История Великой Отечественной войны.
326,717 2,568
 

  Евгений К ( Слушатель )
12 фев 2016 17:45:44

Тред №1057707

новая дискуссия Дискуссия  239

1 октября. СКА „МО–111", 132 и 133 производили поиск ПЛ ПЛ противника "на Кильдинском плесе, а СКА „МО"–151 и 152 вели те же поиски в районе о. Кильдин — Териберка. (Дело ШТ № 145, л. 8.)

В 11 ч. 38 м. наблюдались 3 самолета противника в районе губы Порчниха; с 15 ч. 50 м. до 17 ч. 00 м. один „10–88" летал над побережьем по маршруту Вайтолахти— м. Черный.
В 3 ч. 55 м. обнаруживалась ПЛ противника в районе о. Нокуев; в 12 ч. 10 .м. 2 ТР противника в охранении 6 СКР шли в Варангер–фьорд курсом на Вадсе.
В 1ч. 01 м. был найден самолет „Ю–88", сделавший 29 сентября вынужденную посадку в районе губы Климковка. (Дело № 27, л. 16, 24.
В 6 ч. 40 м. по пеленгу 64° на дистанции 100 каб. от о. Кальдин была обнаружена ПЛ противника. (Дело № 27, л. 24.)
БВФ. Радиоразведкой СФ «отмечалась ПЛ противника в 0 ч. 43 м. в Ш = 69°09' и Д =43°08' и в 19 ч. 17 м. —в Ш = 69°03' и Д = 42°06' (Дело № 27, л. 16, 24.) .
В норд–остовом проходе на рейде Иоканка, между о. Сальный и Медвежий, были выставлены противолодочные позиционные сети длиной 5,5 каб. Постановку сетей выполнил ЗС „Профсоюз". (Дело № 60, л. 33.)
2 октября. В 1 ч. 28 м. радиоразведка СФ обнаружила ПЛ противник, на подходе к плесу Кильдин–ост,  а в 6 ч. 40 м. донес о появлении ПЛ противника НИСП 137 (Кильдин–ост). В 7 ч. 00 м. на поиск ПЛ были высланы 3 СКА „МО" из Кувшинской салмы. В 7 ч. 43 м. все 3 СКА „МО" произвели атаку; каждым из них было сброшено по одной серии бомб 6 больших и 6 малых. На СКА СКА слышали сильный подводный взрыв и наблюдали большое масляное пятно, державшееся около 12 час. (Дело № 8, л. 18; дело № 60, л. 30; дело № 265, л. 44.)
К вечеру того же дня к месту потопления ПЛ были высланы водолазный бот «ВР–5» и 2 ТЩ. При тралении три раза обрывался ваер, при одном из заходов ТЩ–882 за что–то задел, но водолазов не спускали, так как они в это время были отозваны на выполнение другой задачи. СКА «МО–112», 121, 161 и 163 безрезультатно производили поиск ПЛ противника. После того в районе Кильдин–ост и Кильдинской салмы ПЛ ПЛ противника не обнаруживались в течение месяца (Дело ШТ № 145, л. 13.)
Радиоразведкой СФ обнаруживались корабли противника: в 1 ч. 58 м. в районе Тромсе — ТЩ; у северо–западного побережья Норвегии – СКР и ЭМ; в Ш = 69°25'и Д –= 34°52' — ПЛ; в 7 ч. 05 м. в Ш = 70°55' и Д = 39°38' – НСУ; в 16ч. 16 м. ЭМ — в районе Тромсе; в 16 ч. 58 м. СКА противника находился у входа в бухту Петсамо.
В 17 ч. 50 м. 5 «Хе–111» прибыли из Банак в Кемь, и между 14 ч. 47 м. и 18 ч. 45 м. 7 «Ю–52» прибыли в Киркенес. (Дело № 27, л. 24, 34, 43.)
ВВС СФ произвели по 4 самолето–вылета «МБР–2» и «МДР–6» на ВР моря до м. Нордкап; 1 «МДР–6» не вернулся на свой аэродром. 1 «ПЕ–2» бомбардировали войска прошвппка в районе губы Зап. Лица. Батарея № 918 в 18 ч. 20 м. вела артиллерийский огонь по двум «Ме–109» над Мурманском. (Дело ШT № 115, л. 13 об.)
ПЛ «М–171». находясь на позиции па подходах к бухте Петсамо и, не обнаружив в течение 4 дней противника, проникла в гавань Лнинахамарп в подводном положении. В гавани ПЛ обнаружила 2 стоявших у причалов ТР п на медленной циркуляции, с дистанции 12 каб., в 14 ч. 02 м. произвела 2 последовательных торпедных выстрела с временным интервалом 6—7 сек. с расчетом попасть в оба ТР. Через полторы минуты были слышны взрывы торпед. После выстрелов ПЛ ; всплыла до 4 м заполнив цистерну быстрого погружения, развернулась и на глубине 18 м направилась к выходу из гавани, но попала в позиционные сети и в течение двух часов не могла от них оторваться. СКА СКА противника сбросили на ПЛ 29 глубинных бомб, но бомбы сбрасывались посреди прохода, а ПЛ прижималась к берегу. Воспользовавшись полной водой, ПЛ на глубине 6 м на полном ходу ,неподнимая перископа, прошла поверх сети п вышла из гавани без повреждений. В 17 ч. 00 м., после выхода из бухты Петcaмо, ПЛ слышала ряд глухих взрывов глубинных бомб за кормой. 2 ТР противника, одни водоизмещением в 6000 т, а другой – 3000 т, считались потопленными. (Дело № 8, л. 21; дело 27, л. 51; дело 43, л. 5; дело ШТ № 145, л. 20.)
