Демирташ: Эрдоган хочет навязать свой халифат на все исламские территории
В Турции с каждым днём становится всё менее безопасно. Об этом заявил в интервью французской газете
Le Temps сопредседатель курдской Партии демократии народов Селахатин Демирташ. Против него самого открыто сразу 87 дел.
Цитата: ЦитатаКакова ситуация в регионах, населённых курдами?
Очень сложная. Многие города в бедных районах правительственные силы уничтожили на 70%. Более 500 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Даже в Сирии не было разрушений такого масштаба. Отстроить их заново будет сложно. Правительство им не поможет.
Вам угрожали тюремным заключением?
Сейчас против меня открыто 87 процессов. По какому-нибудь из них меня вполне могут посадить в тюрьму. Меня обвиняют в членстве и даже в руководстве террористической организацией.
Вы когда-нибудь думали то том, чтобы не возвращаться в Турцию?
Нет, у меня много дел. На днях я должен провести встречи против законопроекта о лишении депутатов иммунитета. Есть и несколько политических конгрессов в Курдистане, в которых я должен принять участие. И самое важное - нужно организовать поддержку семьям, дома которых на востоке Курдистана были уничтожены, которые потеряли своё имущество. И кроме того, у меня есть две маленькие дочки, они хотят, чтобы этим летом я их отвёз на море.
Какова ситуация в регионах, населённых курдами?
Очень сложная. Многие города в бедных районах правительственные силы уничтожили на 70%. Более 500 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Даже в Сирии не было разрушений такого масштаба. Отстроить их заново будет сложно. Правительство им не поможет.
Нужно дли Европе ждать притока курдских беженцев из Турции?
Если так будет продолжаться, Европа может увидеть не только курдов, но и турок, которые будут искать убежища. Турция день ото дня становится всё менее безопасной. Экстремистская политика Эрдогана ведёт к поляризации общества. Можно даже опасаться этнической войны. Чтоб решить вопрос с беженцами, европейцы захотели договориться с Эрдоганом, а получилось наоборот, ситуация только ухудшилась. Перед лицом таких людей, как члены нашей партии, Европе нечего сказать. Убиты сотни мирных граждан, были ужасные проявления жестокости. Европа ничего не сказала. Просто потому, что Эрдоган угрожает им вопросами иммиграции.
В Сирии и Ираке курды борются за создание своего государства. Что вы об этом думаете?
Только им решать своё будущее, а мы поддержим их решение. Это может быть независимость или федерация, но решать только им. Но события ясно показали, что курды не могут принять прежнюю жизнь, без какого-либо статуса.
Это относится и к курдам Турции?
У курдов Турции тоже есть право на независимость. Но на данный момент они в большей степени выступают за сосуществование. Решение в Турции может быть другим, нежели в Ираке и Сирии. Курды в Турции живут рассеянно, многие в крупных городах. Без уважения к правам народов у нас не будет настоящей демократии. Нужно иметь региональное автономное правительство.
Какой вы видите Турцию через 10 лет?
За короткое время ситуация может ухудшиться, но в среднесрочном будущем Эрдоган потеряет власть, и появятся другие силы. Через 10 лет его партия исчезнет с политической сцены, а власть может перейти к демократической коалиции. Турция может снова стать страной свободы.
Чего хочет Эрдоган?
Он хочет тоталитарный и религиозный режим. Хочет концентрировать власть и навязать свой халифат на все исламские территории, как при Османской империи.
Что может сделать Европа?
Европа должна защищать свои ценности. Турция - кандидат в члены Евросоюза. Европа имеет право следить, соответствует ли Турция европейскому праву. Представьте, что Швейцария изъявила желание вступить в Евросоюз, но танками уничтожает свой город. И так десять месяцев. Как по-вашему, Брюссель вообще не станет высказываться? Не нарушаются ли основополагающие принципы Евросоюза? В своих отношениях с Эрдоганом ЕС поставил под вопрос все демократические ценности. Я не раз предлагал политическим группам Европарламента создать комиссию для мониторинга курдской проблемы в Турции. Её представители могли бы встречаться с руководством Курдской рабочей партии, в том числе её заключённым лидером, Оджаланом, чтобы попросить прекращения огня, обсуждения реформ. В обмен на прекращение огня мы вернёмся за стол переговоров. Евросоюз может играть роль наблюдателя. Вместо того чтобы давать три миллиарда Эрдогану, европейские лидеры могли бы предложить такое решение.
И что ответил Европарламент?
Я хочу встретиться его руководителем, Мартином Шульцем, представить ему свои идеи 16 июня в Брюсселе.
Парламент Германии признал геноцид армян. Что от этого меняется?
Освещение этих фактов всегда очень важно. Учитывая, то Германия признала ответственность за этот геноцид, с которым она связана. Это не победа демократии, на это понадобился 101 год. Сегодня убивают курдов. Понадобится ли ждать ещё 101 год, чтобы осудить их? Решение хорошее, но момент, выбранный для него – спорный.