Малейшее внимание к диалектике убедит нас, что на политическом и экономическом фронте события в течение войны развиваются не изолированно, а в тесном контакте с перипетиями вооруженной борьбы. (c)
Первый и сильнейший удар агрессору, Сталин нанёс в самом начале войны, в 1941 году на экономическом фронте, от которого немцы уже не смогли оправиться в течении всей войны.
Эвакуация.Английский историк и журналист А.Верт отнес
перебазирование и эвакуацию промышленности, написав следующее,
что
перебазирование промышленности во второй половине 1941 г. и начале 1942 г. и ее «расселение» на востоке следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны.".
К.Рейнгардт писал:
"Это перебазирование оборонной промышленности было совершенно неожиданно для немцев и в решающей степени повлияло на то, что германская военная промышленность не смогла выполнять свои задачи, ведь значительная часть продукции должна была производиться по новым планам непосредственно в захваченных районах.
А.Шпеер с успешной эвакуацией советских промышленных предприятий связывал "катастрофу снабжения", постигшую немецкие войска на Восточном фронте осенью и зимой 1941-1942 гг, я бы ещё добавил: весной – летом 1942 года и далее.
Ключевые слова-
перебазирование и расселение, мало того, это выдача в прогрессии необходимой продукции фронту, образно говоря,
«с колёс». Некий Р.Лоренц считал, что
история перемещения целой индустрии... прежде всего была историей невероятной человеческой выносливости.
Последствия эвакуации немцы почувствовали уже к началу 1942 года, столкнувшись с отсутствием необходимой им промышленности и сырья на огромном оккупированном пространстве СССР от Балтийского моря до Черного (См. карту «группировка войск к лету 1942 года
http://battle.volgadmin.ru/karta/01.htm ».)
В марте 1942 года у немцев остро стал вопрос о дальнейшем обеспечении боевых действий вермахта.
Возникла у Германии проблема добычи угля и нефти, ибо коммуникации растянулись, доставлять МТС и вооружение приходилось из Европы в конечные пункты веером - от Ленинграда до Крыма.
Всё это поглощало горючку как в бездонную бочку.
В первую голову стала также программа развития транспорта, и в частности железнодорожного транспорта, который испытывал острую нехватку подвижного составе. В январе 1942 года в отдельных областях восточной территории до 80% паровозов бездействовало вследствие морозов. К тому же выходило из строя большое количество вагонов. Несмотря на множество разнообразных программ, Гитлер не счел целесообразным сосредоточить контроль за их осуществлением в своих руках.(Сталин в отличии от немцев сосредоточил все эти вопросы в ГКО и под личный контроль)
Ответственность у немцев была возложена на главнокомандующих видами вооруженных сил, каждый из которых должен был обеспечить поступление вооружения соответственно квотам сырья. За распределение рабочей силы для нужд вооруженных сил в целом и для нужд экономики ответственным был начальник штаба ОКВ, который тесно сотрудничал с имперским министром по делам вооружений и боеприпасов и всеми прочими высшими имперскими властями. Единого органа по координации и руководству всеми программами в области вооружения не существовало. (У нас организовали Тыл Вооружённых сил сконцентрировали всё в руки Хрулёва, мало того, он параллельно в 1942 году был назначен наркомом НКПС)
У немцев наблюдалась организационная неразбериха, шла борьба в различных инстанциях.
Несмотря на это увеличение производства вооружения, вскоре подтвердилось мнение управления военной экономики и вооружений, высказанное 3 февраля 1942 года полковником Неефом:
Если рассматривать вопрос в целом, положение с вооружением на 1942 год выглядит следующим образом: если весной 1942 года начнутся, как это предусмотрено, операции широкого масштаба, то для начальной их стадии поступление вооружения в войска будет достаточным, но в дальнейшем сохранить этот уровень будет невозможно.
При таких предпосылках ведение длительной войны явилось бы мероприятием, не имеющим под собой реальной почвы.
В связи с призывами в армию возрастали потребности в рабочей силе в военной промышленности. В донесении о состоянии военной промышленности в апреле 1942 года говорилось:
«Учитывая нехватку рабочей силы, вступают в противоречие требование фронта в людских резервах и требования, диктуемые необходимостью повышения производительности труда. Единственно, что может разрядить обстановку,— это усиление использования иностранных рабочих».
21 мая 1942 года имперский министр путей сообщения доктор Дорпмюллер сообщал Шпееру:
Имперская железная дорога на территории рейха располагает таким небольшим количеством вагонов и паровозов, что она не может взять на себя ответственность по обеспечению даже самых неотложных перевозок.
Поэтому очевидна была данная констатация, не секрет что она же была очевидна, исходя из простейшего анализа, и Москве.
Немецкое ОКВ констатировало 6 июня 1942 года, что
снабжение нефтью... в текущем году будет самым слабым местом промышленности. Нехватка нефтепродуктов всех видов так велика, что она ограничивает свободу оперативного маневра всех трех видов вооруженных сил и создает трудности работы военной промышленности. Запасы нефти во всех странах Европы сократились до минимума, и приходилось рассчитывать только на текущее производство. Без захвата нефтяных источников Кавказа германский рейх как в