Тред №1065087
27 фев 2016 в 23:11
Боярин
|
---|
Колея «Зеленого фургона»
![]() Почти век назад в Одессе было не скучно. Первая мировая перешла в интервенцию, та – в гражданскую. Власти менялись так часто, что одесситы иногда не знали кто сегодня номинально главный. Это мы еще молчим за реальную силу. Сегодня наш гимназист еще играет в футбол и с рукой "по-наполеоновски" позирует у пушки на Приморском бульваре с фоном из австро-венгерских оккупантов, завтра он – опер уголовного розыска, послезавтра - главарь одной из многочисленных банд, правивших Южной Пальмирой. ![]() Лихая жизнь переменчива. Гришка Кот (Григорий Котовский) с помощью бывшего подельника Мишки Япончика (Михаила Винницкого) берет для красных «Жемчужину у моря» всерьез и надолго. Наша «фотомодель у пушки» служит в угрозыске в Одессе и в пригороде. Раскрывает дело налетчика Бенгальского. Но времена голодные. Нашего героя терзают и чувство голода, и чувство справедливости. Вместе с другом, немецким колонистом Фечем они «экспроприируют у временное пользование» фургон с зерном, предназначавшийся для взятки начальнику уездного отдела милиции. Вероятно, фургон был зеленого цвета. В новую банду во главе со вчерашним гимназистом, футболистом и опером, которому и сейчас нет даже двадцати, но зато грамотно разрабатывает «операции», входит свыше двадцати колонистов и бывших белогвардейцев. Место дислокации - немецкий поселок Люстдорф на побережье южнее Одессы, жители которого укрывают бандитов. Но «фарт переменчив»… В 1922 году при попытке продать на одесском Староконном рынке лошадей, похищенных из лазарета 51-й стрелковой дивизии, главарь банды с частью своих людей попадают в засаду. Вожак пытается скрыться, отстреливается, но потом узнает в одном из оперов своего лучшего друга, бывшего однокашника по мужской гимназии № 5 и одноклубника по футбольной команде «Черное море». Бывший одноклассник, бывший одноклубник… Но лучший друг «бывшим» не бывает. В гимназии мальчишки даже приносили клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь. Налетчик решает сдаться другу оперу. ![]() Опера звали Евгений Катаев, бандита - Александр Козачинский. У первого «первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины» («Двойная автобиография» Ильфа и Петрова). Второго же приговаривают к расстрелу, но Катаев добивается пересмотра дела и замены «высшей меры социальной защиты» заключением в лагере. В 1925 году Козачинского вообще амнистируют. Парню тогда всего 22. Он возвращается в город, в котором родился – в Москву. Из нее в далеком 1909, из-за туберкулеза отца - дворянина Козачинского, семья и переехала в солнечную Одессу. До Александра, в новую столицу новой, советской страны перебирается и Евгений Катаев. Там он с товарищем и земляком Ильей (Иехи́ел-Лейбом) Файнзильбергом работают репортерами в газете «Гудок», живут впроголодь. Желая помочь младшему брату, уже известный писатель Валентин Катаев нанимает обоих подработать на него «литературными неграми» - расписать текст сатирического романа по катаевскому сюжету о «великом комбинаторе». Прочтя полученный результат, «мэтр» уверяет молодежь, что он им не нужен и отказывается от авторства. Но с одним условием: «Двенадцать стульев» должны быть посвящены ему. ![]() Петр Катаев с сыновьями Валей и Женей, Одесса, 1910 год Чтобы не путали со знаменитым старшим братом, автором повести «Белеет парус одинокий», Евгений Катаев берет псевдоним «Петров» ( по имени отца). Илья Файнзильберг – выбирает краткий псевдоним «Ильф». Оба вскоре становятся одними из наиболее известных советских авторов. А что Козачинский? Бывший одесский гимназист-футболист-опер-бандит работал в одной газете «Гудок» с бывшим одесским гимназистом-футболистом-опером Катаевым-Петровым. Второй туда «по блату» устраивает первого. Позже Александр переходит в другое издание и становится ведущим журналистом «Экономической жизни». В конце тридцатых Евгений Катаев (Петров) наконец уговорит друга написать повесть об их бурной юности. В ней Женя узнаваем в Володе Патрикееве, Саша — в конокраде Красавчике. Так в 1938 году появился «Зеленый фургон», который с того времени прокладывает свою собственную колею. Кроме этой повести, перу Козачинского принадлежит всего несколько рассказов о летчиках и знаменитый «Фоня», из которого в народ вошла крылатая фраза «И тут Фоня увидел вэщь!» (вор крадет из картинной галереи самое «ценное» - огнетушитель). Повесть, рассказ – и Козачинский, как и Катаевы, и Ильф, и многие