Дело ШТ № 143, л. 54.)
В 20 ч. 10 м. ВР, производившейся двумя ГСТ, в 95 милях к норду от Семи островов, в Ш=70°24' и Д=37°52', были обнаружены 4 ЭМ. При попытке наших самолетов атаковать корабли ЭМ ЭМ поставили мощную дымовую завесу и начали зигзаг, в результате чего дальнейшее их движение не было определено и попытка нашей авиации нанести бомбардировочный удар успеха не имела. Об обнаружении вражеских ЭМ ЭМ были оповещены корабли и ПЛ ПЛ, находившиеся в море. 6 CБ–2 и ПЕ–2, высланные в 22 ч. 50 м. и 23 ч. 15 м. для повторного бомбового удара по тем же ЭМ ЭМ, не обнаружили их и возвратились на аэродром. (Дело ШТ № 143, л. 66; дело № 3, л. 51.)
Авиация противника одиночно и группами, до 3 самолетов в группе, отмечалась в полетах в районе Харловка — Вайтолахти. В 18 ч. 38 м. один Ю–88 безрезультатно бомбардировал наш дозорный корабль, в 19 ч. 30 м. один самолет обстрелял маяк и пост в Харловке. В 20 ч. 40 м. 3 Ю–88 бомбардировали наши части на фронте.
В 16 ч. 00 м. 6 бомбардировщиков противника бомбардировали аэродром Ваенга. ЗА и ИА были сбиты 2 самолета противника. Самолет МИГ–3 разбился при взлете от взрывной волны, экипаж остался цел. Один И–15 не вернулся на свой аэродром. (Дело ШТ № 143, л. 54 об.)
Была установлена следующая дислокация самолетов на аэродромах Северной Норвегии: в Киркенесе — 93 самолета, из них 22 Ме–109, 8 Ме–110, 9 Хе–126, 6 „Шторх", 4 Хе–111, 18 Ю–87, 18 Ю–88 и 8 Ю–52; в Банаке — 65 самолетов, в том числе 6 Ме–109, 8 Ме–110, 10 Хе–126, 12 Хе–111, 4 До–18, 4 Ю–87, 4 Ю–88 и 5 Ю–52; в Луостари – 12 самолетов, из них 1 Ме–109, 1 Хе–126, 2 Хе–111, 1 Ю–87, 6 Ю–88 и 2 Ю–52.
Из общего числа самолетов противника, базировавшихся на аэродромы Северной Норвегии, с начала войны были сбиты 78 самолетов, в том числе [49] 9 Ме–109,6 Ме–110, 36 Ю–88, 6 Хе–111 и 9 Ю–87. (Дело № 20, л. 52.)
ПЛ Щ–421 в Ш=71°07' и Д=34°45' обнаружила плавающую мину. На линии Кильдин–ост—м. Териберский был выставлен ДОЗК. (Дело № 6196, л. 83, 86.)
В ГБ вернулась диверсионная группа в составе 26 бойцов, выходившая 19 июля на двух мотоботах в губу Зап. Лица и высадившаяся в составе двух групп в губе Андреева и к югу от м. Пикшуев. Им была поставлена задача: разрушить линии связи и мосты через р. Титовка на новой дороге Титовка – Б. Лица и захватить пленных. Группа встретилась на полпути с превосходящими силами противника, который открыл артиллерийский огонь из гаубиц, Задача диверсионной группой не была выполнена. Потери противника — 20 убитых, уничтожено 2 пулемета; наши потери — 7 убитых и 1 раненый. (Дело № 6196, л. 75.)
Народный Комиссар ВМФ приказал ВС СФ ввиду проведения на Севере операций не подчиненными ВС СФ силами (отрядом английских кораблей) с 00 ч. 00 м. 25 июля не иметь подводных, надводных кораблей и самолетов в районе, заключенном внутри линий: а) Цып–Наволок до пересечения параллели 71° и меридиана 38°, б) меридиан 38°, в) параллель. 75°, г) меридиан ГБ, д) норвежский берег, финский берег, берег п–ова Рыбачий до Цып–Наволок. Действий кораблей в Мотовском заливе прекращать не следовало. Авиации СФ разрешалось бомбить побережье Варангерфьорда, не летая над морем. (Дело № 157, л. 138.)
