Большой передел мира
246,981,886 500,465
 

  Алексей Котов ( Слушатель )
01 июн 2016 10:17:05

Марксизм и «цивилизация денег»

новая дискуссия Дискуссия  600

Марксизм и «цивилизация денег»



Современный  мировой экономический и политический уклад напоминает уклад Древнего Рима. Разница лишь в том, что древних рабов заменили современными потребителями. Системный кризис капитализма повышает перспективный интерес общества к марксизму.

Марксизм в России был сброшен со своего пьедестала в августе 1991 года, однако это никак не отменило марксистские догмы. На фоне прорвавшихся к рычагам экономического управления псевдотехнократов с легким багажом вульгарного неолиберализма, "старинное учение" Карла Маркса выглядит как Гулливер в стране лилипутов.



Маркс утверждал, что общество развивается по схеме базиса и надстройки. Базис - это форма экономических отношений по поводу производства и обмена продуктов трудовой деятельности. Надстройка - это производная часть, которая выражается в предметном содержании идеологии, политики, права, морали, религии и культуры. Человеческие формации по Марксу развивались исключительно вследствие изменения производственных отношений, "производительные силы" меняли базис, а базис менял надстройку. Маркс, как известно, очень резко нападал на религию, которая, по его мнению, лишь представляет продукт развития определенного типа производственных отношений. Именно человек создавал религию, а не она его - таков был его тезис. Капитализм, который тоже критиковал Маркс, считался им более прогрессивной формой общественно-производственных отношений, чем феодализм.

Известный специалист по экономической теории развития общества Валентин Катасонов считает, что различные исторические социально-экономические формации не являлись абсолютно чистыми формами, а сочетали в себе признаки различных видов. По его мнению, современный "развитый мир" и Древний Рим имеют много общего. В частности, в качестве их общего базиса можно считать "цивилизацию денег". Однако, насколько современная цивилизация является прогрессивнее для человека, чем древнеримская – вопрос дискуссионный. Известный исследователь  придерживается того мнения, что в древнеримском рабстве и современном "развитом капитализме" есть весьма сходные качества.

Капитализм, (слово, которое Карл Маркс употреблял довольно редко, предпочитая словосочетание «буржуазный строй»), характеризуется рядом моментов. Во-первых, это отчуждение номинально свободного работника от средств производства. Во-вторых, это превращение свободного работника в работника по найму. В-третьих, это эксплуатация владельцем средств производства нанятых работников. В-четвертых, это эксплуатация "наемников" для получения "прибавочной стоимости". Валентин Катасонов полагает, что к этим тезисам нужно добавить пятый, который вульгарно звучит как "наличие развитого рынка", без которого капитализм принципиально невозможен. Поскольку главная цель капиталистического общества – накопление денег, развитый рынок необходим как средство превращения деятельности в конкретные результаты единые для всей системы.

Древний Рим похож на современный капитализм тем, что в его основе также была "рыночная экономика". И речь здесь идет не о древнем городе, а обо всей цивилизации. В центре этой цивилизации - приращение денег и использование рабов. Более двух тысяч лет назад в Европе уже существовали такие термины как «прибыль», «рынок», «капитал» и «наемный труд».  Капитализм и рабовладение составляли единое целое, а целью деятельности древних "рабовладельческих капиталистов" было накопление. В более поздней форме древний "капитализм" был не столько промышленным, сколько торговым. Стремление к быстрому богатству, потреблению и удовольствиям было реальной идеологией. Как следствие процветала ростовщическая деятельность.

В "развитом" древнеримском обществе показателем успеха была степень роскоши, а целью - желание казаться в глазах таких же. Деньги постепенно поработили сознание римских граждан, а оборотам денег служили все увеличивавшиеся масштабы даже такой экономики, как "экономика азартных игр и проституции". Между тем, в рабах числились уже не только военнопленные или рабочие рудников, но и повара, учителя, врачи, актеры, музыканты и даже философы. Причем, как отмечают исследователи, рабы в смысле своих устремлений совершенно не отличались от рабовладельцев. Кроме богатых патрициев и "среднего класса" свободных, а также их рабов, в римском обществе существовал еще один класс - небогатых плебеев. Именно они зарабатывали себе на жизнь исключительно своим трудом, часто как ремесленники или торговцы.

