В продолжении
http://glav.su/forum…age3591826Что же привело к возможности немцам в 1941 году успешно совершать прорывы и устремляться в коридоры с последующим расширением их, в ЗапОВО (Западный фронт) шириной до 400 км, завершая их окружением наших войск?
Это состояние наших войск в смысле их организации системы управления, укомплектования, состояние мобилизационной готовности и планирование перед войной. Кстати, всё это указанное не выходит за рамки Наркомата Обороны и Генерального штаба, а наоборот, это есть их насущный хлеб.
С мая 1940 г. по июнь 1941 г. (Начальники ГШ Мерецков -15.08.1940 - 14.01.1941, Жуков 14.01.1941 - 30.07.1941 ) мобилизационный план в данной период находился в постоянной переработке имел незавершённый вид. Шапошников, передавая К.А. Мерецкову руководство Генеральным штабом, передал уже практически готовый мобилизационный план, который Мерецкову только осталось утвердить. Однако, 16 августа 1940 г. Главным Военным Советом РККА было принято решение о разработке в Красной Армии нового мобилизационного плана с расчетом ввода его в действие с 1 мая 1941 г. Качество мобилизационных документов было невысоким из-за имевшихся ошибок, несогласованностей, неточных подсчетов и т. п. Другого трудно было ожидать, так как в армии проводились беспрерывные оргмероприятия, ее численность постоянно изменялась и организационно-штатная структура войск не была отработана.
М.В. Захаров пишет:
С назначением генерала армии Г.К. Жукова начальником Генерального штаба план стратегического развертывания весной 1941 года вновь стал предметом обсуждения и уточнения.
В связи с тем, что мобилизационный план в последующем неоднократно изменялся и уточнялся, в войска постоянно шли не утвержденные окончательно директивы, и войсковые штабы их не успевали отрабатывать. Частые изменения директивных документов привели также к тому, что многие из них просто не отрабатывались.
Смотри пример: механизированные корпуса
http://glav.su/forum…age3589889(организация предвоенного укомплектования л/с, МТС, вооружением и техникой Западных округов, это отдельная пестня)
М.В. Захаров пишет, что последняя корректировка оперативного плана на уровне Генерального штаба была проведена в мае-июне 1941 года.
Исследователи начала Великой Отечественной войны дружно начнут обвинять И.В. Сталина в том, что он неправильно определил направление главного удара противника. Совершенно очевидно, нужно учесть тот факт, что определяя направление главного удара, Сталин опирался прежде всего на мнение профессионалов и так же на основании тех данных которые легли ему на стол.
Вот интересный факт, с середины 1940 года практически вся верхушка РККА состояла из представителей Киевского Особого военного округа, а эти люди, вполне естественно, привыкли работать в интересах своего региона и знали его особенности лучше, чем другие оперативные направления. После назначения наркомом обороны бывшего командующего КОВО С.К. Тимошенко он тут же пригласил бывшего начальника штаба этого округа Н.Ф. Ватутина на должность начальника Оперативного управления Генерального штаба, начальника мобилизационного отдела КОВО генерал-майора Н.Л. Никитина на должность начальника Мобилизационного управления Генерального штаба. Бывший командир механизированной бригады и начальник автобронетанковых войск КВО И.Я. Федоренко становится начальником Автобронетанкового управления РККА. Бывший командующий 6-й армией КОВО Ф.И. Голиков становится начальником Главного разведывательного управления и заместителем начальника Генерального штаба. Бывший член Военного совета КОВО корпусной комиссар С.К. Кожевников назначается на должность военного комиссара Генерального штаба. Эти люди пользуются особым расположением наркома и имеют возможность выходить на него в обход начальника Генерального штаба.
Подобный метод подбора руководящих работников Генерального штаба нельзя признать удачным, – делает вывод М.В. Захаров, сам в недавнем прошлом также работник штаба КОВО. –
Никакого повода или веских оснований к широкому обновлению его в условиях приближавшейся войны, да и к тому же лицами, тяготевшими по опыту своей прежней деятельности к оценке обстановки с позиций интересов командования Юго-Западного направления, не было.
Существенным недостатком планирования также было и то, что решение оборонительных задач в случае внезапной агрессии со стороны Германии возлагалось на армии прикрытия государственной границы. Поэтому фронтовые
подробные планы обороны уже не разрабатывались, а сами первые оборонительные операции в масштабе фронтов практически не готовились.
Это и стало основной причиной того, что не проводилось предварительное планирование применения родов войск в рамках конкретной операции (боя), отсутствовала организация взаимодействия разнородных сил и средств по задачам, рубежам и времени.Все это, в комплексе, позволяет сделать вывод о том, что деятельность Генерального штаба как главного планирующего и руководящего органа РККА накануне войны велась неудовлетворительно. Генерал армии Г.К. Жуков и его ближайшие помощники ограничились проведением общих мероприятий, но не занимались вопросами конкретной подготовки подчиненных войск к войне. Они удовлетворились отдачей общих указаний, но не удосужились проверить прохождение этих указаний через все ступени воинской иерархии, а ведь проверка исполнения есть основа управления. Поэтому все планирующие документы «зависли» на уровне армейских штабов и не поступили в войска, которым непосредственно предстояло решать задачи обороны в случае войны. Все это и обратилось в потерю управления войсками в начале войны.
В начале войны руководители РККА крутили сконструированные ими же штурвал управления в котором отсутствовали управляющие тяги и соответственно этому положению, обратная связь.
Именно указанные выше причины и дали толчок сталинскому решению, в виду недоверия, как управляющему органу в лице высшего руководства РККА, организуя в 1941 году Ставку ВГК , по меткому по выражению генерала Хрулёва, -
стянуть всё на себя.А маршалу Жукову - не идеологу и не историку, после войны, озаботиться секретным письмом в адрес Хрущёва, которое озаглавить
Состояние и задачи военно-идеологической работы.