Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
513,422 1,384
 

  Dobryаk ( Слушатель )
07 фев 2016 13:13:57

Тред №1055438

новая дискуссия Дискуссия  188

На ветке было два поста о белянах. Добавлю к этому из воспоминаний академика А. Крылова, кто вырос на Суре:

http://militera.lib.…an/01.html


Цитата: ЦитатаОднако вернемся на Волгу, по которой тогда происходило оживленное не только пассажирское, но и, главным образом, грузовое движение.

Баржи с рожью, овсом, пшеницей и прочими грузами шли вверх или под буксиром пароходов или за «кабестанными машинами», а затем по Мариинской системе направлялись в Петербург; здесь хлеб перегружался на лихтера (Морской канал был открыт в мае 1885 г) и доставлялся в Кронштадт, где его опять перегружали на пароходы для отправки за границу.

Вниз по Волге шел главным образом лесной товар из Суры с ее дубовыми лесами Ядринского, Курмышского и Васильсурского уездов, шли клепки для бочек, ободья, полозья, колесные спицы и пр. С верховьев Суры поступали березовые круглыши для колесных ступиц, оглобли, ивовые дуги, кленовые заготовки для клещей хомутов и т.д. Из села Промзина отправляли хлеб в зерне, из Алатыря — муку размола мельниц К.Н. Попова, владельца «Неожиданного». Из Ветлуги и Унжи шло много лубяного товара, т.е. лубков, мочалы, рогожи и пр. Из Камы и ее притоков шло уральское железо в Нижний на ярмарку, хлеб и множество лесных грузов. [38] Большая часть лесных грузов перевозилась на белянах, которые строились на один рейс. Из Унжн, Ветлуги и Суры лес доставлялся или на белянах или на «расшивах», с их разукрашенными «кичками».

Сплав производился кормой вперед, для чего ставились специальные большие сплавные рули. Судно волочило за собой чугунный, весом от 50 до 100 пудов груз, который называли «лотом», а тот канат, на котором его волочили, назывался «сукой» (от глагола сучить). Этот канат при управлении судном прихватывался то с одного, то с другого борта, для чего на носовой части устраивался квадратный, во всю ширину судна, помост, именовавшийся «кичкой», — отсюда команда старинных волжских разбойников: «сарынь (т.е. бурлаки), на кичку».

Невольно вспоминаются эпизоды вроде следующего.

Выходит на кожух колеса и становится у борта монументальная фигура, по меньшей мере в 8 пудов весом, в поддевке, сапоги бураками, борода лопатой во всю грудь.
Навстречу идет беляна. Фигура орет громовым басом:

— Степан, ты отчего, сукин сын, у Курмыша двое суток простоял?
— Миколай Иваныч, ветер больно силен был, все на берег нажимало...
— Врешь, сукин сын... это тебя... на кабак нажимало...

Дальше шла сплошная волжская элоквенция, не нашедшая отражения даже в дополнениях проф. Бодуэна де Куртене к словарю Даля.

Его степенству никакого не было дела до того, что на спардеке сидело множество дам, гревшихся на солнце и любовавшихся волжскими пейзажами. Хозяйский глаз усмотрел неисправность «водолива» Степана, как же на него не излить хозяйский гнев, а дамы пусть насладятся не только волжскими пейзажами, но и волжским красноречием.

Все это было 60–70 лет тому назад и кануло в безвозвратную вечность.  (приимечние: воспоминания писаны около 1940)
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.01 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!