Как и в современный "развитый капитализм", древнеримское хозяйство черпало дешевые трудовые ресурсы из других стран и сопредельных территорий. Кроме того, современное западное общество сходится с Древним Римом по ряду иных признаков. Так, именно военный стимул используется сейчас для поддержания в нужном тонусе общества потребления.  При этом само общество все больше и больше имеет признаки паразитарного. Зависимые территории имели разный статус "взимания дани" для военно-политической поддержки Рима. Местные военные ополчения, которые содержались за счет провинций, зачастую использовались за пределами своих границ в "общеримских интересах". Это было своего рода данью вооруженной силой. Чем-то это напоминает современное партнерство разных стран в рамках НАТО. В древнем государстве действовал институт частных откупщиков, где кандидаты вносили требуемую сумму налога в казну, после чего провинция поступала в их полное распоряжение для "возвращения затраченного".



Повторимся, важной особенностью Древнего Рима как "мирового государства", было ростовщичество. По форме это напоминает вариант все той же современной банковской эксплуатации. Некоторые исследователи прямо называли Рим обществом "ростовщического капитализма". Здесь-то и проявилась роль "всадников" - финансовой олигархии того времени с имущественным цензом. Между тем, высокопоставленный сановник древнего Рима жил не за счет жалования, а за счет "откупа" с территории. Периодически соискатели, окруженные толпой клиентов, приобретали голоса, а люмпен-пролетарии - вознаграждение за "правильный выбор".  Получив территорию в управление, администраторы состязались в умении выжать для себя и «своей команды» предельный максимум.

Судебная система также работала "за плату". В частности, нормой был выкуп заключенных под крупные залоги. "Римская демократия", между тем, на деле означала лишь господство денег в политике. Экономика Рима держалась на двух базовых составляющих - военной машине и налогах, выжимаемых в провинциях.

Концентрация капитала сопровождалась повышением уровня урбанизации, люмпенизацией большинства и притоком "некоренной" рабской рабочей силы. Древнеримский "ростовщический капитализм" крайне поляризовал общество, и когда оно достигло предела, а олигархии стало тесно - начались гражданские войны "за имущество". Деньги, подмявшие здравый смысл и разделив общество лишь на два фактических класса - хозяев и рабов, привели ситуацию к закономерной катастрофе. Общую ситуацию того времени характеризуют восстания рабов и варваризация метрополии, дворцовые перевороты с убийствами за деньги и борьба олигархов за прибыльные территории и бизнесы.

Древнеримское общество искало выход из ситуации своей деградации за счет административных реформ (превращение в империю) и христианства. Христианство можно считать вариантом социализации развитого общества того времени. Своего рода революцией сверху. Указанные пути выхода из тупика поначалу обнадеживали, однако они не смогли спасти древнеримское "мировое государство" от системной катастрофы. И в этом смысле древние христиане были абсолютно правы, ожидая конца света для своего времени.

Современное развитое капиталистическое общество в принципе движется в похожем направлении. Разница лишь в масштабе охвата территорий, общем количестве задействованных жителей и степени развития технологий по сравнению с периодом заката Римской империи.  Люди накопили исторические знания, но принципиально не изменились. Все та же жажда денег и удовольствий, все те же варвары на границах. И стареющее или вымирающее коренное население. Таким образом, в условиях кризиса и дальнейшего вырождения капиталистического общества, марксизм имеет шансы получить второе дыхание.
  • +1.93 / 25
  • АУ
ОТВЕТЫ (15)
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
01 июн 2016 10:30:38
Раз уж помянут Касатонов и "Денежная цивилизация", то стоит 
привести что является её основными признаками 



Перечислим некоторые ключевые социально­экономические и политические признаки «денежной цивилизации», скрывающейся за невнятным (ибезграмотным) термином «рыночная экономика».
1. Трансформация общества в «денежную цивилизацию» привела к «смерти» настоящей («естественной») экономики, понимаемой как производственная деятельность, преследующая цель удовлетворения естественных потребностей человека.

