Среднеазиатский капкан. Киргизия и др.
669,697 2,540
 

  DeC ( Профессионал )
26 мар 2016 00:11:00

Тред №1076354

новая дискуссия Дискуссия  99

Россия простила Узбекистану долг в размере $864 млн
25.03.2016 21:59



Государственная дума РФ ратифицировала межправительственное соглашение России и Узбекистана об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств по операциям бывшего СССР и кредитам 1992–1993 годов.

В рамках вечернего пленарного заседания в пятницу, 25 марта, Госдума рассмотрела и приняла закононопроект № 845845-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств". Межправительственное соглашение об урегулировании задолженности Узбекистана было подписано еще в 2014 г.

По данным на 1 ноября 2014 г., общий объем задолженности Узбекистана перед Россией (в качестве страны-правопреемницы СССР), составлял $889,3 млн, из них по основным выплатам – $500,6 млн, еще $388,7 млн приходилось на проценты по долгу.

В пояснительной записке (PDF) к законопроекту отмечается:

Цитата"Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств от 10 декабря 2014 г. (далее - Соглашение) предусматривается урегулирование всех имеющихся между Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 - 1993 годах.

Таким образом, подлежат урегулированию все взаимные финансовые претензии, вытекающие из перечисленных ниже многосторонних и двусторонних документов либо касающиеся указанных ниже вопросов двусторонних отношений:

Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 2 ноября 1992 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по техническим кредитам по итогам 1992 года и января - апреля 1993 г. в государственный кредит Правительству Республики Узбекистан от 19 мая 1993 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о государственном кредите на 1993 год от 21 мая 1993 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по техническим кредитам за 1993 год в государственный кредит Правительству Республики Узбекистан от 15 октября 1993 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реструктуризации задолженности Республики Узбекистан по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией, от 14 марта 1997 г.; вопросы раздела Алмазного фонда бывшего СССР;

вопросы возврата валютных средств юридических лиц - резидентов бывшего СССР, в настоящее время являющихся резидентами Республики Узбекистан, поступивших на их счета во Внешэкономбанке бывшего СССР до 1 января 1992 г.

Переговоры по урегулированию взаимных финансовых претензий и требований велись с 1998 года, начавшись практически сразу после того, как узбекская сторона в одностороннем порядке прекратила платежи в погашение задолженности, консолидированной в соответствии с Соглашением от 14 марта 1997 г. Более того, партнеры заявили об отказе признавать легитимность соглашений о технических кредитах и выдвинули встречные финансовые требования, связанные с распадом бывшего СССР. Речь шла об Алмазном фонде бывшего СССР и денежных средствах, принадлежавших юридическим лицам Республики и использованных наряду со средствами других советских предприятий для оплаты критического импорта.

По данным российской стороны, по состоянию на 1 ноября 2014 г. задолженность Республики Узбекистан составила 889,3 млн. долларов США, в том числе по основному долгу – 500,6 млн. долларов США, по процентам - 388,7 млн. долларов США. Вся задолженность просрочена.

В силу того, что в мае 1998 г. Парламентом Республики Узбекистан принято решение о нелегитимности межправительственных кредитных соглашений от 19 мая 1993 г. и от 15 октября 1993 г. и, как следствие, межправительственного соглашения от 14 марта 1997 г. о реструктуризации задолженности, Правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме 43,1 млн. долларов США по межправительственному соглашению от 21 мая 1993 г. В то же время объем встречных финансовых претензий, в частности по Алмазному фонду бывшего СССР, оценивался партнерами в 1–2 млрд. долларов США.

Соглашением предусматривается урегулирование взаимных финансовых требований и претензий сторон на следующих условиях:

1. Отказ российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992–1993 годах.

2. Осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в сумме 25 млн. долларов США; платеж осуществляется в течение 30 календарных дней с даты вступления Соглашения в силу единовременным денежным платежом в долларах США.

3. В случае неосуществления узбекской стороной платежа – объявление этой задолженности просроченной и начисление на нее штрафных процентов по ставке Libor + 3% годовых.

4. Самостоятельное урегулирование российской и узбекской сторонами претензий своих физических и (или) юридических лиц в случае предъявления ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике Узбекистан по урегулируемым Соглашением операциям.

Для обеих договаривающихся сторон подписание Соглашения явилось сложным компромиссом. Для официального Ташкента уступка заключается в фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам. Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому "внутреннему валютному долгу" бывшего СССР.

Важнейшей уступкой российской стороны является предоставление Республике значительного облегчения долгового бремени, составляющего 95% суммы основного долга. Вместе с тем сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы требований, например к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток задолженности используется для проведения операций "долг в обмен на помощь".



Заместитель Министра финансов РФ Сергей Сторчак, выступая в Госдуме, отметил:

Цитата"Подписанное соглашение будет способствовать установлению дополнительных возможностей для наращивания военного, экономического и политического сотрудничества России и Узбекистана".


Председатель Комитета Государственной думы по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил о том, что с подписанием и вступлением в силу данного соглашения снимаются многие вопросы, долгое время препятствовавшие нормализации финансовых отношений между Россией и Узбекистаном:

Цитата"Ратификация соглашения будет иметь серьезное политическое значение для развития двусторонних отношений. Узбекистан непростой для РФ партнер – это одна из стран бывшего СССР, где присутствие России весьма и весьма дозировано, а русскоязычное пространство сокращено до предела. Вместе с тем, в этом государстве проживает миллион наших соотечественников".


Источник
  • +0.15 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!