Пить или НЕ пить - вот в чем вопрос!
45,315 232
 

  Status Quo ( Слушатель )
26 апр 2016 22:48:12

Тред №1088465

новая дискуссия Дискуссия  163

Добавим-ка интриги:
Миф о том, что славяне издавна пили.

Древние славяне не знали не только водки, но и вина. Они пили мёд, производство которого по масштабам не может сравниться с производством вина из винограда. Недаром «по усам текло, а в рот не попало». Сброжённый мёд из-за дороговизны был малодоступен и потому присутствовал на столах исключительно у князей и бояр. Крепость его сравнима с пивом (пиво, кстати, тоже бывало и тоже очень дорогое: тратить ячмень, выращенный в условиях рискованного земледелия, на алкоголь — огромная роскошь). Поэтому даже богатые имели мёд и пиво только по праздникам. Простые же люди могли прожить жизнь и так ничего "веселящего” и не попробовать (даже в XIX веке). 



У нас нет праздников, связанных с вином и питьём, хозяйственных ритуалов, нет богов вина и виноделия, каковых полно в странах европы. В сказках и былинах нет специфических сцен, связанных с пьянством, в исторических документах отсутствуют соответствующие статьи доходов или расходов. В «русской правде» и иных законах, как и в церковных поучениях тех лет, нет наказаний за пьянство и осуждений пьянства. Явный признак того, что данный порок был вообще неактуален. Вот в Риме, например, ограничений было много, так и пили там будь здоров. Имелись ограничения в греции, карфагене, индии, китае, египте. Это традиционные страны виноделия и пивоварения. Для россии спиртное — дорогой импортный товар, а покупать всегда предпочитали необходимое, а не роскошь. 

Поэтому, когда вся европа пила вино в пресловутые средние века, Русь была трезвой. Ситуация стала меняться только к XV веке, когда арабское изобретение - водка (алкохоль - слово арабское) через различных, прежде всего генуэзских, купцов стало проникать в западную Русь — княжество литовское. Напомним, что под властью литвы оказались ослабевшие от монгольских набегов нынешние украина и белоруссия. Княжество это сейчас либеральные историки мыслят как «европейскую альтернативу развития россии» в противоположность «азиатской альтернативе» - московии. Непонятно только, как эта «альтернатива» в середине XVI века влилась в польшу, стала её вассалом, исчезла как суверенное государство. 

Вместо того чтобы слушать домыслы либеральных историков, послушаем современника этого процесса упадка — Михайло Литвина, написавшего книгу на латинском языке об упадке нравов: «Силы москвитян значительно меньше литовских, но они превосходят литовцев деятельностью, умеренностью, воздержанием, храбростью и другими добродетелями, составляющими основу государственной силы. Московиты до такой степени воздерживаются от употребления пряностей, что даже при изготовлении пасхальных яств довольствуются следующими приправами: грязноватою солью, горчицею, чесноком, луком и другими плодами собственной земли; так поступают не только простолюдины, но и вельможи, даже сам великий князь, отнявший у нас много крепостей. Между тем, литовцы питаются дорогими иноземными яствами и пьют разнообразные вина, отчего происходят различные болезни. Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся ремесленниками, прилежно изготовляющими различные изделия; они снабжают нас деревянными чашками и посохами, также сёдлами, саблями, конскою сбруею и разного рода оружием, получая за эти предметы наше золото. Наши предки также избегали иноземных яств и напитков; трезвые и воздержанные, они полагали свою славу в военном деле, все удовольствие в оружии, конях, большом количестве слуг и вообще во всем, что проявляло твердость и храбрость, необходимые для ведения войны. Они не только отражали нападения соседних народов, но раздвинули свои пределы от одного моря до другого, и враги называли их "храбрая литва”. Сейчас в городах литовских самые многочисленные заводы — это броварни и винницы. Литовцы возят с собой пиво и водку в военные походы и даже тогда, когда съезжаются, чтобы присутствовать на богослужении. Они так привыкают к этим напиткам дома, что если во время похода случится пить воду, они, вследствие непривычки, гибнут от поноса и дизентерии. Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою учёных медведей под звуки волынки. День у нас начинается питьём водки, ещё лежа на кровати кричат: «вина, вина!» и затем пьют этот яд мужчины, женщины и юноши на улицах, на площадях, даже на дорогах; омрачённые напитком, они не способны ни к какому занятию и могут только спать». 