Командующий СФ приказал opганизовать в Полярном станцию беспроводного размагничивания подводных и надводных кораблей. (Приказ командующего СФ 0487.)
Народный Комиссар ВМФ приказал ВС СФ в целях срочной подготовки к боевым действиям в зимних условиях немедленно привести в исправность лыжи, санный обоз и лыжные установки под вооружение и, не дожидаясь централизованного снабжения, сделать все, что возможно, на месте. (Дело ШТ № 159, л. 188.)
БВФ. ВС СФ дал директиву ВС БВФ об упрочении оперативного режима на Театре и о подготовке флотилии к зиме. (Дело № 60, л. 23.)
В связи с усилением деятельности авиации противника на побережье Белого моря командующий БВФ приказал командиру ВМБ Иоканка и коменданту БУС усилить наблюдение и ускорить оповещение о полетах самолотов прошвника и, кроме дежурных подразделений, держать в круглосуточном дежурстве стрелковый взвод с двумя станковыми пулеметами, с задачей ПВО. (Дело ШТ № 133, л. 12.)
Радиоразведкой СФ обнаруживалась ПЛ противника: в 3 ч. 26 м — в Ш = 68°56' и Д = 42°52'; в 13 ч. 19 м. — в Ш = 68°59' иД = 41°53'; в 20 ч. 34 м. — в Ш = 68°45' и Д = 42°48'. (Дело Л"э 27, л. 24.)
3 октября. Самолеты противника с 8 ч. 12 м. до 10 ч. 33 м. отмечались в полете над нашим побережьем до Иоканки.
Радиоразведкой СФ обнаруживались корабли противника: с 16 ч. 00 м. 2 октября до 4 ч. 00 м. 3 октября в районе Тромсе — СКР, у северо–западного побережья Норвегии — ЭМ, в неустановленных районах — СКР, ТЩ и ПЛ; с 5 ч. 00 м. до 13 ч. 20 м. в плавании 9 кораблей, из них в Варангерфьорде — 2 СКР, у о. Серей — СКР, в районе Тромсе — ТЩ. (Дело № 27, л. 51, 43.)
ПЛ «М–176», находясь на позиции в Варангерфьорде, в районе –о. Лилле–Эккерей, обнаружила в перископ 2 ТР, шедших в охранении 5 СКА. ПЛ вышла в атаку на ТР водоизмещением в 6000 г и в 9 ч. 37 м. произвела выстрел одной торпедой с дистанции 8 каб. при угле встречи 110°. Был слышен взрыв. В 9 ч. 40 м. ПЛ была атакована глубинными бомбами и уклонилась переменой глубины и курса. В 10 ч. 16 м. ПЛ всплыла под перископ и наблюдала на месте атаки большой столб дыма. Торпедированный ТР не обнаруживался и считался утопленным.
Командующий СФ приказал вновь укомплектовать 116 отдельный строительный батальон в составе 500 человек в связи с отбытием на фронт личного состава батальона и передачей его в состав 112 СП 14 армии. (Приказ командующего СФ № 0488.)
БВФ. Одиночные самолеты противника дважды появлялись в районе Иоканки и были обстреляны СКР–30. (Дело № 8, л. 28.)
В 8 ч. 40 м. ПЛ «Щ–404» на переходе к Белому морю была безрезультатно атакована неизвестным самолетом, сбросившим на нес 2 бомбы. Предположительно, это был английский самолет–разведчик с КР «Лондон». (Дело № 8, л. 32.)
Радиоразведкой СФ в 4 ч. 17 м. в Ш = 69°15' и Д — 42°00' обнаруживалась та же ПЛ противника, которая была запеленгована в 20 ч. 34 м. 2 октября. (Дело № 27, л. 43.)
4 октября. С 8 ч. 30 м. до 11 ч. 40 м. один «IO–88» отмечался в полете вдоль побережья по маршруту Киркенес—Вайтолахти — маяк Городецкий — м. Канин Нос — Варде. Между 14 ч. 30 м. и 16 ч. 00 м. один «Ю–88» прошел над нашим побережьем до Иоканки.
Радиоразведкой СФ обнаруживались корабли противника: в 11 ч. 02 м. — СКР в Варангерфьорде; в 17 ч. 05 м. — ПЛ в районе Варде.
В 12 ч. 00 м, «Ю–52» доставил запасные части для авиамоторов из Кеми в Киркенес.