другие мастера «одесской плеяды», навсегда входит в золотой фонд русской литературы. Наши друзья-однокашники оба уйдут из жизни в сорок лет. Наследственная болезнь Козачинского прогрессировала, в 41-м его не берут в армию, а в 43-м он умрет в эвакуации. ![]() Летом 42-го самолет, на котором фронтовой корреспондент Евгений Петров возвращался из Новороссийска, будет сбит немецким истребителем. ![]() Советские писатели Шолохов, Фадеев, Петров у Конева, 1941 год Зато повесть о юности Евгения и Александра живет. В том числе и на экране. С «Зеленым фургоном» уже навсегда связаны не только судьбы одесских однокашников - прототипов главных героев, но и судьбы актеров двух экранизаций повести. По разному сложились эти судьбы. К примеру, Юрий Тимошенко (Тарапунька из знаменитого комедийного дуэта «Тарапунька и Штепсель»), игравший в первой экранизации 1959 года сельского милиционера Грищенко, ушел в 1986 -м из жизни, окруженный почетом, достатком и всенародной славой. Так «клятая оккупацийна влада комуняк» над украинскими артистами «знищалась». ![]() А вот «сельский милиционер» фильма - 1983 Борислав Брондуков после десятилетней болезни умер при «незалежной» в 2004 году в нищете и забвении. Жена Екатерина вспоминала: «Мы были совсем одни. Врачи к нам не приходили — в Быковню далеко ехать, только названивали и спрашивали, как дела. Пару раз приезжал тогдашний директор киностудии им. Довженко Николай Мащенко. Появлялись какие-то бандиты, но не грабили нас, а оставляли деньги». ![]() В целом, экранизация 1983 года собрала целое созвездие знаменитых советских артистов: помимо Брондукова - Дмитрий Харатьян ( в роли Володи Патрикеева – прототипа Евгения Петрова), Регимантас Адомайтис, Александр Демьяненко («Шурик» гайдаевских фильмов), Константин Григорьев, Эдуард Марцевич, Виктор Ильичев… Даже закадровый текст читала «мегазвезда» Армен Джигарханян, который, кстати, на днях в свои восемьдесят лет в очередной раз женился. Джигит! Трагически окончилась жизнь Александра Соловьева - актера, сыгравшего в 1983 году прототип своего тезки - Александра Козачинского. Если бы не «Зеленый фургон» и узнаваемость в нем «Красавчика» - даже труп артиста мог остаться неопознанным. ![]() По официальной версии, перед Новым, 2000 годом, Соловьева без сознания, с черепно-мозговой травмой обнаружил на московской улице случайный прохожий. Милиция оформила неизвестного в институт Склифосовского. Там 1 января Александр и скончался от кровоизлияния в мозг. Опознали тело только через двадцать дней, когда работник морга заявил, что умерший похож на Красавчика из «Зелёного фургона». Друзья хотели захоронить урну с прахом на Новодевичьем кладбище, но ее забрала Ирина Печерникова, с которой Соловьев жил в последние годы. Эту неординарную актрису многие из старшего поколения помнят по Донне Анне («Каменный гость»), Зинаиде Засекиной («Первая любовь»), учительнице английского из «Доживем до понедельника», маме Кати из «Двух капитанов». ![]() Ушли прототипы «Зеленого фургона», ушли некоторые актеры, игравшие в его экранизациях. Но история «Зеленого фургона» продолжается. Несомненно, каждое новое поколение по-разному воспринимает его героев. И все же приключенческая романтика повести о дружбе подростков в лихие времена вновь актуальна. Сейчас Одесса опять оккупирована. На этот раз – американцами. Пусть пока янки не позируют на Приморском бульваре, пока оккупационной администрации хватает надсмотрщиков из местных «туземцев», за «печеньки» и юморные посулы «аграрной сверхдержавы» готовых радостно скакать и сжигать одесситов заживо. Новым оккупантам в банановой (вернее, в рапсово – монсантской) колонии не нужны ни новые одесситы Глушко с Королевым ( который даже учился в той же гимназии) для космоса, ни новые Козачинский с Катаевым для литературы. Тем более, для русской литературы. И вот в здании бывшей Одесской мужской гимназии № 5 теперь «Аграрный университет» ( куда без него стране, пикирующей из космоса в собирательство), который, как и все украинское «образование», предназначен, главным образом, для «втюхивания» никому не нужных искусственной «мовы» и сказочной «истории бандерлогов». ![]() Однако новые народные таланты уже возрождаются. Наступит «момент истины» - пробьет их время. «Зеленый фургон» также на неонацистской «штрафплощадке» не удержать. Он еще проложит свою новую колею для новых поколений. ![]() http://cont.ws/post/211224 Отредактировано: Боярин - 27 фев 2016 в 23:14
|
|
Комментарии не найдены! |