Вообще-то в программе испытаний было чёрным по белому написано "на тепловой мощности 700-1000 МВт". И, что характерно, при таких значениях ни хрена не получается взорвать реактор, коэффициент реактивности в опасную зону не улетает, несмотря на концевой эффект и другие особенности конструкции. И да, в регламенте, если мне память не изменяет, было прямое указание на порядок действий при провале нейтронной мощности в 0. Заглушить реактор и ждать. Нет, блин, премия уплывает же. Вот и доэкспериментировались... Так что увы, сколько бы кому-то не хотелось, основная единственная причина Чернобыля - большое число дебилов за пультом, таки одолевших совместными усилиями защиту реактора от дебилов. З.Ы. Лично я ещё сторонник гипотезы, что число дебилов резко возросло после передачи станции на баланс одного ведомства. Но это гипотеза.
Отредактировано: Его Уменяевич Нетув - 24 мар 2016 в 10:01
Цитата: Его Уменяевич Нетув от 23.03.2016 18:54:38Вообще-то в программе испытаний было чёрным по белому написано "на тепловой мощности 700-1000 МВт". И, что характерно, при таких значениях ни хрена не получается взорвать реактор, коэффициент реактивности в опасную зону не улетает, несмотря на концевой эффект и другие особенности конструкции. И да, в регламенте, если мне память не изменяет, было прямое указание на порядок действий при провале нейтронной мощности в 0. Заглушить реактор и ждать. Нет, блин, премия уплывает же. Вот и доэкспериментировались... Так что увы, сколько бы кому-то не хотелось, основная единственная причина Чернобыля - большое число дебилов за пультом, таки одолевших совместными усилиями защиту реактора от дебилов. З.Ы. Лично я ещё сторонник гипотезы, что число дебилов резко возросло после передачи станции на баланс одного ведомства. Но это гипотеза.
Э-э-э... Если бы работа СН на выбеге не значилась среди обязательных испытаний - кто-нибудь решил бы поупираться? "Дебилы за пультом" с одной стороны оказались под проектными решениями по выбегу, а с другой - без внятных запретов в инструктивном материале. "Следить за содержанием йода в активной зоне и при превышении рекомендуется..." и "При достижении концентрации йода такой-то величины запрещается ..." - это очень разные концепции. При передаче увеличилось не число дебилов, а трактовка РД. Допущения стали трактоваться по разному. Это не дебилизм, это качество подготовки документации.
Цитата: ILPetr от 23.03.2016 19:25:46Э-э-э... Если бы работа СН на выбеге не значилась среди обязательных испытаний - кто-нибудь решил бы поупираться? "Дебилы за пультом" с одной стороны оказались под проектными решениями по выбегу, а с другой - без внятных запретов в инструктивном материале. "Следить за содержанием йода в активной зоне и при превышении рекомендуется..." и "При достижении концентрации йода такой-то величины запрещается ..." - это очень разные концепции.
Никто за йодом, сидя за пультом, тогда не следил. Да и сейчас не следят: следят за йодом-131 - критерий герметичности топлива и то, лабораторным методом (тогда). Запрет на подъем и выдержку в сутки после останова появился уже после 26 апреля. Вот он как раз и связан "йодной ямой" и "ксеноновым отравлением". Но сам запрет может и не так важен, как допустимый минимум по количеству управляющих стержней (оперативный запас реактивности - ОЗР). Вот он был нарушен. Но это уже неоднократно обсуждалось. И это. Непонятно о чем говорят про передачу ЧАЭС из одного министерства в другое. В Средмаше были только ЛАЭС и Игналина. И проектировщик у них был не Гидропресс. Просто в УССР было дополнительно свое министерство - Министерство атомной энергии. Они, в основном, вместе ЦК КПУ занимались кадровыми вопросами. После аварии быстренько ликвидировались.
Цитата: Дозик от 24.03.2016 17:34:01Никто за йодом, сидя за пультом, тогда не следил. Да и сейчас не следят: следят за йодом-131 - критерий герметичности топлива и то, лабораторным методом (тогда). Запрет на подъем и выдержку в сутки после останова появился уже после 26 апреля. Вот он как раз и связан "йодной ямой" и "ксеноновым отравлением". Но сам запрет может и не так важен, как допустимый минимум по количеству управляющих стержней (оперативный запас реактивности - ОЗР). Вот он был нарушен. Но это уже неоднократно обсуждалось. И это. Непонятно о чем говорят про передачу ЧАЭС из одного министерства в другое. В Средмаше были только ЛАЭС и Игналина. И проектировщик у них был не Гидропресс. Просто в УССР было дополнительно свое министерство - Министерство атомной энергии. Они, в основном, вместе ЦК КПУ занимались кадровыми вопросами. После аварии быстренько ликвидировались.
И Вы тоже косвенно подтверждаете мое заявление о преступно низком качестве документации. Там не столько "передача из в", сколько включение в сруктуру оперативно-диспетчерского управления энергосистемы. Диспетчер Киевэнерго из "просителя" превратился в вышестоящего и распоряжающегося начальника.
Цитата: ILPetr от 24.03.2016 19:31:44И Вы тоже косвенно подтверждаете мое заявление о преступно низком качестве документации. Там не столько "передача из в", сколько включение в сруктуру оперативно-диспетчерского управления энергосистемы. Диспетчер Киевэнерго из "просителя" превратился в вышестоящего и распоряжающегося начальника.
Насчет низкого качества - это вы преувеличиваете. Возможно, было несогласованность ведомств: все-таки, разработчик РБМК - НИКИЭТ оставался в Средмаше, хотя связи с АЭС Минэнерго были - наши, в качестве экспертов ездили на ЧАЭС при разборе предыдущего инцидента... Что касается "диспетчерских разгрузок" - так они были всегда. РБМК, в отличие от ВВЭР, позволяет это делать безболезненно. Конечно, за исключением криминального нарушения инструкций.
Цитата: Дозик от 24.03.2016 20:52:20Насчет низкого качества - это вы преувеличиваете. Возможно, было несогласованность ведомств: все-таки, разработчик РБМК - НИКИЭТ оставался в Средмаше, хотя связи с АЭС Минэнерго были - наши, в качестве экспертов ездили на ЧАЭС при разборе предыдущего инцидента... Что касается "диспетчерских разгрузок" - так они были всегда. РБМК, в отличие от ВВЭР, позволяет это делать безболезненно. Конечно, за исключением криминального нарушения инструкций.
Да нет конечно - запрет на под'ем мощности и требование о суточном отстое появился после 26 апреля. Тут надо решить трусы или крестик - или это абсолютно бессмысленный запрет в стиле дутья на воду, или запрет необходимый, но почему его не было до? Качество документации, точнее, вопросы к нему, сохранились - или ранее отсутствовали необходимые запреты, либо потом ввели избыточные и ненужные, ограничивающие возможности оперативного персонала по эффективному управлению реакторами. Да и насчет низкого качества никаких передергов - после Чернобыля два года перетряхивали всю документацию и переобучали персонал на всех АЭС, включая нашу Белоярку, которая по своим конструктивным решениям от Чернобыля как Луна от Каргополя.