Интернационализация юаня забуксовала14.03.2016 21:57Юань теряет всю свою привлекательность в качестве средства проведения международных сделок. Торговые компании винят в этом китайское правительство, не желающее ослабить хватку в отношении валюты.
Бюрократические проволочки и отсутствие активов в юанях, в которые можно было бы инвестировать, заставили компании за пределами Китая отказаться от использования этой валюты в торговле со своими китайскими партнерами. А недавние довольно жесткие рыночные интервенции Пекина еще больше снизили привлекательность валюты для иностранцев, как считают китайские импортеры и экспортеры.
В прошлом году популярность юаня за пределами Китая упала на 0,2% в соответствии с индексом, составляемым Standard Chartered с конца 2010 г., отметив таким образом свой первый годовой спад. Хотя в первом месяце 2016 г. уровень платежей с использованием юаня упал на 21% от общего объема торговли Китая по сравнению с показателями октября прошлого года до восстановления на 30% в январе, однако это было по-прежнему значительно ниже максимума 37%-го пика, отмеченного в августе.
"Учитывая волатильность юаня и невнятные намерения китайских властей, трудно понять, что движет нашими клиентами, использующими юань", - заявил Чжоу Линь, финансовый директор Ningbo United Group Import & Export Co, китайской торговой фирмы, экспортирующей сталь и импортирующей уголь и древесину.
В дальнейшем спрос на юань будет только падать.
В настоящее время лишь 5% расчетов компании происходит в юанях, в основном с китайскими предприятиями, работающими в Японии и Южной Корее. Остальные операции по-прежнему номинированы в долларах и евро.
Юань используется менее чем в 3% мировых платежей. Доля валюты США, например, составляет 45%, по данным Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций.
Когда в 2009 г. Пекин впервые разрешил использование юаня за пределами Китая, это привело к тому, что стали появляться прогнозы, согласно которым юань должен был бросить вызов примату доллара в мировой торговле. Тем не менее ожидалось, что возрастающее влияние юаня в мировой торговле будет сохраняться в течение долгого времени.
К концу прошлого года, по оценкам HSBC, ежедневные объемы торгов с юанем за пределами Китая составляли от $22 млрд до $40 млрд. Сейчас на мировых валютных рынках сохраняется ежедневный объем торгов в $5,3 трлн в день.
Аналитики отмечают, что в этом году на фоне оттока капитала из Китая, пусть и более медленными темпами, чем в феврале, приоритетным направлением Пекина стала стабилизация юаня.
В прошлую пятницу курс доллара к китайской валюты достиг максимального значения с начала декабря прошлого года, после того как юань просел на 1,5% в первые несколько торговых дней в году. Глава Центробанка Китая Чжоу Сяочуань недавно заявил, что выход юаня на международный уровень будет только прогрессировать.
Если это станет основной проблемой на валютном рынке, мы будем иметь дело со спекуляциями. Тем не менее, в условиях когда рынок постепенно возвращается к относительной стабильности, интернационализацию юаня продолжится.
Представители НБК никак не прокомментировали эту ситуацию.
До 2009 г. рынок юаня был ограничен Китаем, где центробанк по-прежнему ежедневно устанавливает ставку, вокруг которой валюта может торговаться в достаточно узком диапазоне. После того как Пекин расширил использование юаня за рубежом, внешний рынок нацвалюты Китая вырос, сосредоточившись в основном в Гонконге.
Однако в январе этого года курс юаня за пределами Китая начала снижаться, так как трейдеры делали ставки на ослабление роста китайской нацвалюты. В ответ на это Центробанк Китая издал распоряжение филиалам государственных банков в Гонконге покупать юань, в результате чего ставка на межбанковском рынке кредитования выросла до 66,8% по сравнению с 12 января.
За последние несколько недель курс юаня за пределами Китая восстановился и торгуется в соответствии с курсом валюты на внутреннем рынке.
"То, как они уничтожили рынок юаня в Гонконге, безусловно, не будет способствовать восстановлению доверия населения к валюте", - заявил 43-летний бизнесмен Говард Ван.
Ван, компания которого занимается экспортом одежды и зубных щеток в Бразилию, а также импортирует говядину и соевые бобы оттуда, заявил, что ни у него, ни у его клиентов нет достаточно стимулов, чтобы использовать юань.
"У меня нет терпения разбираться со всеми документами, которые требуют наши регуляторы, а бразильцы не понимают, что делать с китайской валютой в Сан-Паулу", - отметил г-н Ван.
У иностранных компаний есть ряд отраслей для инвестиций юаня, который они получают от продаж в Китае. Несмотря на то что в первые годы либерализации, когда юань заметно укрепился, это было популярным вариантом, сейчас многие ожидают ослабления китайской нацвалюты.
Рынки активов, так называемые "тусклые" облигации, юаневые долги, в основном торгуемые в Гонконге, Сингапуре и Лондоне, развиваются медленно. В прошлом году выпуск таких облигаций снизился на 47% после роста почти до $33,4 млрд в 2014 г., по данным Dealogic.
Кроме того, компании менее охотно используют юань в попытке получить политическую выгоду.
"Несколько лет назад, когда только началась реализация программы по урегулированию юаня и китайская нацвалюта ценилась высоко, мы просили наших клиентов в Гонконге расплачиваться в юанях, что в каком-то смысле осчастливило китайские власти", - отметила финансовый директор дочерней немецкой компании в Китае.
Однако, так как в прошлом году юань начал обесцениваться, она заявила, что в ближайшее время можно будет наблюдать возврат к использованию долларовых расчетов.
Источник