Цитата: slavae от 25.03.2016 23:21:36Как пишут, Илья Муромец, когда пошёл в Киев, вынужден был пройти через земли вятичей, что защитали за отдельный подвиг. Впрочем, как опять же пишут, он тут как раз Соловья-разбойника нашёл )
[quote]
Из находок археологов достоверно известно, что уже в VIII веке после Рождества Христова по среднему течению Оки, в том числе и в нашем крае, жили вятичи. Откуда они пришли в наш край?
Монах-летописец Нестор записал в «Повести временных лет», что вятичи - это потомки князя Вятко, который со своим братом Радимом (от которого произошло племя славян-радимичей), пришли в наш край от «ляхов». Проще говоря были выходцами с территории современной Польши.
Что заставило славян с берегов Вислы отправиться в такой дальний путь на восток?
Вятко и Радим были выходцами из племени венедов. Главным богатством земли венедов был янтарь, который и сегодня добывают на этом южном балтийском берегу. Не случайно Нестор в «Повести временных лет» наряду с известным торговым путем «Из варяг в греки» описывается и «Великий янтарный путь», связывающий побережье Балтийского моря с Востоком. По нему драгоценный янтарь шел на восток, к арабам, у которых ценился очень высоко, как драгоценный камень солнца.
Великий янтарный путь возник не позже VI века. Он шел по рекам Двина, Днепр, Десна, Угра и далее по Оке и Волге. По этой проторенной купцами водной дороге и двинулись на восток Вятко и Радим со своими родами. Не только с целью освоить новые земли, которых хватало, а с главной целью обеспечить безопасность торговли по Великому янтарному пути для большого народа венеды.
Шли долго, с остановками в десятки лет. Первым по пути осело племя Радима. Радимичи расселились на берегах верхнего течения Днепра, Десны и Сожи.
Будущие вятичи пошли дальше и оставили свои следы на левом берегу Днепра. Интересы янтарной торговли требовали идти дальше на восток. Как запишет Нестор в XII веке, то есть через 300 лет после описываемых событий: «а Вятко сяде со своим родом по Оке, от него прозвашася вятичи".
Первые поселенцы-разведчики начинали жизнь в нашем крае с строительства шалаша или землянки. Выжигали лес, корчевали пни, вспахивали землю и дожидались первого урожая. Собрав его, ставили рубленый деревянный дом с клетью для птицы. После появлялись хлев для скота, амбар, овин и гумно. Рядом с первой усадьбой - «починком», селились родственники первопоселенцев.
Населявшие наш край до прихода вятичей местные жители имели не только финно-угорские и балтские, но и славянские корни. Они мирно встретили новый народ. А вскоре слились с ним в одно целое, став одним племенем вятичей. Так плавно исчезали в нашем крае следы прежних племен, мирно становясь частью нового славянского племени.
Когда почва истощалась, деревня переносилась на другое место, где снова выжигали лес и корчевали пни под пашню. Земледелие и скотоводство были главными занятиями вятичей на протяжении столетий.
Лишь к Х веку подсечное земледелие стало меняться на пашенное. Надо признать, что у вятичей, живущих в лесном краю, техник обработки земли отставала от достижений тех же киевлян, которые достигли в земледелии больших успехов.
Основными орудиями труда вятичей были железные топоры, мотыги, косы и большие ножи. Применялась борона – суковатка. Убирали урожай серпом. Чаще всего вятичи выращивали просо и репу.
Наши предки разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма заготавливали на заливных приокских лугах. По обилию костей птицы, можно судить о развитости в нашем крае птицеводства.
Не забывали славяне и охоту. Любили вятичи ходить на бобра, который в обилии обитал тогда на всех реках и речках современной территории Каширского района. Бобриный мех шел на одежду, а мясо употребляли в пищу, что позволило Нестору написать в «Повести временных лет», что вятичи «ели нечистое». Добытые горностаевые, беличьи и куничьи меха с удовольствием покупали соседние народы. Купцы вятичей продавали «пушистое серебро и золото» и в далекие восточные страны, любителям роскоши арабам.
