Россия. Первая пятилетка.
новая дискуссия
Статья
295
Россия. Первая пятилетка.
Давай же теперь рассмотрим действия российского руководства с начала двадцать первого века. Несмотря на общедоступность материала, а найти его можно по всей Сети, вплоть до Ютуба и Википедии, многие вещи уже и подзабылись, а что то и вовсе прошло мимо внимания. Этому немало способствует, надо отметить, сам стиль работы нашей современной власти, одной из черт которого можно назвать пренебрежение к самопиару. Впрочем, подробнее об этом после.
Про КТО в Чечне я уже говорил, но давай чуть подробнее. С нашей стороны качество ведения боевых действий было несравнимо выше первой кампании. Каких-то значимо новых сил или средств ещё не было, в основном просто улучшилась организация, слаженность действий, был учтён прошлый печальный опыт. В итоге, если не ошибаюсь меньше чем за год, отряды боевиков были рассеяны на относительно небольшие банды и загнаны в горы. Конечно, случались и казусы, и трагические моменты были, но в целом операция только наращивала своё качество. Как следствие, уже практически армия боевиков очень скоро была низведена до уровня террористического подполья, которое, в свою очередь, к 2009-му году оказалось практически уничтоженным.
Помимо воинских и специальных действий, в истории с Чечнёй было ещё несколько интересных моментов, которые я хочу отметить отдельно.
Во время КТО не прекращалась деятельность следственных органов. Велась обычная работа, кто, что и по каким мотивам — хотя, казалось бы, чего время тратить, война же. Это позволило вести, так сказать, учет боевиков, процент тех, процент этих — это излишняя информация для армии и совершенно недостаточная для спецслужб, зато то что надо для государства. Первая амнистия для боевиков, не совершивших тяжких преступлений, была объявлена еще в конце 99-го. К ней тогда отнеслись либо как к ненужной глупости, либо как к предательству памяти погибших. Но амнистии продолжались, по чуть-чуть боевики сдавались, каждому был суд, а там либо свободен, либо тюрьма или искупление кровью. За этим процессом внимательно наблюдали, в первую очередь, сами чеченцы. В 2006-м уже никто сильно не возмущался очередной амнистией, а сдавались уже семьями, кланами. То есть, без лишнего шума проводилась работа по возвращению граждан в правовое поле. Через суды, через отсидки, через «исправительные работы» в чеченском спецназе. Нормальная работа и никакой кровной мести. К 2009-му, таким образом, в горах остались только редкие, к тому времени, иностранные наёмники да замазавшиеся беспредельщики.
Но Чечня хоть и была самым, но отнюдь не единственным проблемным регионом. Предыдущее десятилетие дало региональным властям урок излишней самостоятельности. Иные деятели начинали рассматривать свои кресла как княжеский трон, прикармливали бандитские группировки, занимались рейдерством и выводом капитала в тихие западные гавани. Выборы фальсифицировались, а борьба за власть проходила всё больше в уголовно-наказуемом русле. В таких условиях поток средств из регионов неумолимо сокращался, и, наоборот, средства направляемые в регионы уходили как вода в песок без всякого видимого результата. Самым громким действием Путина по этой проблеме, стала отмена выборов глав регионов. Но разом всех не разгоняли, массовых расстрелов не устраивали. Была большая, длительная работа, вероятно и с уговорами и с ультиматумами. Часть управленцев села, часть пообещала исправиться, ну и много промежуточных вариантов. Но результат по-моему очевиден. Современные «регионалы» иллюзий самостийности не питают, а коррупционная составляющая в их среде теперь много меньше. Выборы кстати вернули уже.
Ещё одной масштабной операцией в первой половине нулевых годов, стало отвоёвывание «нефтяной иглы». Это потом Запад стал нас уличать в сидении на ней, а сперва очень хотел посидеть сам. Помнишь, было такое модное словосочетание «совместное предприятие», то есть мы и Иностранцы вместе что-то делаем. Вот это оно и есть, только в данном случае не СП, а СРП — соглашение о разделе продукции. Это очень стандартная западная тема. У нас денег нет, но западные кампании приходят со своими, и с оборудованием. То есть от нас инвестиции не требуются. Заключаем договор и начинаем копать. Выглядит честно только на первый взгляд. На самом же деле получается, что зарубежные фирмы имеют 90% акций предприятия, наше предприятие, соответственно 10%. А значит и доход делится в тех же пропорциях. И договоры эти не на год или два — на срок от тридцати лет такие договоры заключались. И даже оно бы ладно, если бы государство получало с этого дела налог. Но тут другой нюанс. Данные соглашения включали в себя пункт об освобождении от налогов до того момента, пока западные кампании свои инвестиции не отобьют. И тоже выглядит честно, ну типа раз вложились, то пусть отобьют затраты, а потом уж прибыль будем делить. По итогам же получалось так, что уровень инвестиций мы не контролировали. И каждый год, когда добыча уже давно шла полным ходом, раз за разом получалось так, что мы, тем не менее, все ещё немножечко им должны. От пяти до десяти лет просуществовали эти СРП, и ни по одному из них «инвестиции» западных кампаний не были отбиты, а значит и налогов мы не видели.
