Экономическое неравенство в обществе потребления
новая дискуссия
Статья
312
Экономическое неравенство в обществе потребления
Нередко в книгах объёмных основная концепция автора стоит самым неприкрытым образом в самом начале повествования. Например в книге по маркетингу Котлера, основная идея просто описана короткой фразой что "цель маркетинга в идеале, сделать усилия по сбыту товаров ненужными".
У Пикетти в самом начале идёт короткий исторический экскурс основная идея которого. Мальтус и Юнг указывали на рост народонаселения как на источник социальных потрясений и нищеты. Рикардо применительно к этому предрекал бесконтрольный рост земельной ренты и концентрации богатства у землевладельцев(такой физиократ). Карл Маркс использовал ту же методологию, но землю заменили средства производства с теми же апокалиптическими прогнозами.
Современные представления о позитивном капитализме, базируются на утверждении о равномерности роста капитала, ввп, качества трудовых ресурсов и тп. Это по идее ведёт в конечной стадии к увеличению экономического равенства, а неравенство рассматривается как временная стадия, начального процесса когда первые бенефициары имеют априори больше возможностей чем все остальные «не вписавшиеся в рынок». Доктрина эта проистекает из исследования С.Кузнеца опубликованных в 50 е годы 20 века, тн «кривая Кузнеца». Что интересно с тех пор никто не пытался проводить каких то масштабных исследований на эту тему. А сама концепция была политизирована в экономических кругах западного мира и превратилась в догму. Собственно ценность исследования Т. Пикетти в том и состоит что он опроверг её, используя ту же концептуальную методологию на которой она сама базировалась.
Экономическое равенство зависит от уровня знаний и трудовых навыков индивидуума, которые являясь продуктом обмена, формируют общий уровень производительности труда. Сюда же следует добавить НТП, что вкупе привело бы к мобильному(быстроменяющемуся неравенству), преимуществу топ-менеджеров, над «толстобрюхими» классическими рантье. Но как показывает автор, этого не происходит.
Автор проводит чёткое разграничение между «человеческим капиталом и капиталом рентным, трудовыми доходами индивидуума и доходами от наличия капитала. Первый уравновешивает негативное влияние второго, но необходимым условием этого является рост «человеческого капитала»(знаний и навыков).
Ещё один аспект работы Пикетти. Он развенчивает ещё один миф общества потребления. Тот, что на смену «войне классов» приходит «война поколений». Этого также не происходит. Что должно быть обидно представителям как его у нас называют «креативного класса» (теперь более понятен смысл этого термина).
Автор видит панацею в развитии «человеческого капитала» но проблема на мой взгляд в том что широкое развитие знаний и трудового экспириенса, вступает в противоречие с принципами «общества потребления», где с одной стороны требуется масса тупых потребителей, а с другой недолговечный продукт, для его постоянного репроизводства. А недолговечный продукт синоним некачественного. То есть идеалом этой системы является, некачественный потребитель некачественных продуктов. А результатом безудержный рост экономического неравенства, которое в свою очередь сокращается только при кризисах и войнах.