Мед и воск добывали поокские славяне бортничеством у лесных пчел. Исследования археологических памятников по берегам Оки показали, что вятичи в X—XIII вв. активно занимались рыболовством. Анализ костных остатков и чешуи рыб, обнаруженных в местах жизни вятичей, показал, что наши предки, кроме традиционных для Оки видов рыб, ловили в обилии проходных рыб: севрюгу, белугу, каспийского лосося, кутума и русского осетра.
Наши предки использовали реки не только для ловли рыбы. Вятичи на лодках однодревках, с целями товарообмена, путешествовали вниз по Оке и Волге достигая Каспия, а по верховьям Оки и по волокам попадали в Киев и Новгород.
Первые следы пребывания вятичей в VIII веке в каширском крае археологи обнаружили в районе с.Колтово, у с.Ледово и д.Лиды. У Соколовой пустыни была найдена янтарная бусина, а у устья реки Бол.Смедва обнаружено погребение, в котором найдены типично вятичское бронзовое семилопастное височное кольцо.
Большинство вятичей жили вне укрепленных поселений.
К X-XI вв. такие сельскохозяйственные поселения-селища появляются в каширском крае в Пятнице, Умрышенке и в приграничных к нашему району селах Фроловское, Протасово, Смедово и Гремячево.
Если бы не археологи, то мы не смогли бы точно узнать, как жили вятичи.
Киевлянин Нестор описывая наших предков в «Повести временных лет» специально пытался принизить их уровень развития, в угоду политических интересов восхваляемого им Киевского княжества, которое стремилось доказать свое первенство среди всех других восточнославянских племен: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».
Обычаи вятичей Нестор описал верно. Но вот насчет того, что жили они «как и все звери», древний киевский летописец, мягко говоря, лукавит.
Археологи доказали, что в IX-XIII веках в земле вятичей по Оке, в том числе и в будущем Каширском крае, городищ было ненамного меньше, чем в Киевской Руси. Как отмечал дореволюционный исследователь древнерусских городов И.Д.Беляев: «...Этот неизвестный край, совершенно забытый прежними нашими летописями, кипел деятельностью и жизнью не меньше других краев Руси, ... в нем было множество городов».
Арабские и персидские купцы знали в русских землях только три больших города «Куяба» – Киев; «Славия» – Новгород; «Артания» - Вантит на Оке. В IX–X веках город Вантит, т.е. Вятков или Вятич, был столицей земель вятичей.На мордовском языке слово «Артания» означает «страна на запоре (на замке)». И не случайно арабы упоминали, что вятичи никого к себе не пускали и убивали пришельцев. Еще в X – XII веках земля вятичей, затерянная в глухих лесах, считалась жителями других областей малодоступной и опасной. Илья Муромец, проехав сквозь нее, совершил по тем временам подвиг. Не случайно, что воины-вятичи, державшие свою землю «на замке», приняли участие в легендарном походе князя Олега в 907 году на Царьград, где прибили и свои щиты на ворота столицы Византии.
Вятичи к IX веку уже представляли из себя сложившееся военно-государственное объединение. Жили они родовой общиной, во главе которой стоял старейшина рода и организатор коллективного труда и военный лидер – родовой князь, выбираемый общим собранием – вечем. Несколько родом объединялись в племенной союз. Государственное образование вятичей было союзом нескольких родственных племен.
У вятичей дольше всех из славянских племен сохранялась племенное вече, то есть власть князя была ограниченной вплоть до XI-XII вв., до той поры когда Киева установил в нашем крае свою власть и свои феодальные порядки.
Военно-ремесленные центры вятичей в X-XI веках располагались в их многочисленных городищах, некоторые из которых позднее станут первыми летописными городами нашего края. Вятичи были искусны в военной фортификации. Наши предки ставили их на высоких мысах. Одной стороной городища выходили к реке или к ручью, с двух других ограничивались низинами, оврагами или ручьями, четвертая – полевая сторона, защищалась полукруглыми валами и рвом. У арабского автора той поры Аль-Бекри сказано: «Славяне устраивают себе города таким образом обозначают место круга или четырехугольника..., выкапывают вокруг него ров, а выкопанную землю сваливают в вал, пока он не достигнет желаемой высоты. Тогда отмеривают ворота, а к ним проходят по деревянному мосту».
