Сирийский передел, турки не у дел: новый план Б зажмет Анкару в кольцоРяд мировых СМИ подхватил информацию о том, что США готовы к реализации «плана Б», если перемирие в Сирии по каким-то причинам сорвется. При этом сам так называемый «план Б» был скорректирован: теперь в нем задействованы не только войска НАТО, и он грозит территории Сирии разделением на несколько частей. Корреспондент
Федерального агентства новостей поговорил с политологами о том, почему этот план изменился, и чем это грозит России.
Турцию окружаютСчитается, что вдохновителем и главным придумщиком «плана Б» выступил дипломат
Филип Гордон. Он предложил расчленить территорию Сирии на четыре части, построив вокруг Турции фактически самостоятельные государства. Среди них государство алавитов во главе с
Башаром Асадом, курдское государство и суннитское арабское государство. То есть все как бы намекает: Турции придется нелегко. Возможно, развяжутся новые гражданские войны.
Иностранные журналисты при этом предполагают, что США, Россия и Иран подписали тайное соглашение, где каждая из сторон согласна на этот передел. Хотя с тем же Ираном все не так однозначно: никто в Тегеране не хочет, чтобы в один момент курды подошли к их границе. С другой стороны, Иран вывел свои войска из Сирии, что тоже выглядит подозрительно.
«Керри заявил о «плане Б» как о некой фигуре речи, озвучил определенную угрозу. Но надо понимать, что она будет реализована в самом крайнем случае. И есть предположение, что реального плана нет. Нужны новые тактические и стратегические силы, нужно найти новую силу, которая там будет воевать. Обещания туманные давали саудиты и Бахрейн, но это все несерьезно», — комментирует политолог
Юрий Почта.
А ведь ранее «план Б» предусматривал совсем другие меры: поддержку Соединенными Штатами вооруженной сирийской оппозиции и антироссийские меры (так называемое «давление» на Москву). Этот план предложили президенту США
Бараку Обаме американские силовики, в том числе глава Пентагона
Эштон Картер и директор ЦРУ
Джон Бреннан.
Курдов подавляютКак считает Почта, Турция не боится окружения ее территории недружественными силами. Что видно хотя бы по отношению Анкары к курдам и их проблеме.
«Несколько десятилетий турки подавляют курдов, и их часть бежала в Европу. Саддама Хусейна в свое время повесили за то, что он убил несколько сот курдов, но турецких лидеров ждет еще большая расплата за больший масштаб злодеяний — от травли химическим оружием до «зачистки» отдельных территорий и даже геноцида. Эрдоган считает, что как президент страны со второй по мощи армией НАТО сумеет справиться со своим населением. Но чем больше турки вмешиваются в дела своих соседей, тем меньше вероятности сохранения территориальной целостности самой Турции», — отмечает политолог.
Получается, то курдам надо защищать себя от ИГИЛ в Сирии или Ираке, бороться за выживание. Турецкие курды даже не ставят целью создать собственное государство, речь идет только об автономии. Но Эрдоган и об этом слушать не хочет.
«Тех же сирийских курдов поддерживают Штаты. В ответ на это турки говорят, что им плевать на соглашение о перемирии, если затрагиваются их национальные интересы, и они не готовы поддерживать соглашение между Дамаском, оппозицией, Вашингтоном и Москвой. Так что в будущем мы непременно увидим какие-то трения и подвижки. Возможно, курды захотят создать единое государство, включив туда своих представителей из Ирака, Ирана, Сирии и Турции», — добавляет он.
Остальных проверяютПолитолог
Андрей Манойло смотрит на этот «план Б» немного под другим углом, видя в нем не столько угрозу Турции, сколько упорство Штатов в отстаивании своей давней позиции.
«Никакого плана Б никогда не существовало. Штаты тестировали реакцию мировой общественности, бросая пробный шар. Керри, говоря о переброске войск впервые, даже назвал численность военных — порядка 30 тысяч человек. Это тоже была тестовая цифра и для союзников, и для России. Доказательств никаких Америка не предоставила. Там надеялись, что поднимется волна в мире, какие-то миротворцы скажут, что 30 тысяч — высокая цифра. И все внимание бы переключилось не на факт ввода войск, а на численность. Это такой психологический прием, известный в дебатах», — утверждает эксперт.
Тема раздела Сирии, как ни странно, появилась не сейчас, а вылезла из иракского повода. Несколько лет назад стоял вопрос: стоит ли сохранять Ирак в тех границах, что он существует, раз его «раздолбало» в ноль «Исламское государство», или лучше поделить между соседними странами.
«Ожесточенная дискуссия шла до начала российско-сирийской операции. Вот и сейчас США рассматривают эту возможность, ведь сместить Асада ни силовым путем, ни методом международного давления не удается. Что остается делать? Разделить страну на части. И пусть Асад сидит в своей Латакии, став в сто раз менее опасным, чем когда он является главой крупного государства на Востоке», — подчеркивает Манойло.
Он отмечает, что внешне Турция и США как будто ссорятся, но на самом деле это своеобразный пинг-понг. Они перебрасывают друг другу пробные шары и следят за реакцией международного сообщества.
«Так и выясняется, кто готов к подобному развитию событий, а кто нет. Смотрите, ведь Турция играет роль страны уже завтра готовой начать войну с кем угодно. Это такое демонстративное поведение. А США выступают в роли регулятора. В результате они уже поняли, как другие государства будут реагировать, если эти события произойдут в действительности, и план Б будет реализован», — резюмирует собеседник.