2. «Рыночная экономика» нацелена не на производство товаров и услуг, удовлетворяющих естественные потребности человека, а на перераспределение существующего богатства в пользу одной части общества за счет другой его части.
3. Если в «рыночной экономике» и имеет место производство, то главной его целью является не удовлетворение естественных потребностей человека, а перераспределение существующего богатства.
4. Следствием сказанного в п. 2 и п. 3 является закон «рыночной экономики»: «Если у одних членов общества что­то прибыло, то у остальных
членов общества столько же убыло».
5. В длительной перспективе происходит убывание совокупного богатства всего общества. 
Во­первых, потому, что значительная часть общества занята преимущественно перераспределением и потреблением, но не производством; во­вторых, потому, что значительная часть существующего так называемого «производства» не только не увеличивает богатство общества, но, наоборот, его еще больше подрывает (истощение ресурсов в результате их хищнического использования, загрязнение окружающей среды и т.п.);
в­третьих, потому, что значительная часть продукции предназначена не для удовлетворения жизненно важных потребностей, а для удовлетворения потребностей противоестественных и порочных (например, наркотики); такая продукция не может включаться в состав богатства общества.
6. Основной формой перераспределения богатства является «прибыль», которая выступает критерием эффективности и основным показателем деятельности капиталистических предприятий.
7. Прибыль получается в результате неэквивалентного обмена; такой обмен может быть обеспечен с помощью двух способов: 
а) силы; 
б) обмана;
соответственно любая прибыль незаконна, так как ее получение сопряжено с нарушением важнейших религиозных заповедей и нравственных норм.
8. Эффективность силы как способа неэквивалентного обмена в значительной мере зависит от духовно­психологического состояния тех, на кого направлена сила (а чаще – угроза применения силы); именно поэтому те, кто делает ставку на силу как средство получения прибыли, добиваются максимальной деморализации общества.
9. Эффективность обмана как способа неэквивалентного обмена напрямую зависит от умственных способностей тех, на кого направлен обман; в силу этого люди, использующие данный способ получения прибыли, предпринимают меры по максимальному понижению умственного уровня общества.
10. По указанной выше причине те, кто стремится получать прибыль, будут делать все возможное, чтобы народ не узнал, что такое на самом деле «денежная цивилизация» (она же – «рыночная экономика»).
11. Наибольшей способностью получать прибыль обладают ростовщики, т.е. те, кто занимается торговлей деньгами. Их особые позиции в современном обществе также обусловлены тем, что они получили право создавать деньги.
12. В силу такой способности все богатство постепенно сосредотачивается в руках ростовщиков; соответственно, происходит «относительное и
абсолютное обнищание» подавляющей части общества1; в силу указанного выше сосредоточения богатства ростовщики приобретают неограниченную власть над человечеством.
13. Развитие «денежной цивилизации» создает угрозу существованию всего человечества (включая самих ростовщиков).
К сожалению, ни одного из перечисленных выше тезисов уважаемый читатель не найдет на страницах современных учебников по экономике, финансам, обществоведению, политологии и другим общественным дисциплинам. И понятно почему: если каждый студент уяснит истинную сущность «рыночной экономики», то в дальнейшем ростовщикам и прочим капиталистам обеспечивать неэквивалентный обмен с помощью силы и обмана будет крайне сложно. Ключевыми понятиями любого учебника по экономике являются: «прибыль», «капитал» (собственность, приносящая прибыль), «процент» (прибыль, получаемая от использования денежного капитала), «кредит» (предоставление денег или иного имущества на возвратной основе с целью получения процента) и т.п. В XIX веке французский социалист П. Ж. Прудонизрек очень броскую фразу «любая собственность – кража».
До сих пор не утихают споры: прав ли он был или нет. Но фразу эту можно переиначить и сказать: «любая прибыль – кража». Такой вывод очевиден и бесспорен. Соответственно кражей также оказываются «капитал» и «процент», а важнейшим инструментом этой кражи – «кредит». При таком понимании ключевых экономических категорий «денежная цивилизация» приобретает весьма неприглядный вид. Этого и боятся ростовщики, и они «будут делать все возможное, чтобы народ не узнал, что такое на самом деле “денежная цивилизация”» (десятый признак).
  • +0.92 / 16
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
01 июн 2016 10:43:49
Сообщение удалено
Стекловата
01 июн 2016 11:45:39
Отредактировано: Стекловата - 01 июн 2016 11:45:39