По данным штаба 14 армии в районе Алаккурти противник оборудовал посадочную площадку, охранявшуюся двумя батареями ЗА. (Дело №27, л. 70.)
ПЛ «М–176», находясь на позиции в районе Киркенес, обнаружила ТР водоизмещением в 10—12 тыс. т. При развороте на боевой курс ПЛ выбросило на 6 м с дифферентом на нос в 15°. В 7 ч. 37 м., когда ПЛ была на перископной глубине, по корме были слышны 3 разрыва глубинных бомб. ПЛ провалилась на глубину 28 м. Горизонтальные рули вышли из строя, погас свет. Преследование ПЛ продолжалось 5 ч. 03 м.; всего на нее было сброшено 54 бомбы. Бомбы разрывались очень близко от ПЛ; ее бросало с глубины 30 м на 20—40 м. (Дело № 116, л. 5—6.) 
По приказу командующего СФ считалось сформированным управление 3 ДСКА «МО» с дислокацией в Тюва губе и расформированным управление 3 ДСКР в Мурманске. (Приказ командующего СФ № 0495.)
Начальник ГМШ сообщил командующему СФ, что перед Верховным Главнокомандующим снова ставился вопрос о выделении одной дивизии для Мурманского направления. Постановка вопроса была признана принципиально правильной и било обещано вернулся к его обсуждению в ближайшие дни. В данный момеш в связи с общей обстановкой в выделении дивизии было отказано. (Дело ШТ 159, л. 201.)
БВФ. В 20 ч. 00 м. мотобот «Шокальский» в Ш = 75°56' и Д = 68°00' (к осту от о. Новая Земля) обнаружил ПД противника. СКР «Литке» производил поиск ПЛ.
5 октября. С 10 ч. 04 м. до 11 ч. 45 м. самолет противника обнаруживался в полете от Вайтолахти до Горла Белого моря, а с 14 ч. 11 м. до 16 ч. 45 м. — в полете от Вайтолахти до м. Святой Нос.
Между 10 ч. 38 м. и 11 ч. 00 м. 3 «Ю–88» в Мотовском заливе сбросили 4 бомбы на СКР «Мгла» и 8 бомб на буксир № 19. В 16 ч. 00 м. два «Ю–88» вторично бомбардировали СКР «Мгла», и один «Ю–88» сбросил бомбы на порт Владимир. В 17 ч. 41 м. 4 «Me–109» отмечались в полете в районе Белокаменка. (Дело № 27, л. 76.)
СКР–26 в районе о. Кильдин дважды подвергался атаке бомбардировщиков противника; были безрезультатно сброшены 34 бомбы. (Дело № 8, л. 36.)
ТКА–12, 14 и 15 в. 19 ч. 30 м. вышли в Варангерфьорд на поиски ТР ТР противника. ТКА–14 вернулся с полпути. ТКЛ–12 и 15, подойдя ночью малым ходом, под одним мотором, ко входу в Бекфьорд с норда, от м. Скальнес, не обнаружили противника и повернули на обратный курс. Находясь в строю уступа на параллели маяка Стуре–Эккерей, ТКА ТКА обнаружили 4 силуэта вражеских кораблей, шедших в строю кильватера. ТКА ТКА, находясь в темной части горизонта, в 2 ч. 07 м. 6 октября вышли в атаку по ТР ТР. ТКА–12 произвел залп с дистанции 2—3 каб. по второму ТР, после чего лег на курс отхода и поставил дымовую завесу. ТКА–15 пытался произвести дали по головному ТР с дистанции 2 каб., но из–за неисправности автоматики стрельбы и отказа в действии запальных трубок торпедных аппаратов торпеды не вышли; залп вручную не удался. СКР противники открыл по ТКА артиллерийский и минометный огонь, причем дистанция между ними уменьшилась до 3/4 каб. ТКА–15 дал ход назад, развернулся влево и, поставив дымовую завесу, оторвался от противника. Торпедированный ТР противника водоизмещением в 6000 т считался утопленным. (Дело 261, л. 8; дело № 59, л. 6; дело № 265, л. 39; дело № 8, л. 40, 43.)
СКА «МО»–122, 151 и 153 производили поиск ПЛ противника в районе о. Кильдин — о. Малый Олений. СКА «МО»–161 и 363 перешли с той же целью в губу Порчниха. (Дело ШТ № 145, л. 35.)
Радиоразведкой СФ отмечались корабли противника: в 7 ч. 29 м. в Ш = 70°00' и Д = 36°28' — ПЛ, в Варангерфьррде – СКР, в районе Нарвика — ТЩ. (Дело № 27, л. 76.)
Командующий СФ приказал к 15 октября сформировать в составе БО ГБ 69 отдельную фугасно–огнеметную роту. (Приказ командующего СФ № 0497.)
БВФ. В 20 ч, 05 м. один «Ю–88» был отмечен над г. Онега. В связи с приближением зимы 2 звена 49 АЭ перебазировались с аэродрома оз. Пеледочное (о. Моржовец) на основной аэродром — оз. Холмовское.
