История Великой Отечественной войны.
321,431 2,565
 

  Vstarik ( Слушатель )
23 янв 2016 15:17:09

Тред №1049083

новая дискуссия Дискуссия  222

С 1939 по 1941 год на территории Урала и Сибири было подготовлено более 2000 готовых производственных площадок, с подведенными коммуникациями, в целях подготовки эвакуации предприятий с европейской части СССР на случай войны.


Возводились и так называемые авиационно-промышленные комплексы.


Так, 24 июля 1940 г. нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия направляет И.В. Сталину письмо с изложением проекта строительства четырех авиационных заводов в Куйбышевской области (железнодорожная станция Безымянка в 18 км от областного центра), согласно планировалось возвести два самолетостроительных завода по и два авиамоторных. Попутно отметим, что письмо о строительстве заводов направляет адресату не нарком авиационной промышленности.

В готовом виде данный документ утверждается постановлением Комитета Обороны (КО) за № 343-с от 6 августа 1940 г. Решено было сократить количество заводов до трех (два самолетных, один моторный), присвоив им №№ 122, 295, 377. Проектирование новых объектов возлагалось на Наркомат авиапрома. Сроки строительных работ сокращались вдвое, самолетные заводы предполагалось пустить к 31 декабря 1941 г. и 1 января 1942

Приказом НКВД СССР от 28 августа 1940 на территории Куйбышевской области было создано Управление особого строительства (УОС, или Особстрой). Трест "Особстрой" стал крупнейшей строительной организацией области, действующей самостоятельно, не подчиняясь местным органам хозяйственного управления.

Было образовано несколько строительных районов УОС, каждый со своей спецификой работы. Первый район занимался строительством двух самолетных заводов, второй - строил авиамоторный завод, третий - сооружал заводской аэродром, четвертый район возводил жилой массив, пятый - районную теплоэлектроцентраль для энергетического обеспечения промышленных объектов.

В обязанности куйбышевского обкома и горкома партии входило снабжение штата Особстроя квалифицированными кадрами, на стройку направлялось 250 инженерно технических работников, был создан учебный комбинат с целью подготовки специалистов-строителей. Основные работы на площадках авиазаводов были развернуты к концу первого квартала 1941 г.

Естественно, что с началом войны графики ввода в строй заводов НКАП в Куйбышеве были пересмотрены, и строительство развернулось ускоренными темпами, но на момент эвакуации предприятий авиапрома на куйбышевские площадки (октябрь 1941 г.) часть производственных корпусов заводов (особенно авиамоторного завода № 337), аэродром и бытовые здания остались незавершенными. Однако инфраструктура нового авиакомплекса уже существовала и в этом, надо отметить, особую роль сыграло использование труда заключенных, внесших весомый вклад в создание авиапромышленной базы на востоке Советского Союза.

В целом по стране за два предвоенных года количество самолетостроительных заводов увеличилось. Если в 1939г. их было 17, то в 1940 - 21, а к июню 1941 их число возросло до 24, из которых 15 предприятий выпускали истребители и легкомоторную авиацию, 9 - бомбардировочную и штурмовую. Авиамоторы производились накануне войны на 7 серийных заводах, против 5 в 1939; 10 заводов выпускали самолетные, а 13 - моторные агрегаты, 17 предприятий - авиаприборы.

В ноябре 1940г. Политбюро ЦК ВКПб обязало директоров самолетостроительных и авиамоторных заводов ежедневно сообщать в ЦК о количестве произведенной продукции. С августа 1940г. начался перевод предприятий НКАП на суточный производственный график, завершившийся к марту 1941г. С этого момента авиапромышленность СССР фактически перешла на режим военного времени.
  • +0.03 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!