Кстати, материал бывшего начальника ГАБТУ
Для обеспечения высокой боевой эффективности танковых подразделений и частей в современной войне Главным управлением сформулированы технические требования к современному, перспективному танку. Реализация этих требований обеспечит возможность его функционирования в единой автоматизированной системе управления войсками. Многоканальный прицельный комплекс с большой разрешающей способностью обеспечит высокую вероятность обнаружения, опознавания и поражения танкоопасных целей в условиях ограниченной оптической видимости. Автоматизированные рабочие места экипажа танка на базе ЭВМ нового поколения, обеспечат автоматический сбор и хранение информации о местоположении танков своего подразделения, наличии у них боеприпасов, топлива, исправности систем и агрегатов, разведанных целях, а также обеспечат дистанционное управление движением и огнем, передачу приказов и распоряжений вышестоящего звена, отображение положения танков подразделения на электронной топографической карте в реальном масштабе времени.
Высокая техническая оснащенность перспективного танка современными средствами связи, аппаратурой передачи данных нового поколения и мощным вычислительным комплексом является основой для создания высокоэффективной автоматизированной системой управления (АСУ) танковым подразделением. По различным оценкам, АСУ батальонного уровня позволяют до 7 раз сократить длительность цикла управления подразделениями, увеличить в 1,5 раза количество решаемых подразделениями огневых задач, в 2-3 раза уменьшить безвозвратные потери БТВТ.
На базе перспективного танка разрабатывается семейство типовых унифицированных бронированных гусеничных шасси под монтаж вооружения и специального оборудования, обеспечивающих создание гусеничных машин различного назначения для всех видов и родов ВС РФ, что будет способствовать существенному повышению эффективности системы вооружения СВ.
По мнению ГАБТУ, более эффективное решение задач по созданию унифицированного шасси под монтаж ВВТ в интересах СВ может осуществляться в рамках ассигнований, выделяемых целевым назначением с привлечением средств всех заинтересованных заказывающих управлений и ведомств.
В дальнейшем в качестве перспективных направлений развития основных боевых свойств танков следует считать совершенствование огневой мощи, защищенности и подвижности.
По совершенствованию огневой мощи:
1. Увеличение бронепробиваемости. Необходимо применение пушки и боеприпасов повышенного могущества и разработка перспективной электромагнитной пушки.
2. Повышение эффективности борьбы с малоразмерными целями (установка малокалиберной автоматической пушки).
3. Сокращение времени подготовки первого выстрела (сокращение времени поиска и опознавания целей за счет применения пяти и более автоматизированных многоспектральных каналов получения информации; а также сокращение времени производства расчетов исходных данных для стрельбы).
4. Уменьшение времени на поиск и разведку целей (установка РЛС и панорамического прицела; применение автомата поиска и сопровождения целей; автоматическая разведка и перераспределение целей; полная возможность дублирования управления огнем между членами экипажа).
5. Автоматизация действий членов экипажа (применение локальной вычислительной сети с автоматизацией 2-го порядка, обеспечивающей решение задач интеллектуального уровня).
Все это позволит увеличить относительные показатели по огневой мощи перспективных образцов по сравнению с современными серийными, российскими танками более чем в 2,5 раза.
По повышению защищенности:
1. Комплексная защита (совершенствование схем броневой и динамической защиты; разработка комплексов оптико-электронного подавления систем наведения высокоточного оружия; создание комплексов активной защиты; разработка электромагнитной защиты для обеспечения дистанционного подрыва мин и высокоточных средств поражения; разработка электродинамической защиты для разрушения средств поражения электрическим разрядом большой мощности при внедрении его в защиту образца; повышение противоминной стойкости; установка решетчатых экранов для защиты бортов и кормы корпуса и башни от РПГ; создание средств защиты головы и туловища членов экипажа от пуль и осколков).
2. Взрывобезопасность (проработка конструктивно-компоновочных мероприятий по размещению экипажа, боеприпасов и топлива в изолированных отсеках; установка топливных баков с наполнителем и самозатягивающимся покрытием для снижения вероятности взрыва паров топлива; разработка устройств экстренного тушения горящих боеприпасов).
3. Пожаробезопасность (создание быстродействующей системы ППО с применением новых пожаротушащих составов и обеспечением ее работоспособности при повреждении бортовой сети; применение огнезащитных покрытий для исключения прямого воздействия пламени на топливную систему, систему смазки, сгораемые гильзы боеприпасов; размещение пожароопасных агрегатов вне забронированного объема).
