Иран и Ближний Восток.
916,529 3,631
 

  стратиг ( Слушатель )
30 апр 2009 08:20:14

Тред №106250

новая дискуссия Дискуссия  97

Иран: март-2009. Экономическая ситуация

В.И. Сажин

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

В прошедшем 1387 году (с 20 марта 2008 года по 21 марта 2009 года) доходы Ирана от экспорта сырой нефти составили около 69 млрд долларов (данные Министерства нефти ИРИ). По итогам предыдущего 1386 года доходы Ирана от продаж нефти составили около 70 млрд долларов.

Бюджет ИРИ на 1388 год (2009-2010 год) достигает 298 млрд долларов, тогда как предыдущий бюджет составлял 307 млрд.

Правительство Ирана рассчитывало увеличить цены на топливо и за счет этого получить порядка 20 млрд долларов, которые планировалось раздать в виде прибавок к пособиям малоимущим. Однако иранские парламентарии вычеркнули из проекта бюджета пункт, позволяющий правительству резко повысить цены на топливо.

Некоторые экономисты выступили против этой инициативы, указав, что повышение стоимости топлива приведет к увеличению темпов инфляции и обнищанию населения. В настоящее время темпы инфляции, по официальным данным, составляют 26%.

Как известно, уже длительное время стоимость топлива субсидируется государством. Литр бензина стоит в Иране около 10 центов, электричество — 6 центов за 10 киловатт-часов. Правительство собиралось привести цены в соответствие с мировыми стандартами в течение трех лет.

Государственные субсидии тяжелым бременем ложатся на бюджет. Иранская нефтеперерабатывающая промышленность не в состоянии удовлетворить потребности в топливе. Особенно это касается бензина, который в значительных количествах (до 40-50% потребляемого в стране) закупается за рубежом.

В марте Ирану удалось снизить импорт бензина на 27% — с 160550 до 117670 баррелей в сутки по сравнению с февралем. В предыдущие три месяца ИРИ импортировала больше топлива, чтобы иметь определенный запас на период праздника Ноуруз, когда традиционно возрастает потребление бензина внутри страны.

Экономическая ситуация в Иране усложняется. Это вызывает социальное напряжение. Так, в марте рабочие сталелитейного завода в Исфагане провели двухнедельную символическую голодовку, начавшуюся 28 февраля 2009 года. Они выступили против плохих условий труда, открытой и завуалированной дискриминации работников, против большого разрыва в оплате труда между трудящимися, занятыми полностью и частично, а также против отсутствия гарантий занятости.

На этом заводе трудятся более 10 тысяч человек, работающих неполный рабочий день, и 8 тысяч, занятых полностью. В декабре прошлого года тысячи работников завода уже организовывали блокаду на главном шоссе из Исфагана в Шехре-Корд.

В последние несколько месяцев обнищавшие и озлобленные работники фабрик и мастерских в различных городах Ирана проводили акции протеста против отсутствия гарантий занятости, невыплаты заработной платы и ежемесячных пособий.

Аббас Давари, председатель исполкома Национального совета сопротивления Ирана, осудил систематическое нарушение прав работников на протяжении последних трех десятилетий правления мулл, особенно несоблюдение трудовых соглашений, в том числе о заработной плате, нарушение прав на выражение протеста и забастовки. Он призвал все международные правозащитные и профсоюзные организации осудить антирабочую политику исламского государства, оказать поддержку протестующим иранским трудящимся в борьбе за немедленные меры, гарантирующие соблюдение основных требований работников.

В свою очередь, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад нашел главных виновников кризиса. На прошедшем в Тегеране саммите Организации экономического сотрудничества (ECO) он обвинил официальных лиц США в ослаблении экономической мощи других стран мира. Президент Ирана, назвавший существующую в мире экономическую политику «неэффективной и несправедливой», сказал, что она вредит другим народам. «Экономический либерализм и капитализм являются неудачной политикой. Некоторые страны мира платят за ошибки неверной политики сильных государств», — сказал Ахмадинежад. Он добавил, что страны, чья политика построена на долларе, сейчас терпят убыток.

Практически одновременно с этими заявлениями президент ИРИ обратился к иранским ученым с призывом разработать основные принципы нового экономического порядка в мире. Г-н Ахмадинежад заявил, что иранские ученые могут выполнить эту задачу, и призвал их начать разработку всемирной глобальной модели, основанной на принципах гуманизма и этики. Иранский президент добавил, что такая экономическая модель поможет уничтожить нищету.