Самолеты 2 авиагруппы БВФ перебазировались на основной аэродром Ягодник и приступили к выполнению специального задания, в связи с чем 2 «ТБ–3» были откомандированы в распоряжение командующего КБФ, 1 «ТБ–3» и 1 «ПС–84» — в распоряжение командующего ВВС СФ и 1 «СБ» – в распоряжение командира ледокольного отряда. (Дело № 95, л. 4.)
6 октября. Между 16 ч. 00 м. и 17 ч. 00 м. 14 «Ю–88» в сопровожденнии 9 «Ме–109» и «Ме–110» совершили налет на аэродромы Ваенга и Грязное. 9 «Ю–88» сбросили 26 бомб; попаданий и повреждений не было. Было сбито 5 «Ю–88». (Дело ШТ № 144, л. 40.)
Радиоразведкой СФ были обнаружены корабли противника: с 18 ч. 00 м. 5 октября .до 3 ч. 00 м. 6 октября в плавании 12 кораблей, в том числе ЭМ, 2 СКР, 1 ПЛ — в Варангерфьорде, по одному СКР — в районах Варде и Тромсе, ЭМ и 4 СКР — у северо–западного побережья Норвегии. (Дело № 27, л. 83.)
ВС Карельского фронта поставил задачи для ВВС СФ на период с 7 по 18 октября: 1) уничтожить авиационные базы и в первую очередь самолеты и горючее на аэродромах противника Киркенес, Лаксельвен, Луостари, Паркино; уничтожение производить дневными и ночными налетами Во взаимодействии с ВВС 14 армии, 2) дневными и ночными действиями авиации не допустить морских перевозок противника в порты Киркенес и Петсамо; 3) дневными и ночными действиями авиации препятствовать подвозу войск противника и его снабжению по грунтовой дороге Петсамо — Титовка — Зап. Лица; ночными действиями одиночных самолетов над полем боя изнурять поиска противника на участках 52 и 14 СД. ПВО Мурманска временно до приведения в порядок материальной части авиации 14 армии, возлагалась на ВС СФ. О выполнении поставленных задач и о количестве самолето–вылетов на каждую задачу, а также о боевом составе ВВС СФ было предложено доносить ежедневно шифром через командующего ВВС Карельского фронта к 24 ч. 00 м. Боевые задачи по взаимодействию с наземными войсками предлагалось получать через командующего 14 армией. (Дело ШТ № 159, л. 208.)
Командир ПЛ «Щ–422» по прибытии на позицию в район м. Нордкап донес о невозможности выполнять поставленную задачу ввиду получения им перелома трех пальцев руки от удара переборочной дверью во время шторма. ПЛ была отозвана в базу. (Дело № 116, л. 13.)
БВФ. Радиоразведкой СФ в 19 ч. 20 м. в Ш = 68°14' и Д = 40°32' обнаружена ПЛ противника. (Дело № 27, л. 96.)
ВС БВФ приказал командиру ВМБ Иоканка производить ежедневно один вылет «МБР–2» в секторе м. Черный –– Ш — 69°40', Д = 44°20/, м. Канин Нос — Ш = 67°20', Д = 43°10' с задачей поиска и уничтожения ПЛ ПЛ и надводных кораблей противника. (Дело ШТ № 133, л. 26.)
7 октября. Радиоразведкой СФ были обнаружены корабли противника: в Варангерфьорде – СКР и ТЩ; у о. Серей – ЭМ; в Серей–зунде СКР; у северо–западного побережья Норвегии — ЭМ и СКР; в неустановленных районах — 5 кораблей; в 0 ч. 53 м. до 1 ч. 28 м. в Варангерфьорде – ПЛ и СКР, в Петсамо — СКР; с 6 ч. 27 м. в Киркенесе — ПЛ, у о. Сенья — СКР и ЭМ, у о. Квалей — ЭМ, у северо–западного побережья Норвегии — СКР и ТЩ; в неустановленных районах — 3 корабля. (Дело № 27, л. 102.)
ПЛ «М–175» в районе Варде обнаружила 2 мотобота по 400 — 500 т, следовавших из Варде к м. Харбакен, и 2 мотобота, шедшие в обратном направлении. Сблизившись с ними на 3—4 каб., ПЛ их не атаковала из–за малоценности, по мнению командира цели и малой осадки мотоботов. (Дело № 116, л. 2.) 
Командующий СФ получил от ВС Карельского фронта директиву, в которой сообщалось, что по имевшимся данным противник готовился к захвату п–овов Рыбачий и Средний; при попытке захвата полуостровов не исключалась возможность использования противником воздушных и морских десантов. В связи с этим ВС приказывал:
1.Командующему 14 армией иметь сильные, подвижные истребительные отряды на автомашинах, вооруженные достаточным количеством станковых пулеметов и автоматами для борьбы с авиадесантами. Дислоцирование и нарезку районов для этих отрядов произвести так, чтобы в кратчайший срок они могли быть переброшены в наиболее вероятные районы высадки авиадесантов противника. Тщательно отработать взаимодействие подвижных отрядов с авиацией, обеспечив им полную возможность вызова по радио авиации для помощи. Эти вопросы предполагалось отработать на месте, на специальных занятиях под руководством командиров штаба 14 армии.