4. Снижение заметности (применение аэрозольных завес и деформирующего окрашивания для снижения вероятности обнаружения в оптическом диапазоне; применение радиопоглощающих материалов и доработка архитектуры изделий для снижения вероятности обнаружения в радиолокационном диапазоне; применение теплоизолирующих экранов и покрытий, уменьшение температуры выхлопных газов двигателей для снижения вероятности обнаружения в тепловом диапазоне).
5. Противорадиационная защита (применение средств локальной и индивидуальной защиты экипажа; разработка компоновочных мероприятий с учетом рационального размещения внутреннего оборудования с целью экранирования экипажа от воздействия радиации; применение медицинских препаратов для снижения последствий воздействия радиации на организм человека).
Это позволит добиться прироста относительных показателей по защищенности перспективных машин более чем на 30 проц., а к 2025 году позволит увеличить их в два с половиной раза.
По улучшению показателей подвижности:
1. Повышение удельной мощности силовых установок (установка двигателя мощностью 1500 л.с. и выше и применение новейших материалов и компоновочных решений для снижения массы образца).
2. Снижение потерь мощности трансмиссии (применение гидромеханической трансмиссии с ГОП и разработка электромеханической трансмиссии).
3. Установка информационно-управляющей системы водителя позволит: осуществлять автоматическое переключение передач в зависимости от фактической загрузки двигателя; осуществлять автоматическое управление поворотом (реализовать принцип «беззаносного» поворота); автоматически управлять режимами прогрева и запуска двигателя
от различных источников энергии; производить полный самоконтроль узлов и агрегатов моторно-трансмиссионной установки.
4. Увеличение параметров сцепления и амортизации (применение новой гусеницы с асфальтоходными башмаками; увеличение динамического хода катков; разработка управляемой подвески).
Это позволит увеличить относительные показатели подвижности разрабатываемых объектов БТВТ более чем на треть, а в перспективе добиться их увеличения в два раза.
Особо следует отметить значение фундаментально-поисковых исследований, направленных на поиск неординарных технических решений, результаты которых позволят осуществить революционный прорыв в области танкостроения и обеспечить качественный и количественный прирост боевых возможностей боевых машин будущего.
К таким работам следует отнести исследования в области разработки электрических трансмиссий для боевых машин большой массы, молекулярных накопителей энергии, нетрадиционных видов вооружения, создания композитных материалов и др. По имеющейся у нас информации, подобные разработки активно проводятся также в ведущих танкостроительных державах.
Низкая степень комплексирования средств управления на образцах отечественных БТВТ, недостаточная оптимизации работы в этом плане командиров и операторов привела к снижению потенциальной эффективности боевого применения объектов в целом из-за повышения напряженности работы экипажей, их информационной перегрузки в ходе боевого применения БТВТ.
По убеждению отечественных и зарубежных специалистов, обеспечение качественного роста боевых возможностей образцов БТВТ должно быть связано с оснащением их информационно-управляющими системами (МУС). Оснащение образцов БТВТ интегрированными МУС даст существенный скачок в повышении боевой эффективности в 1,5-2,0 раза. Это подтверждают результаты реализации этого направления в современных зарубежных танках «Абрамс» М1А2 (США) и «Леклерк» (Франция).
Мы видим следующие основные направления практической работы в этом плане:
1. Автоматизация боевых и рабочих процессов. Она включает: автоматизацию управления двигателем, движением, защитой; автоматизацию обнаружения, распознавания и сопровождения целей; автоматизированные рабочие места командиров и членов экипажей.
2. Повышение информативности работы командиров и экипажей. Это возможно за счет установки панорамических комплексированных приборов наблюдения и прицеливания; установки автоматизированной цифровой системы связи и передачи данных; использование электронных карт местности и спутниковых навигационных систем.
3. Улучшение взаимодействия. Для этого необходимо: применение аппаратуры опознавания «свой-чужой»; автоматический сбор информации о своих силах и средствах и автоматизированное целераспределение и выдача целеуказаний.
4. Повышение уровня эффективности управления. Оно достигается путем повышения качества принятия решений за счет аппаратно-программной поддержки.
Учитывая необходимость вложения больших финансовых средств для обеспечения технического и технологического прорыва в указанных направлениях. Главное управление считает целесообразным разработку наиболее сложных в техническом отношении комплектующих перспективных боевых машин, требующих глубокой технологической подготовки производства, проводить в рамках комплексных НИОКР с привлечением целевых средств или долевого участия заинтересованных ведомств и организаций.
http://www.otvaga200…moured.htm