Нефть

В марте Москва предложила Тегерану продавать часть своей нефти на российском рынке за рубли. Пока Иран думает и рассматривает варианты. Согласие торговать нефтью за рубли для Ирана будет означать, что давно декларируемые Тегераном стремления уйти от расчетов за нефть в долларах начинают осуществляться, а Россия получит поддержку для отечественной валюты. Однако пока ни российская, ни иранская стороны не комментируют, о каких именно объемах нефти, предполагаемой к торговле в Санкт-Петербурге, идет речь.

Справка. В настоящее время в мире есть два основных центра торговли нефтью: биржа NYMEX в США и ICE в Лондоне. На обеих биржах торги ведутся в долларах.

Газ

Противоречивые и взаимоисключающие заявления делаются иранской и французской сторонами по поводу участия французской нефтегазовой компании Total в проекте по разработке 11-й фазы иранского газового месторождения «Южный Парс».

Представители Total утверждали, что переговоры идут очень медленно и соглашение будет заключено нескоро, а представители Ирана, наоборот, заявляли, что до 20 марта (начала нового календарного и финансового года в Иране) соглашение должно быть подписано.

Иранцы недовольны задержками с французской стороны и предполагают предоставить долю Total в этом проекте другой, пока неназванной иностранной компании. Французы не подтверждают факт передачи ее доли.

Но существует мнение, что затягивание процесса принятия окончательного решения со стороны Total связано с геополитической обстановкой. Очевидно, что французы подвергались серьезному прессингу со стороны Вашингтона и именно по проекту «Южный Парс -11», поскольку он предусматривал строительство терминала по производству сжиженного природного газа (СПГ, англ. — LNG) в Иране, а американская администрация ранее активно противилась получению Тегераном технологий производства СПГ.

Как известно, проект Pars LNG предусматривает создание мощностей для сжижения газа, добываемого на 11-й фазе «Южный Парс». Изначально запуск проекта Pars LNG планировался на начало 2006 года. Стоимость проекта — 2 млрд долларов, предполагаемая мощность — 9,6 млн тонн сжиженного газа в год.

Справка. «Южный Парс» является крупнейшим газовым месторождением в мире, запасы которого оцениваются в 14 трлн кубометров «голубого топлива».

Total участвует во второй и третьей фазах разработки проекта «Южный Парс».

Озабоченность Ирана затягиванием выполнения проектов по добыче газа объясняется масштабностью планов, рассматриваемых руководством ИРИ в отношении добычи, переработки и экспорта газа. К 2025 году Иран планирует увеличить добычу природного газа в два раза — до 400 млрд куб. м в год, и соответственно, выйти в лидеры по экспорту СПГ.

В 2008-2009 году ИРИ добывала 500 млн куб. м природного газа в день (в пересчете на год — 182,5 млрд куб. м). Иран занял четвертое место в мире по объемам добычи.

Справка. Объемы запасов природного газа страны достигают 28 трлн кубометров, а нефти — 138 млрд баррелей.

Не секрет, что Иран обладает потенциальными возможностями для превращения в лидера по производству СПГ.

Сегодня крупнейшим в мире производителем СПГ является Катар. Но Иран, который занимает второе место в мире по запасам газа, вполне может обогнать своего конкурента и занять лидирующие позиции на рынке СПГ. У Ирана имеются далеко идущие планы в этом направлении: к 2014 году страна намерена производить около 77 млн тонн СПГ. А это в два раза больше того объема, который производится сегодня Катаром. Согласно докладу Государственного управления энергетической информации США (EIA), пик экспорта СПГ, которого может достичь Иран, составляет около 1,462 млрд куб. футов (41,38 млн куб. метров). Но для достижения всех своих задач Ирану предстоит решить ряд проблем, которые сводятся к политическим. Ведь без иностранных инвестиций все планы и проекты Ирана могут оказаться безрезультатными. В настоящее время все попытки страны подключиться к торговле сжиженного «голубого топлива» терпят неудачу. Санкции США лишают Иран возможности пользоваться передовыми технологиями западных компаний, столь важными для производства СПГ.