2.     Командующему СФ усилить наблюдение и охрану побережья полуостровов и подходов к ним, могущих быть использованными противником для высадки морских десантов,
3.     Штабам СФ и 14 армии еще раз практически проверить в гарнизонах полуостровов, войсковых и авиационных штабах вопросы взаимодействия между авиацией, береговой обороной и подвижными резервами по уничтожению десантных войск противника как при подходе к району высадки, так и после высадки.
4.  Постоянно вести тщательное наблюдение за противником и глубокую войсковую и агентурную разведку с целью предотвращения всяких неожиданностей. (Дело ШТ № 159, л 214.)
БВФ. Поданным радиоразведки СФ, в 13 ч. 40 м. в Ш—70°35' и Д=42°50' находилась ПЛ противника, в 17 ч. 26 м. она же была обнаружена в Ш=69°35' и Д=42°10'. (Дело № 27, л. 96.)
ПЛ „С–101", в 2 ч. 00 м. вышедшая из Архангельска в ГБ Полярное, около 9 ч. 15 м. на подходе к маяку Зимнегорский была ошибочно атакована двумя „МБР–2" 49 АЭ. Вахтенный командир ПЛ, несмотря на дважды данные самолетами опознавательные, принял их за самолеты противника и произвел срочное погружение. Ведущий самолет, не получив ответа на опознавательные, в 9 ч. 28 м. сбросил четыре глубинных бомбы („ПЛАБ–100"), из которых взорвалась только одна. От взрыва ПЛ подбросило с сильным сотрясением корпуса, в отсеках погас свет, включились батарейные автоматы. ПЛ потеряла ход и легла на грунт на глубине 45 м. Через 45 мин. ПЛ всплыла в позиционное положение и обнаружила над собой „МБР–2". Обменявшись с самолетами опознавательными, ПЛ полным ходом, под одним дизелем, возвратилась в Архангельск для ремонта. Как выяснилось, самолеты перед их вылетом не были оповещены о походе ПЛ, а ПЛ не была оповещена о вылете самолетов. (Дело № 60, л. 48; дело № 43, л. 6 гб.)
Командующий СФ донес заместителю Народного Комиссара ВМФ адмиралу Галлеру о вооружении ледоколов: ЛЕД „Иосиф Сталин"—III—130–мм, IV—76–мм Лендера, 2 пулемета М–1; ЛЕД „Ленин"—III—45–мм, 1 М–1; ледорез „Литке"—III—100–мм, IV—45–мм; 2 М–1; ледокольный пароход „Дежнев"—IV—76–мм, IV—45–мм, 2 М–1; ледокольные буксиры № 6 и 8 1—45 мм; ледокольные пароходы „Сибиряков" и „Седов" вооружения не имели. (Дело ШТ № 145, л. 41, 72.)
8 октября ВВС СФ наносили бомбовые удары по сухопутным войскам противника (7 самолето–вылетов) и по Киркенесу (3 самолето–вылета). Один „И–16" разбился при взлете; летчик остался невредимым. (Дело ШТ № 145, л. 56, 65.)
С 7 ч. 25 м. до 9 ч. 20 м. самолет противника прошел над побережьем от м, Сеть–Наволок до Поноя. В 7 ч. 45 м. самолет противника атаковал СКР „Торос". С 8 ч. 41 м. до 9 ч. 57 м. самолеты одиночно и группами в 3 самолета обнаруживались в районе Ура губа—о. Кильдин—м. Шарапов. С 12 ч. 30 м. до 12 ч. 43 м. 2 бомбардировщика противника наблюдались в районе м. Цып–Наволок—м. Шарапов. Один из них атаковал наш ТЩ, о чем донес в Банак. В 13 ч, 05 м. 18 бомбардировщиков противника обнаруживались в районе губы Ейна. С 14 ч. 10 м. до 14 ч. 29 м. 6 самолетов противника находились в полетах над линией фронта. С 14 ч. 50 м. до 15 ч. 19 м. один самолет наблюдался в районе от Цып–Наволок до губы Порчниха. В 14 ч. 50 м. самолет противника сбросил 3 бомбы и обстрелял парусник „Буря". ТЩ–43 и ТЩ–45, производившие траление в районе Кильдинской салмы, подверглись атаке 2 „Ю–88". (Дело № 265, л. 19; дело № 27, л. 119.)
Радиоразведкой СФ обнаруживались: с 17 ч. 00 м. до 22 ч. 00 м. CKP и ПЛ—в южной части Варангерфьорда, СКР—в районе Харштадт, ЭМ—в шхерах северо–западной части Норвегии. (Дело № 27, л. 127.)
ПЛ „М–175", находясь на позиции в районе Варде, в 14 ч. 05 м. вошла в гавань Хавнингберг и обнаружила у пирса ТР в 5—7000 т под фашистским флагом. Из–за навигационных опасностей ПЛ легла на .обратный курс, чтобы.занять удобную позицию для стрельбы. Налетевший снежный заряд помешал атаке. Когда заряд прошел, ПЛ заняла позицию и в 17 ч. 35 м. выпустила торпеду. Через минуту был слышен глухой взрыв. ПЛ получила диферент 7° на корму и ушла под воду, вследствие чего не наблюдала за результатами атаки. Торпедированный ТР считался потопленным. (Дело № 116, л. 2—3.)
