Цитата: ЦитатаРусско-шведские переговоры 1608-1609 гг. Выборгский договор 1609 г
Василий Шуйский, армия которого оказалась небоеспособной, склонялся к поиску возможных союзников за пределами страны. Сделать выбор предстояло в условиях восстания И.И.Болотникова и наличия опасности интервенции со стороны Польши. Правда, пока вопрос о прямой угрозе не стоял.
В качестве союзника в первую очередь могла выступить Швеция. Царь колебался относительно того, какую политику он должен проводить по отношению к шведам, давно стремившихся получить Корелу и русские земли вблизи побережья Балтийского моря.
В то же время Швеция всерьез опасалась возможности усиления Польши за счет России. Речь шла о вступлении польского королевича на русский престол и о династическом союзе России и Польши.
С началом Смуты, учитывая, что Польша являлась общим врагом двух государств, для Стокгольма становились возможны два варианта: или навязать Москве помощь в борьбе с Польшей, после чего предъявить русским территориальные претензии, или непосредственно начать с Россией войну. В то же время «немцы» стремились воспользоваться Смутой в России, чтобы, на худой конец, удовлетворить армию за счет грабежа соседей.
Важную роль сыграла решимость Карла IX вмешаться в конфликт. Карл IX не был трусливым человеком. По мнению М.Робертса, храбрость короля сочетались с моральной и политической смелостью. Монарх не боялся пойти на риск, делая то, что, как ему казалось, в наибольшей степени соответствовало интересам страны .
Из России были получены сведения о том, что русские не признали Василия Шуйского и ищут защиты у шведов. До короля дошли слухи о новом самозванце - внуке Ивана IV . Как указывал Карл IX, «русские так же часто меняют своих правителей, как зайцы свой цвет». 22 января 1607 г. Карл IX отдал распоряжение своим уполномоченным в Финляндии узнать, продолжает ли Василий Шуйский править страной. Король требовал, чтобы к московской границе чаще отправляли лазутчиков.
Вместе с тем монарх решил выразить готовность предоставить русским войска для борьбы против врагов в надежде в дальнейшем получить возможность диктовать русским свои условия. Уполномоченные в Финляндии должны были подчеркивать, что могут помочь русским. В то же время Карл IX возобновил переговоры с московским правительством.
Притом, что война Швеции и Польши имела религиозный оттенок, стокгольмский монарх муссировал слухи относительно того, что Польше помогают католические государства. Посланные к Василию Шуйскому комиссары должны были говорить, что Империя и Испания направляют флот к Архангельску.
Карл IX настаивал на том, что царь с целью предотвратить нападение должен вступить с ним в союз (в дальнейшем король подчеркивал, что только Швеция может выставить свой флот и не допустить утверждения Испании на Балтийском море). Одновременно Карл IX выражал готовность вторгнуться в Лифляндию и возвратить ее царю .
Переговоры в Москве убедили шведов в том, что государь не ставит своей задачей сближение со Стокгольмом. На первом этапе Василий Шуйский отклонил предложение шведов прислать в Россию войска.
Тогда король дал своему уполномоченному инструкцию добиться возмещения всех убытков, которые Россия причинила Швеции, и заставить Москву пойти на территориальные уступки.