Беломорская ВМБ. Ночью ЭМ Грозный и Сокрушительный, ЗМ Канин и ТЩ–66 приняли в Архангельске мины для постановки оборонительного минного заграждения. ТЩ–66 принял мины для последующей их передачи на ЭМ ЭМ для повторных постановок без возвращения в базу; с той целью были приняты мины и в трюмы ЗМ Канин. (Дело № 95, л. 24)
В 16 ч. 30 м. командующий СФ получил директиву Народного Комиссара ВМФ, в которой указывалось, что основные формирования преследовали цель обороны главным образом западной части театра. Народный Комиссар предлагал учесть значение Архангельска как пункта разгрузочных операций которые должны были начаться в ближайшее время, и дать предложение но усилению его обороны, в первую очередь из местных ресурсов.
Народный Комиссар ВМФ приказал поставить минное заграждение в Кандалакшском заливе, в районе о. Большой Седловатый — о. Наумиха, а такш установить на о. Великий двухорудийную 130–мм батарею. (Дело ШТ № 1571 л. 139.)
23 июля. На Мурманском направлении войска 14 армии продолжали вести бой с частями 2 и 3 ГЕД противника на восточном берегу р. Б.Лицы и на севере от сел. Б. Лица.
На Кандалакшском направлении части 122 СД, упорно удерживая занимаемый рубеж, продолжали вести бой за овладение губой Юнгой—Вансельке (Дело ШТ №–157, л. 156.)
14 наших истребителей штурмовали войска противника, отходившие по дороге Б. Лица—Титовка. (Дело № 3, л. 59.)
В 14 ч. 40 м. 2 ПЕ–2 бомбардировали ТР ТР и СКА противника в nopту Киркенес; было отмечено попадание в пристань. 6 СБ, производя разведку ТР ТР противника в районе Нордкап—Варде, бомбардировали причалы порту Варде. В 17 ч. 15 м. на норд от о. М. Олений разведывательная авиация бомбардировала ПЛ противника.
В 4 ч. 32 м. 2 ГСТ и 2 МБР–2 были высланы на поиск ЭМ ЭМ противника. (Дело ШТ № 143, л. 69.).
В 13 ч. 07 м. 5 ЭМ противника снова были обнаружены ВР в районе к норду от нашего побережья и сфотографированы в строю двух кильватерных [50] колонн. При налете на них нашей авиации головной ЭМ сбросил мощную дымшашку и корабли начали зигзаг. Дальнейшее их движение не могло быть определено. (Дело ШТ № 143, л. 69.)
Авиация противника одиночно и группами, до 4 самолетов в группе, была отмечена в полетах в районе Харловка—Мурманск—Пумманки. В 16 ч. 33 м. 4 Ю–88 бомбардировали дорогу на побережье губы Ура. С 18 ч. 00 м. до 19 ч. 35 м. 2 самолета противника вели ВР побережья в районе Териберка—Горло Белого моря. В 22 ч. 55 м. 8 бомбардировщиков противника двумя группами пытались бомбардировать аэродром Ваенга; бомбардировщики были отогнаны нашей авиацией и бомб не сбросили.
По данным радиоразведки СФ, военный корабль противника, предположительно ЭМ, находился в Бекфьорде,
В 11 ч. 32 м. мотобот противника вышел из бухты Петсамо и в 11 ч. 55 м. скрылся по пеленгу 198°, курсом зюйд–ост.
С 15 ч. 12 м., по данным радиоразведки, 6 самолетов противника прибыли в Киркенес и 4 в Лаксельвен. (Дело № 2, л. 52, 67.)
По приказу командующего СФ считалась сформированной 2 АЭ самолетов СБ при 72 АП в Ваенге. (Приказ командующего СФ № 00347.)
Беломорская ВМБ. Было закончено оборудование РТ–6 и РТ–72. (Дело ШТ № 142, л. 76.)
ЗМ Канин, ЭМ Грозный и Сокрушительный, ТЩ–66 и 67 вышли для постановки минного заграждения в северной части Белого моря. 2 ТЩ продолжали там траление. Постановка минного заграждения, начатая около 6 ч. 50 м. была закончена на следующий день в 7 ч. 00 м. Всего было поставлено 150 мин „КБ" и 125 мин обр. 1908 г. Длительность операции объяснялась тем, что необходимо было в море, в районе о. Моржовец, перегружать мины с ТЩ–66 на ЭМ Грозный и Сокрушительный и, кроме того, дважды в течение пяти часов выжидать наступления отлива. (Дело ШТ № 143, л. 80; дело № 95, л. 23 и 25.)