БВФ. Радиоразведкой СФ в 12 ч. 42 м. отмечалась ПЛ противника в Ш = 69005' и Д=44°08'. СКР–72 уничтожил плавающую мину в губе Малая Пирья. ТЩ–46 и.ТЩ–47 уничтожили 14 плавающих мин в районе м. Абрамовский—м. Перечный (Мезенский залив). СКР–25 в районе губы Савиха обстрелял самолет противника. (Дело № 27, л. 119.)
9 октября. СКА „МО"–143 возвратился из Мотовского залива с разведывательной группой.
Батареи № 10 и 12 104 ПАП, снятые с Териберки, были установлены на позиции в ГБ Полярное. (Дело ШТ № 145, л. 58.)
Радиоразведкой СФ были отмечены корабли противника: с 6 ч. 00 м. до 14 ч. 00 м. ЭМ и неопознанный корабль — с южной части Варангерфьорда, ЭМ — в районе Тромсе; по одному СКР—у о. Сенья и в Фулей–зунде. (Дело № 27, л. 139.)
Командующий СФ приказал сформировать в составе ПВО СФ четырехорудийную 85–мм зенитную батарею № 198 с дислокацией в Мурманске, в районе оз. Семеновское, а также перевооружить четырехорудийную 76–мм зенитную батарею № 964 в Ваенга на четырехорудийную 85–мм зенитную. (Приказ командующего СФ № 0501.)
Приказом командующего СФ были зачислены в состав вспомогательных судов СФ с использованием в качестве мазутохранилищ ТР ТР Мурманского пароходства „Володарский", „М.Фрунзе" и „Товарищ Сталин". (Приказ командующего СФ № 00502.)
БВФ. Командующий СФ приказал сформировать в составе флотилии четырехорудийную 85–мм зенитную батарею с дислокацией в Архангельске (Экономия) и четырехорудийную 85–мм зенитную батарею № 197 с дислокацией в Поное. (Приказ командующего СФ № 0500.)'
10 октября. Радиоразведкой СФ обнаруживались корабли противника с 2 ч. 40 м. до 6 ч. 46 м.: в Варангерфьорде — ПЛ, в Фулей–зунде—ЭМ и НСУ, в Серей–зунде — СКР, в районе Тромсе —СКР, в Андфьорде — ЭМ, в Вестфьорде — СКР, на 8 ч; 00 м. в Варангерфьорде, предположительно, — ЭМ и ТЩ, в Тромсе —СКР, у о, Сенья и о. Кралей — по одному кораблю и в неустановленных районах—8 кораблей; в 12 ч. 35 м. в южной части Варангерфьорда — ПЛ, в районе Гаммерфеста — СКР, в районе Тромсе — ТЩ, в районе о. Серей — НСУ, в Аидфьорде — ТЩ, в paйонe Харштадта — СКР, п Вестфьорде —2 СКР. (Дело № 27, л. 139; дело № 28, л. 8.)
По АГД, в северных водах Норвегии находились 9 ЭМ; 2 немецкие ПЛ оперировали в Кольском заливе и 28 ПЛ — в Атлантическом океане. (Дело № 28, л. 47.)
На ПЛ „К–1" вследствие беспечного и безответственного отношения к своим обязанностям отдельных командиров был произведен выстрел торпедой, приготовленной к боевому выстрелу, при закрытой передней крышке. Торпедный аппарат вышел из строя, а боевое зарядное отделение получило вмятины. Торпеда, выйдя из аппарата, застряла между сваями пирса и дальше не пошла. (Приказ командующего СФ № 0511.)
ПЛ „С–102", повторив краткий курс боевой подготовки в Белом море, перешла в ГБ СФ и вступила в состав 3 ДПЛ БПЛ. (Дело № 1347, л. 3.)
Командующий СФ донес командующему Карельским фронтом, что его приказом № 7/оп от 3 октября было предусмотрено: 1) развертывание и действие кораблей, авиации и БО СФ для нанесения ударов по десанту противника на переходе и при высадке; 2) создание в Полярном маневренной группы в составе 1 — 2 батальонов для переброски на быстроходных катерах в район высадки неприятельского десанта. Кроме того, в местах возможной высадки десанта противника у берегов п–ова Рыбачий были выставлены минные заграждения; в распоряжение коменданта 23 УР (губ. Ейна) были высланы 2 танка. (Дело ШТ № 159, л. 71).
СНК СССР обязал Народного Комиссара ВМФ обеспечить в ближайшее время перевод пароходов „Осмусаар" и „Енисей" из Мурманска в Архангельск. (Дело ШТ № 159, л. 243.)