На валах ставили крепкий частокол из бревен. На крайней части мыса часто воздвигали небольшой укрепленный детинец, либо башню, наподобие европейского донжона. Этот детинец от остального городища отделял еще один вал.
В нашем крае было много городищ вятичей. Стояли они вдоль Оки, держа всю страну на замке и охраняя водные торговые пути, приносящие нашим предкам хороший доход. Городища были расположены так, чтобы с его стен можно было видеть долину реки до того места, которое контролировали дозорные воины со стен соседнего городища – то есть на расстоянии прямой видимости друг от друга.
Перенесемся на десять столетий назад в прошлое. Мы увидим идущие по Оке караваны торговых судов восточных купцов. В нашем крае, который в ту пору был намного обширнее, первым торговые суда встречали дозорные городища вятичей стоящего на месте будущего Ростиславля. А с высоких валов городка Котожель, у современного села Баскачи, паруса лодок и корабликов уже замечал другой зорький взгляд. Зажженный огонь и дым сигнального костра предупредил о приближении гостей дозорных воинов в городах вятичей в Колтеске и Тешилове. И так вдоль всей Оки.
Но прежде чем продолжить путешествие на запад часть купцов с востока решила свернуть в устье реки Большая Смедва.
Они решили «погостить» (этим словом старину заменяли современное слово «поторговать») здесь. Прямо у устья Смедвы располагался погост-место для гостей-купцов и для торговли. Рядом раскинулось большое селище вятичей. Сюда привозили свои товары из городов лежащих вдали от Оки – из Щучьего-городища (ныне Соколовка Веневского района), из городищ у современных сел Бавыкино и Бебехино (ныне Зарайский район) и других.
Часть больших лодок и корабликов купцов направилась по судоходному в ту пору руслу Большой Смедвы вглубь нашего края, чтобы добраться до нескольких городов вятичей располагавшихся у современных сел Растовцы, Острога, Романовское и Труфаново. Здесь всегда был богатый выбор мехов - соболя, горностая, куницы и белки, которые в ту пору были в большой моде в арабских халифатах востока.
Вятичи предлагали купцам первосортные мед и воск, а также дивные кости мамонтов в обилии встречавшиеся в ту пору в долинах рек нашего края. Был здесь и «живой товар». Вятичи продавали в рабство захваченных в плен непрошенных гостей, рискнувших без спроса прийти в их «страну на замке».
Торговля шла бойко. Вятичи четко установили цену на все товары и даже не торговались – им это было не надо, надо было купцам. Цены на все устанавливались в серебряных дирхемах, а для купцов из Европы, в византийских серебряных монетах. Кунья шкурка, к примеру, шла за 1 дирхем, беличий мех уходил за полдирхема, а за раба надо было выложить 300 серебряных монет. Чужие товары, кроме драгоценных камней, стеклянных сосудов и украшений из стекла и керамики, вятичей живущих в нашем крае, не интересовали. По той простой причине, что местные ремесленники, живущие в городах, изготавливали все необходимые вятичам товары сами.
Археологические раскопки свидетельствуют о развитии у вятичей кузнечного дела, литья металла. Были развито ювелирное мастерство, ткачество (на археологических памятниках Колтово нередко находили шиферные и глиняные пряслица), гончарное и камнерезное дело. Если в гончарном ремесле у восточных славян наступила к этому времени унификация – керамику стали делать на гончарном круге и украшать одинаковым для всех линейным или волнистым узором (эта керамика находится во всех археологических памятниках открытых в Каширском крае), то в ювелирном деле имелись различия. В ювелирном мастерстве вятичи лишь немного уступали Киеву и изготавливали браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.п.
Поскольку своих месторождений серебра у вятичей не было, местные ювелиры использовали привозное сырье, приходившее в наши края с восточными торговыми караванами.
Кроме доходов от торговли большой доход получали вятичи и за транзит - за безопасный проезд купеческих караванов по Оке. Ведь восточные купцы плыли через наш край дальше на запад, «в варяги», как писал Нестор-летописец; а купцы из европейской Византии везли свои товары в Хазарский каганат и дальше в арабские страны. За свободный проход сквозь «страну на замке» они платили хорошие отступные. Взамен воины вятичи гарантировали им охрану и безопасность.
