В Стамбуле создали «Маленькую Армению» В Стамбуле есть район Кумкапы, который иногда называют «Маленькой Арменией». В этом квартале будто оказываешься в Баку 30-летней давности: все здесь, как в Арменикенде и на знаменитых бакинских Завокзальных улицах. В стамбульском «Арменикенде» так же живут армяне, перебравшиеся сюда с родины, главным образом, нелегальные мигранты. Прибыли они в Турцию ради заработка и сытой жизни.Здесь же располагаются Армянская патриархия Стамбула, церкви Сурб Авствацацин, Сурб Арутюн и Сурб Ованнес.
Узнав, что я азербайджанский журналист, здешние обитатели поначалу стали коситься на меня с подозрением, но мало-помалу разговорились. Первая же встреченная мной армянка - Наири Месропова - оказалась жительницей Ханкенди. Она долго отнекивалась, не желая вступать в беседу, но после моих настоятельных просьб все же ответила на несколько вопросов, а вот фотографироваться категорически отказалась.
Женщина сходу принялась возмущаться новыми военными действиями в Карабахе. Само собой, что во всем она обвиняла Азербайджан, «который опять начал войну, как будто ему мало было ужасов первой карабахской войны». Мой аргумент, что изначально все эти «ужасы» затеяла Армения и что земли-то азербайджанские, Наири с пеной у рта начала доказывать, что еще в советские времена Степанакерт был ближе Армении, а не Азербайджану.
«Ну а в последние 25 лет мы вообще никакого отношения к Азербайджану не имели, и разве непонятно, что мы больше не сможем жить в одном государстве?» - утверждала она.
Зато на резонный вопрос, почему же она тогда живет в Турции, карабахская армянка гордо заявила, что она здесь уже более четырех лет, работает портнихой, и пока ей здесь неплохо.
«Знаете, мы практически не выходим из Кумкапы, а здесь мы как на своей родине. Не зря же это место называют маленькой Арменией. Я здесь хорошо зарабатываю, помогаю родственникам в Нагорном Карабахе и содержу свою семью. Нам не нужна война, мы хотим спокойно жить. Ведь и с вашей, и с нашей стороны гибнут молодые ребята, а их утрата - такое горе для родителей», - вздохнула Наири, а потом заверила, что сама она далека от политики.
Хасан Курт, армянский мусульманин
В Стамбуле редко встретишь лавку, где продают свинину, но в районе Кумкапы таких ларьков несколько. Мясник Месроп из Раздана рассказал, что им каждые три дня привозят свинину из Армении.
«Мы здесь работаем, кормим семью. Конечно, последние события в Карабахе нас очень расстроили, ведь там наши родные. Азербайджан продолжает их обстреливать, каждый день мы по интернету читаем о погибших армянах. Мы не хотим войны, нам нужен мир. В Карабахе веками жили армяне, и мы не хотим, чтобы вы их уничтожали», - не удержался от упреков и мясник.
На мои доводы о том, что азербайджанская армия не воюет с мирными жителями, он стал жаловаться, что в первую карабахскую войну Азербайджан постоянно обстреливал мирных жителей.
«Моя родня в Мартуни полгода не выходила из подвалов. Мы – армяне и азербайджанцы – соседи, и не должны воевать, но, к несчастью, война в Карабахе не стихает», - печалится Месроп.
Владелец ресторана армянский мусульманин (амшенец) Хасан Курт, напротив, поддерживает Азербайджан. «Карабах – азербайджанская земля, и ваша страна вправе отстаивать свою территорию. Однако Азербайджан должен дать армянам спокойно жить на своей земле. Ведь в Турции мы живем нормально. Нас, армян, здесь 70 тысяч, и никто из турок слова не скажет, мол, чего сюда притащились», - разглагольствовал армянин Хасан.
