Условия работы российского ВПР.
новая дискуссия
Статья
324
Условия работы российского ВПР.
Письма по российской истории, скорее всего, вообще публиковать не стану — слишком уж я ими увлёкся. А ты, похоже, заскучала. Чувствую, что пора заканчиваться с предысторией. Зачем вообще она была нам нужна?
Ты, как и многие другие - особенно путешественники,— считаешь, что мир давно един, а люди в нём удивительно хорошие и, в целом, похожие. Количество твоих путешествий добавляет веса этому впечатлению, и ты, на самом деле, права. Но это только одна сторона медали. Есть и другая, которую нельзя увидеть, опираясь только на собственный жизненный опыт. Показать её можно только через Историю, что я и пытался столь куце и, возможно, неубедительно, сделать в предыдущих письмах. Подведём же итог.
Группы людей, как существ социальных, имеют свойство самоорганизовываться, и конкурировать с другими группами. Причем, хотя ментальные отличия отдельных представителей народов не так уж заметны, их проявления нарастают с количественным ростом организации. В настоящее время крупнейшими формами самоорганизации людей являются государства, чьи уникальные особенности - источники роста, излюбленные геополитические инструменты etc. - можно вычленить из Истории. И на эти знания не только можно, но и нужно опираться, если хочешь понимать взаимоотношения государств.
В сущности, я хотел сказать тебе всем этим, лишь то, что руководству нашей Родины приходится иметь дело вовсе не с теми милыми иностранцами, с которыми ты лично знакома. Наше ВПР вынуждено работать в условиях глобальной конкуренции, где, к сожалению, до сих пор единственным правом является Право Сильного. Приходится работать в условиях, когда, по непонятным на первый взгляд, причинам дестабилизируются близкие нам государства; когда террористические группировки казалось бы ниоткуда имеют стабильный приток финансирования и снабжения оружием; когда мировые СМИ почему-то готовы верить самым непрезентабельным источникам, если те сообщают какой-либо негатив о России; когда любой общественный деятель откуда-то знает, что за клевету он получит деньги, но упаси его боже быть объективным. Много странных вещей, которым необходимо противостоять, происходит в мире, и это помимо естественной организаторской работы государства — задачи, самой по себе, не тривиальной. А кроме того, существует ещё и Капитал, противостояние которому поднимает сложность задачи на порядок.
Я об этом только вскользь упоминал, чтобы не усложнять моё и так растянувшееся повествование, но вообще существуют три основных формы самоорганизации людей: государственная, религиозная и финансовая. Ну это, я думаю, очевидно, а вот краткий разбор будет не лишним.
Религия, если брать только её организационную часть — ближайший аналог государства. Собственно, её важнейшая роль в Истории заключается в предоставлении альтернативы, для людей выпадающих из государственного устройства. Так сказать, резервная поддерживающая система. В древнее время она была совершенно необходима. С развитием культуры человека, в том числе культуры государственности, необходимость в религии снижается, и как следствие уменьшается её роль. Но даже сейчас религия вносит позитивный вклад, даря утешение обиженным. К сожалению, как ближайшая родственница государства, религия обладает его слабостями: как и государство, религия имеет возможность распадаться на конфессии, а конкуренция между ними может быть не менее жестока; как можно создать человеконенавистническое государство, так можно создать и экстремистскую конфессию; религиозная элита не менее государственной подвержена деградации. И оба вида элит уязвимы перед Капиталом.
Капитал — самоорганизация через товарно-денежные отношения. Он столь же естественен для человека, и не менее традиционен. Этот вид организации жизнедеятельности пока что безальтернативен, как часть государственного устройства, и даже как часть религиозного — и при этом антагонистичен им. Капитал не имеет отечества, национальности или вероисповедания, он склонен не замечать государственных или моральных границ. Капитал развращает человека, это та самая бездна, которая смотрит в тебя, когда ты вдруг начинаешь «хорошо зарабатывать». Это децентрализованная система с внутренней конкуренцией, благодаря чему он не всесилен - но и неистребим. Это, в конце концов, если хочешь — «медные трубы».
Полностью отказаться от товарно-денежных отношений не смог даже СССР. А сейчас мы и вовсе живём в мире победившего капитализма, который характеризуется почти полным отсутствием контроля над Капиталом. Свободный рынок и всё такое. Надо отметить, что именно при капиталистическом строе государство наиболее уязвимо к децентрализованной, но тем не менее совокупной, воле Капитала. Откуда этот дуализм? Это довольно просто: хотя представители Капитала (проще говоря, олигархи) кушают друг друга при первой возможности, они же способны и консолидироваться. Например, при общей угрозе. Или для расширения «поля», где бы они могли конкурировать.
Но, при всём при этом, ситуация не так безнадёжна. Наиболее сильные государственные образования практикуют с тем или иным успехом разнообразные стратегии выживания при капитализме. Приведу парочку очень упрощенных примеров.
Китай действует эволюционно, открывая капиталу лишь части своей экономики, территориально или по области деятельности. Используя две экономические модели, Китай не может сделать их дублирующими и огребает как плюсы обеих, так и их минусы, пока что с большой выгодой для себя. Однако есть и неприятное следствие. Экономика Китая сильно зависит от экспорта ширпотреба, то есть тех товаров, от которых потребитель в случае нужды может и отказаться. Таким образом, это государство на данный момент наиболее уязвимо к чужим кризисам. В последние несколько лет китайцы пытаются снизить эту уязвимость.
США. Они (можно сказать, исторически) действительно приняли «уникальную» схему самоорганизации при капитализме. Это схема симбионта. США полностью покорились капиталу, но в замен, как государство, делают всё, чтобы быть ему необходимым. Они исполняют роль главного защитника (и нападающего) Капитала, его «тихой гавани» и наиболее привлекательной вывески. И они готовы жестоко драться за эту роль. Из истории мы знаем, что этот симбиоз работает. Но работает он только когда у Капитала есть причины для консолидации, поскольку сложно осуществлять симбиоз с мириадами жрущих друг друга микроорганизмов. Возможные причины консолидации я выше назвал. В случае их отсутствия, у Соединённых Штатов постепенно нарастают проблемы.
Россия. В 90-е мы приняли капиталистическую модель без всяких ограничений и, накушавшись, начали искать собственные варианты. Согласно собственной исторической памяти, впрочем как и все остальные государства.