  • +0.00
 
 
  nekto_mamomot ( Специалист )
01 июн 2016 23:44:13
Сообщение удалено

02 июн 2016 03:45:39

  • +0.29
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
02 июн 2016 00:11:39
Сообщение удалено

02 июн 2016 04:15:39

  • -0.02
 
 
 
 
  rat1111 ( Профессионал )
02 июн 2016 00:33:16

дык еще большая бредятина выходит....
  • +0.40 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
02 июн 2016 00:50:37

Да, если смотреть с точки зрения гарвардских мальчиков в коротких штанишках.
  • -0.24 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Профессионал )
02 июн 2016 01:15:48

для начала дайте определения выражение "рыночная экономика". Потом наложите на это определение, скажем, рабовладельческое или феодальное общество. Подходит? А первобытнообщинное с меновой торговлей? Тоже? Т.е. все произведенное в мире - нам от обезъян в наследство осталось?
  • +0.87 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
02 июн 2016 01:25:44

Не подходит.
Современное толкование либерального рынка подразумевает определённый уровень развития общества, в который не вписывается ни рабовладельческий строй, не феодальный, ни абсолютная монархия, сиречь самодержавие.
  • -0.41 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Профессионал )
02 июн 2016 11:52:37

Дык я вас как раз и попросил привести это "толкование". Не?
  • +0.68 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
02 июн 2016 12:00:56

Вы больше про обезьян и бред,
я про цель бизнеса.
  • -0.36 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Профессионал )
02 июн 2016 12:59:35

Т.е. определения что такое "рыночная экономика" у вас нет и каждый может трактовать это словосочетание так как хочет.
Тогда о чем мы говорим?
  • +0.96 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
02 июн 2016 13:29:16

О том что если "цель бизнеса, получение прибыли", тупо говоря бабло, то эта цель универсальная кража или грабёж, 
в этом Касатонов прав, 
ведь не зря в западном обществе додумались обкладывать налогом антисоциальные, преступные деяния, приравнивая их к бизнесу,
и это наглядно видно на современной американской политике, 
если платишь налоги со взяток и за взятки, то это лоббизм, а не платишь, то это коррупция, и никакой двойной морали.
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
01 июн 2016 11:25:15

Жаль что это не понимают нынешние власти России и взращивают монстра - newкапитализм.
насчет прорвавшихся к власти  либеральных псевдотехнократов.
Я просто представить себе не могу физиков или даже студентов физических факультетов, которые назвали бы Архимеда или Ньютона устаревшими или даже дураками.
А нынешние псевдотехнократы запросто так называют Маркса и Ленина.
  • +1.07 / 23
  • АУ
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
01 июн 2016 19:27:24

В статье упущена еще одна важная составляющая жизни "цивилизации денег". Это зрелища. Имели большое влияние на общественное мнение, в смысле отвлечения от серьезных проблем. В Риме это были, например, гладиаторские бои. С настоящей кровью.  В современном мире арену Колизея заменила CNN с прямыми трансляциями бомбардировок. С настоящей кровью.
  • +0.73 / 13
  • АУ
 
  Алексей Котов ( Слушатель )
02 июн 2016 01:16:51
Роль зрелищ принадлежат современным СМИ. Новости  - это уже не столько новости, сколько зрелища. Шоу (тематические передачи, новости, фильмы и тому подобное) обильно разбавляются всевозможной рекламой. Экономика зрелищ в Древнем Риме входила в экономику азартных игр, ведь на гладиаторов или на управляющих колесницами делали денежные ставки. Об "экономике азартных игр и проституции" упомянуто.
  • +0.82 / 12
  • АУ