В двухтысячном году таких соглашений было за полторы сотни, и всё это крупные месторождения. Нефть и газ из России доставались нашим западным партнёрам практически бесплатно. Я даже не представляю каким образом это всё можно было у Запада отобрать назад. Это ж деньги, это не проще чем у бродячей собаки кость изо рта вынуть (я в детстве попробовал, тебе не советую). Тем не менее это случилось, к 2004-му году таких СРП осталось только три. Да и в этих последних, если начать разбираться, окажется, что доли предприятий там были пересмотрены, налоги теперь платятся, а уровень инвестиций действительно заметный.
Таким образом Россия вернула себе сырьевые доходы, в бюджете , можно сказать, впервые появился профицит. А вскоре после этого нефть ещё и в цене стала расти. И помня эту историю, всем тем деятелям, что связывают все успехи Путина только с высокими нефтяными доходами, мы можем честно ответить, что «России без Путина» была бы безразлична цена на нефть, потому что своей нефти у неё бы и не было. Кстати, при таком развитии событий нефть могла бы и не начать расти в цене, уж коли западные кампании получали бы её практически по себестоимости добычи.
Что ещё было из заметного. Олигархи конечно же. Прежде всего, надо заметить, что олигархи есть неотъемлемая часть капитализма. Везде у нас в мире капитализм, поэтому и олигархи есть везде, даже в Китае. Одной из идеологических основ капитализма является утверждение, что частный капитал эффективнее государственного. А значит, для того чтобы сделать какое-либо дело, надо найти человека, у которого есть деньги на это дело - то есть олигарха. А иначе, никакого дела сделано не будет. Я помню ещё из школьных уроков истории что-то вроде: «периоду экономического роста должен предшествовать период первоначального накопления капитала». То есть, чтобы в стране начало что-то делаться, сперва должны появиться олигархи.
Вслед за всем миром Россия в 90-е выбрала капитализм, со всем что к нему прилагается.
У наших олигархов есть два основных негативных свойства, с одной стороны Россию они рассматривают как средство для заработка, но не место для жизни, а с другой — считают возможным для себя диктовать государству, разумеется в целях собственной наживы. Результат их жизнедеятельности в условиях слабого государства мы можем оценить, вспомнив 2000-й год в России. Или современную Украину. И именно в работе с олигархами начала века, впервые можно увидеть, что руководство страны во главе с Владимиром Владимировичем, действующее обычно тихо, без громких перестановок мебели, способно к чрезвычайно резким телодвижениям. Наиболее одиозные бизнесмены, казалось бы на пике могущества, по одному за раз, вдруг оказывались перед выбором сеть или за рубеж. Благо за что сесть им хватало при самом либеральном взгляде.
Всех однако разгонять не стали, поскольку, повторюсь, при капитализме олигархи являются неизбежным побочным эффектом, и необходимой деталью. Да и урок им был задан хороший - подуспокоились.
Ну и наконец, внешняя политика. До 2007-го года внешняя политика России характеризовалась её полным отсутствием. В том смысле, что мы не проводили какого-либо собственного курса. Только держали удар (Чечня и т. п.) и старались, чтобы Запад не слишком в этот удар вкладывался, не давали поводов, эмитировали, как могли, лояльность и любовь к международным ценностям, даже в НАТО просились. И хотя время от времени происходили какие-то странные вещи, то заявленная региональная коалиция, враждебная к нам, вдруг не сложилась, то газопровод чей-то вдруг оказался нерентабельным для постройки. Но обвинить в этом Россию никто даже не пробовал.
Было ещё множество других дел сделано. И судебная реформа, и разделение прокуратуры и многое-многое другое, и кое-что ещё, что уж совсем замалчивалось. И про всё-всё поговорить мы не потянем. Так что, как обычно, если ты поднимешь какую-нибудь конкретную тему, мы её обсудим.