Валентин Катасонов: Игра с ЮКОСом опасная – выиграть, значит признать, что власть в течение 20 лет покрывала итоги незаконной приватизации?Россия представила в суде округа Колумбия доказательства незаконной приватизации ЮКОСа. Игра достаточно опасная, потому что другая сторона может действительно использовать этот аргумент для того, чтобы показать, что вообще в России все приватизировано незаконно. Но если мы не вскроем этот "нарыв", то мы будем продолжать болеть.Россия представила в суде округа Колумбия доказательства незаконной приватизации
ЮКОСа. Ситуация достаточно пикантная получается, потому что
фактически российская сторона начинает признавать то, что она не хотела признавать на протяжении последних 20 лет – а именно то, что приватизация была бандитская, незаконная, фактически приватизация проходила в интересах олигархов. А если говорить точнее, то в интересах хозяев олигархов, конечные бенефициары - это не российские олигархи. Игра достаточно опасная, потому что другая сторона может действительно использовать этот аргумент для того, чтобы показать, что вообще в России все приватизировано незаконно. Что это за власть, которая в течение 20 лет
покрывала итоги незаконной приватизации. Это такая тонкая шахматная партия, и сказать, чем все закончится, сложно. Но с другой стороны, вот подобная история в каком-то смысле похожа на ситуацию с санкциями, которая заставляет власти шевелиться. И я все-таки вижу
в этой ситуации больше плюсов, чем минусов.
Я думаю, что если она получит резонанс, то в России тогда вспомнят о том докладе, который я сделал с
Счетной палатой еще в конце 2000-х гг., там была оценка планомерности, эффективности, результативности приватизации 90-х годов. Доклад этот не является секретным, но его никто и не "рекламирует", до прокуратуры он не дошел. Но, если мы не вскроем этот "нарыв", то мы будем продолжать болеть.
Когда раскручивали
вопрос о бенефициарах, стали распутывать цепочку оффшорных компаний, чтобы понять, кто же их контролирует, то дошли до последнего звена - это была гибралтарская оффшорная компания, где по конечным документам
бенефициаром значился Якоб Ротшильд. В отношении других российских олигархов должно проводиться профессиональное расследование. Этим должен заниматься Следственный комитет, г-н Бастрыкин.
В 1990-х были пиар-лозунги: мы проводим приватизацию для того, чтобы перейти на рыночную экономику, чтобы появился класс частных собственников - это все болтовня.
На самом деле речь шла о том, чтобы
переполучить контроль над экономикой, и это была очень планомерная, подготовленная операция. И конечные бенефициары существовали с самого начала, у меня на этот счет нет никаких иллюзий.
Единственное - подбирали подходящие кандидатуры на роль вот таких отечественных олигархов типа
Ходорковского.Как это доказать?
Я не думаю, что есть какие-то документы, все делалось по устной договоренности, эти ребята достаточно неглупые по части скрытых сделок, откатов, рейдерских операций, поэтому они понимали друг друга с полуслова, поэтому не думаю, что там будет много каких-то документов в расследовании. Хотя, безусловно, им нужно было фиксировать какие-то промежуточные результаты, конечные результаты махинаций.
Я помню еще лет десять назад была достаточно востребована такая услуга – юридический аудит, приглашали людей, которые оформляли права пользования, права собственности для физических, юридических лиц и, собственно говоря, определяли, насколько видны белые нитки, чего не хватает, и что надо сделать для того, чтобы выглядело все респектабельно и не вызывало подозрений со стороны правоохранительных органов. Такой юридический аудит, по крайней мере, десять лет назад, был очень востребован. Я разговаривал с человеком, который говорил, что привести все в порядок крайне сложно, все равно необходимо было делать массу подделок, фальсификаций и профессиональное следствие все равно может их выявить. Поэтому – надо просто работать.
Профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов специально для Накануне.RU