11 октября. Радиоразведкой СФ были обнаружены корабли противника: по одному СКР — в районах о. Серей, Вестфьорда, Харштадта, Гаммерфеста, Тромсе; по одному ТЩ — у о. Хинней и в Харштадте; с 17 ч. 00 м. до 19 ч. 00 м. было обнаружено 9 кораблей, в том числе в районе Варде — ЭМ, в Варангерфьорде — СКР; в Гаммерфесте — СКР, в районе о. Хинней — ТЩ; у о. Квалей — НСУ.
С 11 ч. 24 м. до 12 ч. 12 м. наблюдался в полете 1 самолет противника по побережью от м. Цып–Наволок до м. Черный, и с 14 ч. 35 м. до 14 ч. 42 м. в районах Вайтолахти и Териберки наблюдалось по одному самолету. (Дело № 8, л, 72; дело № 28, л. 6, 26.)
По данным разведуправления Генштаба КА, в Киркенесе находилось до 30 груженых ТР, не выходивших в море из–за боязни атак наших кораблей. На аэродроме Киркенеса нходилось 60 самолетов противника. Противник построил дорогу Гаммерфест — Киркенес, по которой шла значительная часть воинских грузов и войск к северному приморскому участку фронта. В Тронхейме немцами было налажено строительство и ремонт ПЛ ПЛ. На верфи было занято 3000 рабочих. Гарнизоны норвежских городов снимались на фронт, а охрана городов возлагалась на выздоравливавших раненых с восточного фронта. (Дело № 28, л. 49.)
ПЛ „Д–3" в районе Конгсфьорда в периском .обнаружила ТР в полном грузу водоизмещением около 5000 т, шедший на ост в охранении ЭМ. ПЛ вышла на него в атаку носовыми аппаратами и в 14 ч. 26 м. выпустила с дистанции 8 каб. 3 торпеды с интервалами 10 сек. Последовали 2 взрыва. В 14 ч. 38 м.– нашел снежный заряд, и ПЛ не могла наблюдать гибель ТР, который считался потопленным. (Дело № 43, л. 6; дело № 81, л. 33.)
ПЛ „М–175" у входа в Персфьорд обнаружила в расстоянии 4 каб. прямо по носу танкер водоизмещением в 4000 т, шедший по направлению к порту Варде. ПЛ не произвела торпедного залпа вследствие того, что при открывании передней крышки торпедного аппарата получила большой дифферент на корму, а пока производилась дифферентовка, танкер скрылся. (Дело № 116, л. 3.)
ПЛ „К–2" заняла позицию на подходах к Гаммерфесту. (Дело ШТ № 145 л. 87.)
Народный Комиссар ВМФ приказал к 25 октября сформировать АП „Хаукер–Харрикейн". Командиром полка был назначен капитан Сафонов, Герой Советского Союза. (Дело ШТ № 159, л. 238.)
БВФ. В Архангельск прибыл английский конвой PQ–1 в составе 9 ТР, в охранении КР „Саффолк", ЭМ „Эскапейд" и „Импалсив", ТЩ „Госсамер", „Хуссар" и „Леда".
„ЗС–94", имевший задачу постановки сетей в районе маяка Терско–Орловский, вернулся в Архангельск, не выполнив задачи из–за штормовой .погоды и отсутствия необходимого навигационного обеспечения этого района. (Дело № 95, л. 61, 10.)
В районе м. Михайловский (Мезенский залив) были обнаружены 2 мины, выброшенные на берег.
Один „Ю–88" был обстрелян ЗА ВМБ Иоканка. (Дело ШТ № 145, л. 82, 86.)
12 октября. С 10 ч. 00 м. до 14 ч. 15 м. самолет противника находился в полете над нашим побережьем до Иоканки. С 15 ч. 00 м. до 16 ч. 40 м. одиночные самолеты и группа из четырех самолетов производили ВР фронта, п–ова Средний и районов Зимняя Мотовка, Кола. Между 15 ч. 50 м. и 16 ч. 00 м. 3 „Ю–88" обстреляли посты Шарапов и Вайтолахти; была повреждена линия связи. (Дело № 28, л. 40; дело ШТ № 145, л. 90).
ПЛ „Щ–402", находясь на позиции в районе Танафьорда, в 11 ч. 46 м. обнаружила по пеленгу 340° на дистанции 40 каб. 2 ТР. При приготовлении торпедных аппаратов ПЛ потеряла пловучесть и атака не состоялась. (Дело № 116, л. 8.)
Начальник ГМШ сообщил ВС СФ, что по просьбе англичан им дано согласие на постановку минного заграждения между параллелями 68°30' и 70°00' на небольшом удалении от берегов Норвегии и на всех фарватерах этого участка. (Дело ШТ № 159, л. 267.)
Командующий СФ на основании директивы Народного Комиссара ВМФ приказал сформировать к 15 октября командование и штаб сухопутной обороны ГБ Полярное в составе 1 или 2 полков, 122 МП, батареи № 191 и двухорудийных 152–мм батарей № 10 и 12 104 ПАП с подчинением их коменданту МУР. (Приказ командующего СФ № 0504.)
