Комоедов напомнил НАТО о конвенции Монтрё при наращивании сил в Черном мореТАССПарламентарий напомнил, что документ предусматривает "пребывание не более 21 суток в Черном море для военных кораблей нечерноморских государств"МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Председатель комитета Госдумы по обороне, бывший командующий Черноморским флотом РФ Владимир Комоедов напомнил НАТО о конвенции Монтрё, которая ограничивает срок пребывания военных кораблей в Черном море.
Ранее в среду генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс продолжит адаптировать и наращивать свои военные возможности в черноморском регионе, "включая свои военно-морские силы, а также средства разведки и возможности для переброски подкреплений".
"Во-первых, черноморский театр - он закрытый, по сути дела, внутреннее море, соединяется только со Средиземным проливами", - сказал Комоедов в среду ТАСС. Он напомнил, что "есть правила его использования, есть декларация Монтрё, кому, сколько и как там пребывать". В частности, документ предусматривает "пребывание не более 21 суток в Черном море для военных кораблей нечерноморских государств", напомнил парламентарий.
"А территориально, конечно, он (североатлантический альянс) будет накапливать там силы - в Турции, в Болгарии, в Румынии", - считает Комоедов. "Так что надо ожидать усиления этой группировки (НАТО)", - согласился он. Однако "это не значит, что там появится 20, 30, 50 кораблей", пояснил он. "Достаточно сил, которые будут вести наблюдение, мониторить ситуацию, а затем, исходя из складывающейся обстановки (будут), принимать какие-то решения", - предположил глава думского оборонного комитета.
При этом о балансе военно-морских сил в регионе Черного моря пока говорить не приходится, констатировал Комоедов. "Нам надо еще время для того, чтобы был баланс. Нам надо еще многое построить и многое заменить, многое отремонтировать", - отметил он, уточнив, что подразумевает военно-морские силы.
Конвенция Монтрё о статусе проливов. Досье
Конвенция Монтрё о статусе проливов (Convention de Montreux) регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море. Пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным, а Дарданеллы - Мраморное море с Эгейским.
Конвенция была подписана в Монтрё (Швейцария) 20 июля 1936 года, вступила в силу 9 ноября того же года. Участниками конвенции являются 11 стран - СССР, Австралия, Болгария, Греция, Румыния, Великобритания, Кипр (с 1969), Турция, Югославия, Япония и Франция.
Конвенция состоит из 29 статей, 16 из которых касаются военных кораблей, шесть имеют отношение к гражданским судам.
Основная задача конвенции - пересмотр результатов Лозаннской конференции 1922-23 годов, на которой был утвержден принцип неограниченного прохода военных и торговых кораблей всех стран в Черное море и обратно как в мирное, так и в военное время.
Конвенция Монтрё закрепила суверенитет Турции над проливами. Предусмотренная в Лозанне международная комиссия по проливам была ликвидирована, функции по наблюдению и контролю за проходами судов через проливы перешли к Турции.
Согласно конвенции, за торговыми судами всех стран сохранена свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Конвенцией признается особое положение черноморских государств. В мирное время при условии уведомления ими Турции за восемь суток военные корабли любого класса, в том числе подводные лодки, имеют право проходить через проливы.
Для военных кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу и по тоннажу. Общий тоннаж одновременно находящихся в Черном море военных судов нечерноморских государств (не более девяти судов) не должен превышать 30 тыс. тонн (или 45 тыс. в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран). Срок пребывания этих кораблей в море - не более 21 дня. Тоннаж судов одной нечерноморской страны не должен превышать 2/3 общего тоннажа находящихся в Черном море судов этих стран. Эти страны должны за 15 суток уведомить Турцию по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей.
Если одна или несколько нечерноморских стран направят в проливы суда с гуманитарными целями, то их общий тоннаж не должен превышать 8 тыс. тонн.
В статье 15 конвенции говорится, что "военные корабли, проходящие проливы транзитом, не могут ни в каком случае использовать воздушные суда, которые могли бы на них находиться".
В случае участия Турции в войне, а также угрозы войны, она может запретить проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не принимает участия, она имеет право запретить транзит судов воюющей страны.