Неудовлетворенность Тегерана сотрудничеством с западными нефтегазовыми компаниями (в основном, кроме швейцарских) облегчает дорогу в Иран китайским компаниям. Так, 14 марта стало известно, что иранская сторона подписала с китайским консорциумом соглашение на сумму 3,2 млрд долларов о разработке одного из газовых месторождений на территории страны. Известно, что со стороны Ирана в проекте примет участие LNG Company, однако ее китайский партнер пока не называется. Сообщается, что китайская компания построит на юге Ирана линию по сжижению газа. Дополнительной информации, в том числе о сроках строительства, пока нет. Эксперты отмечают, что реализация соглашения нанесет существенный удар по американской политике изоляции Ирана.

Вполне вероятно, что министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари имел в виду именно Китай, когда в марте заявил, что первый в ИРИ завод по производству СПГ начнет работу в 2011 году. Это предприятие будет изготовлять 10 млн метрических тонн СПГ ежегодно.

Что же касается Швейцарии, то, по словам министра нефти Ирана Голям Хосейна Нозари, принятое правительством Швейцарии решение о долгосрочном газовом сотрудничестве с Ираном выполняется и служит интересам обеих стран.

Напомним: долгосрочный контракт на поставку иранского газа, рассчитанный на 25 лет и имеющий ориентировочную стоимость 22 млрд евро, был заключен между Иранской национальной компанией по экспорту газа (NIGEC) и швейцарской группой Elektrizitaets-Gesellschaft (EGL) Laufenburg в марте 2008 года.

Горнорудная промышленность и металлургия

За 11 месяцев 1387 года (март 2008 – февраль 2009 года) производство стали в Иране составило 9,7 млн т. За этот период иранский экспорт сталепродукции составил 1,2 млн т на общую сумму 704 млн долларов. К концу года (20 марта 2009 г.) выпуск стали увеличился на 4% по сравнению с предыдущим годом.

Крупнейший иранский сталепроизводитель компания Mobarakeh Steel Co выпустила 4,6 млн т, что на 7% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Esfahan Steel Co (Esco) произвела 1,9 млн т, а Khuzestan Steel Co, производитель полуфабрикатов, — 2,1 млн т.

В 1387 году (март 2008 – март 2009 года) объем производства цемента в стране достиг 64 млн т в год. В течение следующих трех лет (к 2012 году) производство цемента в стране достигнет 110 млн т в год.

Министр промышленности и шахт Ирана Али Акбар Мехрабиян объявил в марте о том, что ИРИ является в настоящее время самодостаточной страной не только в производстве цемента, но и в строительстве цементных заводов.

Транспорт

11 марта в Санкт-Петербурге прошло трехстороннее совещание официальных лиц железнодорожных компаний трех стран: Исламской Республики Иран, Российской Федерации и Республики Азербайджан, целью которого стало обсуждение совместного сотрудничества и выполнения плана так называемого коридора Север – Юг.

Принято принципиальное решение о создании совместного предприятия для строительства железнодорожной линии Казвин – Решт – Астара между Азербайджаном и Ираном. Трехстороннее СП планируется создать в ближайшее время. На равных условиях в него войдут ОАО «РЖД», администрации железных дорог Ирана и Азербайджана. Строительство дороги Казвин – Решт – Астара обойдется более чем в 200 млн долларов. Уставный капитал СП стороны сформируют в равных долях. Новая железнодорожная ветка должна стать частью транспортного коридора «Север – Юг». В целом проект этого коридора предполагает создание единого железнодорожного сообщения из Европы через Россию, Азербайджан и Иран в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Сельское хозяйство

В Иране ощущается нехватка пшеницы и растительного масла. В марте пришло сообщение, что Иран закупил 500 тыс. т европейской мукомольной пшеницы германского, чешского и прибалтийского происхождения по 149-150 евро/т с поставкой в марте-мае. В этом сезоне Иран, который предыдущие два сезона ввозил незначительные объемы пшеницы, резко расширил ее импорт и вышел на 7-е место в мире по закупкам пшеницы, опередив Ирак. Отметим, что только с июля 2008 по январь 2009 года Россия поставила в Иран 542 тыс. т пшеницы.

Европейские аналитики прогнозируют также увеличение поставок подсолнечного масла в Иран в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в пять раз — до 90 тыс. т. Ожидается, что около 40 тыс. т будет импортировано из Аргентины, 26 тыс. т — с Украины и остальной объем — преимущественно из России.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!