Ради торговли, которая приносила большой доход, вятичи пошли на хитрость. Древнерусский летописец сообщает, что с середины IX века (859 год) наши предки начали платить дань могущественному Хазарскому каганату: «А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной белке (монете) от дыма (дома)». Дань ничтожную, что говорит не о подчинении вятичей мощной торговой державе хазар, а о добровольном торгово-политическом союзе, за который вятичи платили хазарам, контролировавшим Великий Волжский, или Янтарный путь, почти по всему течению Волги. Взамен вятичи получили массу льгот и привилегий, формально сохранив независимость.
Богатство стало оседать с IX века в нашем крае, дав толчок не только развитию хозяйства, но и положив начало социальному расслоению общества вятичей. Так, при раскопках городища в Колтово археологи выявили укрепленную кольцевым валом и рвом богатую усадьбу. Археологи находят в слоях того периода первые замки и их части. Появились богатства – и их надо было сохранить.
Каширская земля и наш край стали центрами интенсивной международной торговли. Уж не в нашем ли крае находился легендарный торговый город Артания-Вантит-Вятич? А может быть скопление городищ вятичей у Растовца - это следы нескольких укреплений большой столицы государства вятичей города Кордно (арабы называли этот город Хордабом и описывали, как дружина вятичей собирала дань с населения)? Даже если не так, то о том, что наш край был центром торговли свидетельствуют многочисленные клады IX-X веков найденные в нашей земле. На территории современного Каширского района их нашли больше, чем во всей Московской области! Факты налицо.
На месте современной Каширы-1 был найден клад арабских дирхемов VIII-IX веков – тонких серебряных монет диаметром 2-2,5 см. покрытых с обеих сторон надписями выполненными сложным шрифтом куфи. От этих надписей и называют эти монеты куфическими. Были в этом кладе прутики серебра, серьги, перстни, один с изумрудом и шейные мужские украшения - гривны. Клад весом почти в 1,5 килограмма.
У деревни Хитровка, кроме куфических монет нашли и византийские монеты VIII-IX вв. Всего в количестве 1007 экземпляров, общим весом 2,765 кг. А еще находили клады вятичей у деревни Топканово, у сел Гритчино, Острога и Растовцы, богатый клад у села Баскачи.
Но это только малая часть из тех тайных кладов, которые хранит наш край. Восточного серебра в нашем крае было накоплено в те далекие века очень много. Арабские путешественники сообщали, что серебряные дирхемы у вятичей почти не тратятся, а идут на изготовление украшений-монист для женщин, порою числом до тысячи. Несомненно, что часть богатств вятичей до сих пор скрыто от нас в земле.
Вот таким был период хазарского «ига», в итоге которого земля вятичей так обогатилась и укрепилась, что стала лакомым куском для Киевской Руси, которая еще во времена правления князя Олега покорила все племена восточных славян, кроме вятичей.
Впервые подчинить вятичей смог лишь великий воин - князь киевский Святослав. Но не сразу. Князь Святослав провел в земле вятичей всю зиму 964 года и только весной 965 года, заручившись поддержкой воинов-вятичей, отправился в поход на волжских болгар и далее по Волге на столицу Хазарского Каганата Итиль, разгромив это могущественное торговое государство.
И лишь через два года после этого, «в год 6474 (966) вятичей победил Святослав и дань на них возложил». По преданию, в наших краях, вокруг речки Большая Смедва, жило племя вятичей во главе с князем Смедом, который не покорился Святославу. По легенде, на левом берегу Оки, почти напротив современного села Бол.Руново, в так называемом «Завал-овраге», произошло сражение наших предков с опытной дружиной князя-воина. К сожалению, материальных подтверждений этой красивой легенды, кроме названия речки, у нас нет.
Святослав Воитель обложит вятичей малой данью, как и хазары. Данью, больше похожей на налог, но уже в пользу Киева. И не свидетельство ли это подчеркнутого уважения к автономии вятичей – вроде бы они подчинились, но тяжкого бремени не несут?
