Начало мировой валютной войныВчера мы с вами имели удовольствие наблюдать очередную конвульсию загнавших себя в ловушку центробанков Запада.
Как я и предполагал, Глава Европейского центробанка Марио Драги заявил, что буде печатать больше денег. Ставки будут снижены, а на выкуп плохих бумаг будет выделяться теперь не по 60 млрд, а по 80 млрд евро в месяц:
Проще говоря, Марио Драги показал рынкам, что твёрдо намерен двигать Еврозону в сторону ПОПС,
политики отрицательных процентных ставок. Предполагалось, что после этого заявления рынки воспрянут и начнут рост.
Рынки однако не впечатлились. Картина подступающей ПОПС оказалась недостаточно убедительной — и немецкий DAX после заявления синьора Драги упал на существенные 2,3%:
Двадцать лет назад современные условия показались бы просто сказкой. Если бы мы сказали любому брокеру в 1996 году, что ставка рефинансирования будет опущена до нуля, и что центробанк будет выкупать ценные бумаги с рынка десятками миллиардов, у это брокера немедленно загорелись бы глаза. «Покупай на все деньги, сейчас будет бурный рост», — посоветовал бы он нам, — «печатный станок забросит индексы в стратосферу».
Однако, повторюсь, никакого роста вчера не было. Хоть Марио Драги и пообещал впрыснуть на рынки больше денег, рынки отреагировали на это обещание с разочарованием.
Причина проста — рынки ждут не робкого намёка на ПОПС, который им обозначили вчера, а настоящего вливания денег. Рынки ждут, что центробанки будут печатать больше: не десятками миллиардов, а сотнями или даже триллионами.
Обратите внимание ещё на одно обстоятельство. Евро вчера тоже вырос по отношению к доллару — хотя, казалось бы, перспектива переключения печатного станка на более высокую скорость должна была бы европейскую валюту ослабить. Но рынки ожидали, что ЕЦБ начнёт печатать деньги всерьёз: поэтому тот мелкий шажок в сторону ПОПС, который сделал вчера Марио Драги, был воспринят ими как отступление.
Рынки хотят, чтобы денег печаталось больше, а ставка опускалась ниже. Только тогда рынки согласны хотя бы оставаться на месте.
Мы с вами наблюдаем сейчас начало предсказанной ранее глобальной валютной войны. Главные экономики мира будут пытаться теперь максимально ослабить свои валюты, чтобы дать свои производителям преимущество и спасти себя от импорта. Для этого центробанки будут опускать ставки в отрицательную зону и направлять большие объёмы свежеотпечатанных денег на спасение банкротов — что, собственно, мы и наблюдаем сейчас.
ЕЦБ, как видите, довёл вчера ставку рефинансирования до нуля, а ставка по депозитам тем временем опустилась ещё глубже в отрицательную зону, до минус 0,4%. Следующий ход, вероятно, будет сделан Федрезервом США — так как американцы не могут позволить европейцам выиграть у них эту валютную войну.
Россия тем временем будет сидеть на безопасной трибуне и горячо болеть за наших западных друзей и партнёров. Участвовать в валютных войнах нам не нужно: уровень закредитованности российской экономики, к счастью, весьма низок, ставка рефинансирования находится на здоровом уровне, а рубль достаточно слаб, чтобы наша промышленность успешно конкурировала с иностранными производителями.
Опять-таки, включение ПОПС должно поддержать цены на нефть, что позволит нашему ЦБ бодро накапливать необходимые для мягкого прохождения кризиса резервы.
Банк Америки, кстати, пророчит России в ближайшем будущем дефляцию:
Не факт, что этот прогноз сбудется, однако инфляция в России действительно снижается, и, возможно, поставленная Центробанком цель в 4% годовой инфляции будет достигнута даже досрочно.
События развиваются сейчас весьма быстро, мировая финансовая система крайне неустойчива. Поэтому, думаю, гонка печатных станков будет набирать обороты: ничуть не удивлюсь, если в ближайшие месяцы центробанки опустят ставки до уровня в минус 3–4% годовых. Ещё глубже вниз опускать не получится, на отметке в минус 5% теоретически должен начаться распад банковской системы. Где-то на подходе к минус 5% банковская система, вероятно, крякнет, и тогда ПОПС плавно перетечёт в гиперинфляцию.
На днях, 15–16 марта, состоится очередное заседание ФРС США. Острой необходимости снижать ставку рефинансирования вот прямо сейчас у Федрезерва нет, поэтому, возможно, никаких важных решений на следующей неделе принято не будет. Но всё же рано или поздно американцам придётся включить ПОПС — поэтому лично я буду следить за ходом этого заседания с большим интересом.
Источник:
http://rusnext.ru/recent_opinions/1457955901из коментов:
Да, правильно подмечено. Как только реальные ставки опустятся ниже (-3,5%), начнётся спонтанный гипер и распад банковской системы. Но чёт не верится в такое. скорее похоже, что будет увеличиваться волатильность на рынках и расти суверенные долги. Вернее, рост суверенных долгов будет провоцировать увеличение волатильнеости на рынках. Там есть определенная устойчивая зависимость и связь. Чем выше суверенные (и совокупные) долги, тем выше волатильность на зависимых рынках. Единственное исключение - это США. Там часть волатильности удается экспортировать вместе с инфляцией. Экспорт инфляции в ВВП США занимает существенную долю, это принципиально.