Тред №108428
новая дискуссия
Дискуссия
128
Опаснее, чем Иран
10.05 11:50 Ирина Петрова
Для жителей Ближнего Востока понятие "ядерная угроза" автоматически ассоциируется с Ираном. Особенно актуальна она для еврейского государства, которое лидеры Исламской республики не раз обещали стереть с лица земли. В Израиле давно обсуждают возможность уничтожения иранского ядерного реактора; новое руководство США надеется договориться с Тегераном мирным путем; умеренные силы в международном сообществе делают ставку на экономические и политические санкции. Однако по-настоящему можно рассчитывать лишь на здравый смысл иранского правительства, которое, при всей своей агрессивности, не может желать своему народу разрушительной и страшной войны, неминуемой после применения Тегераном ядерного оружия.
Здесь следует отметить, что, во-первых, атомной бомбы у Ирана пока еще нет, а во-вторых, речь идет о радикальном, но сильном режиме, которое жестко контролирует все сферы общественной жизни, особенно же сферу вооружения. Потому с Ираном, при всей одиозности его руководителей, все же реально говорить на языке политики. Примерно то же самое можно сказать и о Северной Корее, чьи ядерные испытания так пугают соседей.
Между тем, в мире существует исламское государство, уже обладающее ядерным оружием, но при этом слабое, раздираемое противоречиями, находящееся фактически в состоянии войны с экстремистскими формированиями на своей территории, - Пакистан. Опасность, исходящая от него, едва ли не больше иранской, но говорят о ней значительно меньше. Международные круги, и в первую очередь США, не знают, что делать с Пакистаном, и боятся в этом признаться. Заявления официальных представителей Белого дома варьируются от тревожных возгласов о "смертельной угрозе для мировой безопасности" до оптимистичных заверений, что положение стабильно. На самом деле никто не может точно сказать, что происходит в стране, не говоря уж о перспективах развития событий.
Боевики Талибана, которые до сих пор считали своей вотчиной пограничные с Афганистаном районы, теперь рвутся к столице и не скрывают своего стремления завладеть ядерными арсеналами. В этом нет ничего неожиданного - террористы давно охотятся за оружием массового поражения по всему миру. Усама бин Ладен не раз заявлял, что "обретение оружия для борьбы с неверными - священный долг каждого мусульманина". Однако практически во всех ядерных державах разработана сложная система безопасности и блокировки, охраняющая доступ к смертоносному арсеналу. Именно поэтому в начале 90-х талибам не удалось добраться до "русского атома", несмотря на развал СССР и помощь чеченских сепаратистов.
Эксперты отмечают, что создание таких систем требовало немалого времени и капиталовложений. У Пакистана не было ни того, ни другого и, возможно, страна даже не обладает достаточным научно-техническим потенциалом для защиты своих ядерных запасов. Более того, международное сообщество уже давно подозревает Пакистан в утечке ядерного сырья и технологий. Поводом для этого стал скандал вокруг "отца пакистанской бомбы" Абдула Кадир Хана, которого обвинили в контрабанде ядерных технологий. В 2003 году инспекторы МАГАТЭ обнаружили на иранских объектах центрифуги тех же конструкций, какие использовались в Пакистане. Кадир Хан – не единственный в стране ученый, имеющий доступ к ядерным секретам и симпатизирующий радикальному исламизму. В начале 2000-х годов здесь было арестовано несколько исследователей, причастных к ядерной программе и связанных с экстремистами. Сторонники Усамы бин Ладена пользуются в Пакистане немалой поддержкой и простых людей, и интеллигенции, и даже военных. Налеты американской авиации, в которых гибнут мирные жители, только укрепляют позиции Талибана.
После событий 11 сентября 2001 года правительство Пакистана, опасаясь террористических вылазок, разместило ядерные заряды на шести секретных объектах в разных районах страны. В настоящее время официальный Исламабад заверяет, что ядерный арсенал надежно охраняется, но неизвестно, как обстоит дело в реальности.
Исламистские формирования воюют с правительственными войсками в провинции Сват, недалеко от столицы Пакистана. В свое время власти пошли на уступки боевикам, разрешив им установить в провинции законы шариата, но это дало лишь короткую передышку. Угроза захвата Исламабада и перехода контроля над страной в руки экстремистов еще не актуальна, но вполне реальна. Правда, государство обладает армией в несколько раз более многочисленной, чем отряды террористов. Но на стороне последних – поддержка бедного и безработного мусульманского населения, которое не верит слабому коррумпированному правительству и мечтает о "справедливом царстве истинного ислама". Кроме того, пакистанские военные традиционно считают своим главным врагом Индию и неохотно отвлекаются на такие "мелочи", как война с талибами.
В Белом доме не понимают, как вести себя в такой ситуации. Объявив основной целью американской политики уничтожение "Аль-Каиды", а основным фронтом – Афганистан, Барак Обама не может не замечать тревожной ситуации в соседнем государстве, которое до сих пор официально считается первым союзником США в регионе. Невозможно выиграть войну в Афганистане, пока базы талибов размещены в северо-западных районах Пакистана. А уж если им в руки попадет атомная бомба – это будет очевидное поражение, которым воспользуются все антиамериканские силы мира. И уж конечно, надежда на обуздание Ирана и Северной Кореи будет потеряна.
Недавно в Белом доме прошли трехсторонние переговоры президентов США, Пакистана и Афганистана. Обама призвал своих коллег "разбить, сокрушить и демонтировать Аль-Каиду". Ради этой цели он готов оказать Исламабаду и Кабулу финансовую и военную поддержку. Конгрессу уже предложены программы, предусматривающие дополнительное финансирование войны в Афганистане и экономическую помощь Пакистану в размере 7,5 миллиарда долларов сроком на пять лет. Вашингтон обещает также строить в этих странах школы, госпитали, дороги.
Именно экономическая поддержка демократических институтов считается самым действенным средством борьбы с распространением исламизма. Вопрос, будет ли эта помощь использоваться по назначению и не запоздала ли она. Не исключено, что процессы, произошедшие в пакистанском обществе, уже необратимы, и переход власти в руки радикалов – дело времени. Правительство страны, стараясь не показать своей беспомощности, скрывает от мира всю правду. Возможно, американские деньги не только не помогут демократии, но и попадут в руки экстремистов, как это уже давно происходит в Палестинской автономии.
На днях советник по национальной безопасности США генерал Джеймс Джонс потребовал от Исламабада гарантий, что ядерный арсенал Пакистана недосягаем для боевиков. Дать такие гарантии пакистанское правительство может только на словах, но скорее всего, американцы этим удовлетворятся. Иного выхода нет: объявлять еще одну войну террору, на этот раз на территории Пакистана, Обама не решится. А то, что ядерный Талибан будет гораздо опаснее Ирана и неуязвим ни для каких санкций, понимают даже самые неисправимые оптимисты. Не в силах предотвратить эту угрозу, Запад прячет голову в песок и надеется, что проблема рассосется сама собой, хотя такие надежды еще никогда не сбывались.
Похоже штаты хотят позволить талибам получить ядерный арсенал.