На период перехода кораблей к месту постановки мин и во время постановки самолеты 49 АЭ производили воздушную разведку, был усилен ДОЗК и повышена боевая готовность батарей БУС. (Дело.№ 265, л. 6.)
24 июля. В 1 ч. 05 м. 4 ЭМ противника были отмечены в районе Иоканка, в 10 милях от побережья, курсом норд–вест, скорость 25 узлов. В 2 ч. 45 м. они появились в районе о. Харлов. Около 3 ч. 00 м. 4 ЭМ противника типа Редер у входа в бухту Вост. Лица артиллерийским огнем потопили ГИСУ Меридиан, имевший оповещение о появлении ЭМ ЭМ, но не успевший укрыться в глубь бухты. С ГИСУ спаслись 17 человек. По ЭМ ЭМ противника было сделано 17 самолетовылетов на бомбометание. В 4 ч. 05 м. преследуемые нашей авиацией ЭМ ЭМ на меридиане маяка Гавриловский легли на курс норд. В 4 ч. 06 м. ЭМ ЭМ, скрываясь в тумане, открыли огонь по нашему берегу в районе с. Захребетное. В 5 ч. 10 м. 2 ГСТ, 3 СБ, 9 МБР–2 и 1 ПЕ–2 бомбардировали ЭМ ЭМ противника в 30 милях к норду от Маяка Гавриловский (Ш = 69°40' и Д=35°45'). Один ГСТ был подбит самолетом противника (Ме–110) и сделал вынужденную посадку в районе Захребетное; самолет сгорел, экипаж был подобран. Один МБР–2 упал в районе о. М. Олений; экипаж самолета не был обнаружен. Один ЭМ противника, предположительно, был потоплен. (Дело № 20, л. 67; дело № 6486, л. 70, 73; дело ШТ № 143, л. 74 и 78 об.)
В 2 ч. 30 м. 6 СБ в сопровождении 9 И–153 бомбардировали автоколонну противника в районе р. Б. Лица — Титовка.
Авиация противника производила разведку Мотовского залива и действовала по нашим войскам в районе губы Зап. Лица. В результате бомбардировки самолетов, противника в бухте Нерпичья затонул мотобот Ловгус, а в губе Зап. Лица —мотобот Фрунзе. (Дело № 6196, л. 61.) [51]
В районе губы Зап. Лица противник под давлением частей 14 армии, поддержанных кораблями СФ, медленно отходил с восточного берега р. Б. Лица. С 4 ч. 21 м. по 5 ч. 50 м. СКР Гроза вел артиллерийский огонь на подавление огневых точек и уничтожение живой силы противника, израсходовав 64 фугасных снаряда. Результаты обстрела остались неизвестными. (Дело ШТ № 143, л. 78 об.; дело № 6196, л. 35.)
23 УР в течение суток отразил неоднократные атаки противника силой до батальона; противник силой до полуроты овладел восточным скатом высоты 122,0 и продолжал вести непрерывный огонь по расположению наших частей. Наши потери 9 человек убитыми и 37 ранеными.
181 програнбатальон, переправившись на западный берег р. Б. Лица, вступил в бой с противником. (Дело ШТ № 157, л. 168, 156.)
С начала войны ВВС СФ потопили 7 ТР и 1 ЭМ и сбили 57 самолетов противника.
На 24 ч. 00 м. было призвано на СФ рядового и младшего комсостава (без Беломорской ВМБ) 7882 человека, по ВВС 1127 человек; комсостава 730 человек (вместо 615). (Дело ШТ № 143, л. 73, 84.)
В Мурманске были поставлены под оборудование 5 РТ №64, 83, 84, 308, 411 с готовностью к 1 августа. Остальные призванные суда были отмобилизованы полностью. (Дело ШТ № 142, л. 84.)
Беломорская ВМБ. 6 СБ в районе м. Святой Нос ошибочно бомбардировали свой дозорный корабль, который в свою очередь обстрелял самолеты. (Дело № 35, л. 7.)
В связи с постановкой оборонительного МЗ–М был закрыт для плавания район, ограниченный линиями, проходящими через точки:
Ш=67° 09,2 Д=41°30,7
Ш=67°11,8 Д=41°45,0
Ш=67°13,3 Д=43° 32,6
Ш=67° 05,8 Д=43°29,9
Ш=67° 00,2 Д=41°42,3
(Дело № 6486, л. 73.)