Скорее всего все было именно так, ведь сразу же после гибели Святослава в 972 году вятичи перестали платить малую дань Киеву и снова стали полностью независимыми.
Сыну Святослава князю Владимиру «Красному Солнышку» пришлось дважды идти походом на непокорных вятичей. «В год 6489 (981)... победил Владимир и вятичей и возложил на них дань — с каждого плуга, как и отец его брал»; «В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною («заратишася вятичи»), и пошел на них Владимир и победил их вторично». Вятичи сопротивлялись до 985 года, пока Владимир не совершил победоносный поход в Волжскую Булгарию и не понудил ее заключить с Киевской Русью «вечный мир», который подорвал сопротивление наших предков. А князь Владимир нашел еще один способ умиротворить вятичей. Он принял к себе на службу лучших воинов из числа наших предков и отправил их служить в крепости построенные на границах с печенегами: «И стал ставить города на Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города, так как была война с печенегами».
Вятичи продолжали сохранять автономию, платя Киеву дань и признавая верховенство власти князя в решение международных торговых вопросов. Свидетельством определенной самостоятельности во внутренних делах является то, что Владимир, раздавая своим сыновьям города, ни одному из них не передал города земли вятичей. Хотя города здесь были. Но были ли они известны киевскому князю и полностью подвластны ему? Получается, что земля наших предков по-прежнему оставалась закрытой и относительно самостоятельной.
После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) его сыновья поделили между собой русские земли и край вятичей, в том числе и будущий каширский край, отошел к Черниговскому уделу князя Святослава Ярославича. На Любецком съезде (1097 г.) все течение Оки было окончательно закреплено за родом князя Святослава – оно было передано его сыновьям Давиду и Ярославу, внукам Ярослава Мудрого. Подобная обширность владений, сосредоточенных в руках одного рода, нисколько не смущала остальных князей. Огромный лесной край, населенный свободолюбивыми вятичами, имел в их глазах малую цену.
Вятичи, попав под власть князей киевских, пытались сохранять автономию и окончательно стали частью Киевской Руси лишь в конце ХI века, самыми последними среди восточнославянских племен. Владимир Мономах в «Поучении детям» среди своих подвигов упоминает транзитные походы через земли вятичей, которые, хотя и являлись вотчиной Киева, все еще таили в себе большие опасности («Первое къ Ростову идохъ; сквозе Вятиче, посла мя отецъ»).
Два зимних похода против местного князя Ходоты и его сына (летом воевать в лесах вятичей было бесполезно) понадобилось Владимиру Мономаху в конце ХI века, чтобы окончательно покорить наших предков. Дружины Мономаха дошли до Кордно, но с трудом нашли и разгромили войско вятичей, скрывавшееся по лесам. («въ Вятичи ходихомъ по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходихъ первую зиму»).Только после этого земля вятичей окончательно становится частью Киевской Руси. Только после этого появляются первые упоминания городов вятичей в летописях. До этого они были им неведомы.
Самобытность вятичей выражалась не только в военно-политическом противостоянии Киеву. Дольше других восточнославянских племен они сохраняли языческие верования и исконный образ жизни, черты обособленного быта. Так, особый женский наряд с семилопастными височными кольцами (главный этнографический признак этого племени) сохраниться у них вплоть до XIV века, когда на Руси уже давно распадутся все старые племенные связи.
После крещения в князем Владимиром в 988 году Киева и Руси вятичи не скоро откажутся от язычества. При этом попытки киевлян принести веру в их земли наталкивались на жестокое сопротивление части наших предков. Показательна история монаха Киево-Печерского монастыря Кукши, который в первой трети XII века пришел в края вятичей с миссионерской целью. Он прославился великими чудесами во славу Христа - изгнанием бесов, осушением озера, низведением дождя во время засухи). По преданию Кукша сам был родом из вятичей.
Преподобный Кукша сумел крестить часть вятичей, в основном среди молодежи живущих в городках. Об этом свидетельствуют находки первых крестиков на вятичских городищах, в том числе и на месте Колтеска в Каширском крае.
Но большинство населения воспринимало проповеди Кукши враждебно. Чудеса свершенные им, не впечатляли вятичей. В итоге
[/quote
]http://tinyurl.com/hnj8c3r