БВФ. Самолет „Ю–88" был обстрелян СКР–79 в районе м. Святой Нос. Над Архангельском обнаруживался вражеский самолет, который был обстрелян ЗА. (Дело ШТ № 145, л. 94.)
В 13 ч. 40 м. с ТЩ–46 в Ш=66°53' и Д=42°65', наблюдался взрыв в море.
В 17 ч. 55 м. в Архангельск прибыл английский ЭМ „Норман" с делегатами тред–юнионов во главе с Ситриным. (Дело № 95. л. 27, 63.)
13 октября. 2 ТКА выходили в Варангерфьорд на поиск противника, но из–за большой волны возвратились в базу, не выполнив задания.
В районе губы Зап. Лица противник ночью вел редкий артиллерийский огонь по нашим позициям. (Дело ШТ № 145, л. 94.)
В 16 ч. 10 м. ЛЕД „Таймыр" в сопровождений СКА–211 вышел из Мурманска в Архангельск. (Дело ШТ № 145, л. 99.)
Радиоразведкой СФ обнаруживались корабли противника: с 19 ч. 00 м. 12 октября до 8 ч. 00 м. 13 октября в Варангерфьорде—ТЩ и СКР, в районе Гаммерфеста — СКР, у о. Хинней —СКР, в Андфьорде —ТЩ и СКР; в 9–ч. 40 м. Ш= 70°32' и Д=36°24'—– ПЛ; в 16 ч. 06м. в районе Варде —ПЛ, ЭМ и, НСУ, в Андфьорде —НСУ, в Варангерфьорде НСУ, в районе Харштадт — ЭМ, у о. Сенья —СКР; в 17 ч. 20м. в районе Варде курсом на Варангерфьорд — ЭМ, 2 СКР и неустановленное количество ТР ТР.
В 13 ч. 50 м. один «Ю–88» производил ВР моря до маяка Городецкий. (Дело № 28, л. 40, 47, 55.)
ПЛ «Щ–402», находясь на позиции в районе Танафьорда, с 9 ч. 35 м. до 13 ч. 19 м. наблюдала движение 2 ТЩ и трижды пыталась выйти в атаку, но в двух случаях ТЩ ТЩ отвернули, а в третьем торпедный удар не состоялся из–за неправильного маневрирования командира ПЛ. (Дело № 116, л. 9.)
БВФ. В районах Иоканки и Архангельска отмечались одиночные полеты разведчиков противника.
Радиоразведкой СФ в 8 ч. 00 м. в Ш = 69°14/ и Д = 43°22' отмечалась ПЛ противника. (Дело № 8, л. 85; дело № 28, л. 47.)
ТР «Ура», «Свияга» и «Комсомолец Арктики» в сопровождении ТЩ–32 п ТЩ–37 прибыли из Архангельска на о. Колгуев. (Дело № 95, л. 83.)
14 октября. ТКА–14, 15 и 11 производили в Варангерфьорде безрезультатный поиск кораблей противника.
Радиоразведкой СФ обнаруживались корабли противника: в 2 ч. 32 м. — ПСУ в Ш = 7°046' и Д = 30°56' и в 5 ч. 17 м. —оно же в районе м. Кибергнес, а также НСУ и ЭМ в районе Тромсе; СКР — в районе Варде, по одному СКР — у северо–восточного и северного побережья Норвегии, один корабль — в неустановленном районе. ПЛ — в Варангерфьорде. (Дело ШТ № 145, л. 102; дело № 28, л. 55, 64.)
ПЛ «Д–3» в районе Варде обнаружила два ТР, шедшие в охранении 3 ЭМ и самолета. ПЛ вышла в атаку, ко из–за ухудшившейся видимости (пошел снег) атака не состоялась. (Дело № 43, л. 6.)
ПЛ «М–175», находясь на позиции в районе Варде, в 14 ч. 45 м. обнаружила при помощи акустики на глубине шум винтов. Осмотрев горизонт, ПЛ обнаружила конвой в составе лайнера водоизмещением в 20000 7 и ТР водоизмещением в 12000 т, шедших в сопровождении 2 ЭМ. ПЛ вышла в атаку, но вследствие большой скорости каравана атаковать суда не удалось. (Дело № 116, л. 3.)
ПЛ «К–2», находясь на позиции в районе Гаммсрфеста под перископом, в 16 ч. 45 м. слышала в первом–третьем отсеках резкий двойной металлический стук. Предполагалось, что ПЛ коснулась либо неисправной мины, либо притопленного рыбачьего буя. (Дело № 116, л. 12.)
Народный Комиссар ВМФ приказал ВС СФ отобранный младший начальствующий и рядовой состав немецкой национальности откомандировать в Ярославль в распоряжение командира флотского полуэкипажа для специальных формирований. (Дело ШT № 159, л. 245.)
БВФ. Начальник ГМШ дал директиву ВС СФ в связи с предстоявшим 22 октября окончанием навигации в Карском море немедлеинс приступить к разработке операции по обеспечению перевода в Архангельск ледоколов «Иосиф Сталин» и «Ленин» и ледокольных пароходов «Дежнев», «Седов» и «Сибиряков». (Дело ШТ 159, л. 253.)
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!