Когда я ему сказал, что армяне не захватывали турецких земель, и, более того, в Азербайджане даже сейчас спокойно проживают 30 тысяч армян и никто их не трогает, он очень удивился, признавшись, что не знал об этом.
Ресторатор Хасан познакомил меня еще с одним армянином из Нагорного Карабаха – Валерием Григоряном, говорившим на чистейшем русском языке. Прежде всего меня заинтересовало, живет ли он в Стамбуле как гражданин Азербайджана или как подданный Армении.
«В Нагорном Карабахе никто не брал гражданство Азербайджана, мы с 1988 года к Азербайджану не имеем никакого отношения. И армяне с территории Нагорного Карабаха никуда не уедут», - с пафосом произнес Валерий. И так же нелогично, как и Наири, на мой вопрос, что же он в таком случае делает в Турции, поведал, что у него в Стамбуле бакалейный магазин. «Но я здесь долго не задержусь, перееду к брату в Канаду. Мне нужно собрать деньги на жилье там».
Увидев в магазинчике Григоряна сигареты, полюбопытствовал, откуда контрабанда, не из Армении ли часом… «Что поделать, семью надо кормить. Кроме того, в Кумкапы в основном армяне, и они-то и покупают армянские товары», - объяснил Валерий.
В чем-то ущемленным он себя в Турции тоже не чувствует, но считает, что «армянам все же лучше не жить здесь, потому что есть такие турки, которые очень презрительно смотрят на них».
«Нас то и дело спрашивают: действительно ли был геноцид? А местные турки в ответ, что была война и много турок тоже погибло. А что касается азербайджанцев, то у меня нет неприязни ни к одному народу. Есть хорошие и плохие люди. Война - это ужасно, нам нужно договариваться. Но поймите одно: в Карабахе выросло целое поколение, которое не сможет жить в Азербайджане. Поэтому все очень сложно», - размышлял бакалейщик Григорян.
Пришлось объяснять ему, что, в отличие от Карабаха, армяне никогда не жили в Агдаме, Физули, Кельбаджаре, но все же эти земли оккупировали. Как у истинного армянина, у Валерия и на это нашелся ответ: «Это наша гарантия безопасности. Как только получим независимость Карабаха, тут же все эти районы покинем. Не нужны нам эти земли», - скороговоркой пробормотал торговец и, извинившись, что ему нужно работать, а не о политике болтать, убежал.
А вот еще одна армянка - Салиме Мунакян едва не набросилась на меня с кулаками. «Зачем ты сюда пришел? – кричала она и по-армянски, и на ломаном турецком. - Что ты хочешь о нас узнать? Мы и так убежали сюда от войны и бедности и не занимаемся политикой».
Мигранты в Кумкапы в основном прибывают автобусами. 36 часов дороги обходным путем через Грузию обходятся, туда и обратно, в 100 долларов – не сравнить с авиабилетом, который стоит 750.
Почему же все-таки Турция? Многие выбирают ее потому, что сюда попасть легче, чем в Россию или Украину. Для въезда нужна лишь туристическая виза, которую можно приобрести на границе за 15 долларов. Вообще создалось впечатление, что армяне живут в Кумкапы абсолютно автономно, и турецкие власти практически не вмешиваются в их дела. У части нынешних стамбульских армян проблемы с паспортом, и у кого-то из них нет права на работу. Однако возможности заработать на хлеб насущный, что является единственной целью их приезда в Турцию, они всегда находят.
В Стамбуле своим соотечественникам очень помогает здешняя Армянская патриархия, но наши попытки поговорить с ее архиепископом Арамом Атешяном не увенчались успехом. Его секретарь твердо отвечал, что его священство интервью не дает.
Посетив Кумкапы, я еще раз убедился, что армяне, будь они в США, России или Турции, как бы им там благополучно ни жилось, свою абсурдную идею о «миацуме» и «геноциде» никогда не оставят, хоть она и принесла уже и им, и другим народам неисчислимые беды…