Действительно, демократия и европейская альтернатива! Именно в это время Лютер говорил, что германия зачумлена пьянством, а в Лондоне пастор Уильям Кент разводил руками по поводу своих прихожан: смертельно пьяны! 

В россии спиртные напитки продавались только иностранцам. Русским «за исключением нескольких дней в году пить было просто запрещено», — отмечал современник С. Герберштейн. Производить хмельные напитки также было запрещено: все пойло, что казна покупала на внешнем рынке, иностранцам, жившим в россии, и спаивалось. Ну разве что чуток перепадало и нашим горожанам в корчмах в особые дни. 

В XVI веке были отменены корчмы и открыт «царёв кабак». Заметим, единственный! В кабаке, в отличие от корчмы, не было закуски, туда допускались простые мещане и крестьяне, а не только дворяне и иностранцы. К тому же, кабак отдавался на откуп, то есть царь распрощался с монополией. Водка продавалась на розлив. Навынос можно было брать только ведро, а это мог позволить себе только очень богатый дворянин или иностранец. 

В России действовала многослойная система, противостоящая выпиванию: 
- суровая природа, не способствующая производству алкоголя и делающая его дорогим. 
- требования аскетичной трудовой морали, которая опять же диктовалась суровой природой. 
- государственный контроль за потреблением и оборотом алкоголя. 
- осуждение со стороны «мира», крестьянской общины. Индивидуальных хозяйств в россии не было, а значит, попытка любого мужика «злоупотреблять» сразу же пресекалась «всем миром». Пить могли только беглые, откупные, казаки, ушедшие на заработки, помещики и горожане. А это все вместе составляло не более 7 % населения. Чуть больше процент «свободных» был на окраинах, например в сибири. Именно поэтому там возникли первые антиалкогольные волнения. 

Иное дело, например, в Речи Посполитой, куда вошли Украина и Белоруссия. Панов (шляхты) было аж 15 % населения (в России дворянское сословие составляло 2 %). Немало имелось и управляющих под всеми этими панами. В диком поле, на правобережье Днепра, расцветала казачья вольница. Вот где было место пьянству! В короткий срок Украина стала чуть ли не всеевропейским производителем горилки. Не облагаемая налогами, делающаяся из всего чего угодно, она шла на столы многочисленной шляхты и разбойников. Гетманы наживали состояния на бизнесе. Например, Мазепа «крышевал» алкопотоки. К тому времени рынок спиртного появился и в России. 

Царь Пётр I, сам большой поклонник выпивки (фанатик европейских обычаев и образа жизни) насаждал пьянство. Он пристрастился к зелью в немецкой слободе, где жил подростком. А. Олеарий, посетивший Москву в те времена, писал: «Иноземцы более московитов занимались выпивками? чтобы они дурным примером не заразили русских, всей пьяной братии пришлось жить за рекой». Естественно! В «цивилизованной» Англии в это время, по свидетельству Бартона, «непьющий не считался джентльменом». Можно долго вспоминать безобразные попойки Петра I, но даже он, осознав вред алкоголизма, издал указ о том, чтобы пьяницам вешали вериги на шею. 

Остальное  - по ссылке.
Копию, пожалуй, в укроветку закину.

PPS. От себя добавлю: мой дед по материнской линии, из староверской семьи, рассказывал, что у них в общине, женщинам алкоголь был запрещен категорически и на всю жизнь, а мужикам не разрешали выпивать до 30 лет. Считалось, что пока не отстроит дом, не нарожает с 10 детишек баловаться выпивкой не положено. Очень правильный подход, на мой взгляд. По себе помню - до 30 лет всегда с бухлом проблемы были, которые ушли где-то только после 33х. 
Отредактировано: Status Quo - 26 апр 2016 23:10:37
  • +0.04 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!