При(-о)@балтика
3,937,947 16,897
 

  Teiwaz ( Слушатель )
21 июн 2016 13:36:52

Тред №1108037

новая дискуссия Дискуссия  110

Цитата: ЦитатаЕвропейское среднее образование для всех!

Всех беспокоит то, что происходит с русским образованием. Тем не менее тенденция совершенно ясна: нападки даже на те остатки русского образования, которые имеются, будут продолжаться и усиливаться.

Это совершенно естественно в сложившихся после 90-года обстоятельствах, суть которых ясна уже любому политическому романтику.
 
Поэтому в сложившейся ситуации более чем уместно подстраховаться и заранее подготовиться к возможной полной ликвидации русского образования. Чтобы мужественно встретить неприятности лицом к лицу и вместо истерики спокойно открыть папку с надписью «план Б», где на тот момент уже должно быть всё готово.
 
Короче говоря, я предлагаю подойти к решению проблемы с совершенно другой стороны.
 
 

Давайте оглянемся вокруг и вспомним, где мы живём. Мы живём в дружном Европейском союзе (ЕС), состоящим из 28 стран-участниц, с населением более чем 500 млн. человек.

Одной из главных целей образовательных инициатив ЕС является оптимальное заполнение рынка труда. Коммюнике Еврокомисии (ЕК) «Переосмысливая образование» подчёркивает, что выпуск абитуриентов должен соответствовать рынку труда ЕС. Однако стоит отметить, что разница в образовательных программах делает эту задачу трудно разрешимой: рынок глобален, а учебные программы стран-участниц — локальны.
 
Нельзя сказать, что руководство ЕС ничего не предпринимает для решения данной проблемы — напротив. К примеру, в рамках проекта Erasmus+ реализуются программы по обмену студентами, предпринимаются усилия по приведению образовательных программ к неким общим стандартам.

Это логично: студент-химик из Варшавы должен обладать набором знаний, необходимых для работы в немецкой лаборатории. Венгерский автоинженер сразу после выпуска должен уметь легко начать работать с оборудованием завода европейского автоконцерна. На сегодняшний день для этого даже не надо уезжать учиться в другую страну — у нас в ЕС активно развивается дистанционное образование, и многие вузы готовят студентов удалённо. Развивается это опять-таки благодаря усилиям ЕК, в рамках инициативы «Открытое образование».
 

Однако всё это пока что касается лишь высшего образования.

Вместе с тем среднее образование является переходом к высшему, и без его переосмысления нельзя эффективно готовить кадры для европейского рынка труда. Всегда будет необходимо затрачивать время на переподготовку школьного выпускника к желаемой программе вуза.

Что, к примеру, сегодня будет делать после окончания школы латвийский школьник, желающий начать карьеру физика-ядерщика в Германии? Знаний немецкого тут недостаточно: нужно специфическое среднее образование, поскольку немецкая программа отличается от латвийской.
 
По сути, для того чтобы выпуск европейских вузов более точно соответствовал требованиям рынка Союза, школа каждой европейской страны должна давать ученикам возможность учиться по программам других стран ЕС — с получением соответствующего аттестата. Это даст возможность более гибко и быстро реагировать на требования рынка. А ученики по окончании школы будут знать три языка: родной, язык страны проживания, и язык школьной программы. Это особенно актуально для нацменьшинств малых европейских стран.

Есть ли смысл всем школьникам углублённо изучать языки, удельный вес носителей которых составляет доли процента в ЕС? Для тех из них, кто хочет связать свою жизнь с более крупными европейскими странами, будет достаточно и базовых знаний, необходимых в повседневной жизни.

Углублённые знания английского, испанского, немецкого открывают гораздо большие возможности — а наличие соответствующего аттестата гарантирует простое получение высшего образования, открывающего многие двери в жизни.

Конечно, среднее образование отличается от высшего, и тут есть ряд нюансов.
 
Нельзя отправить первоклассника учиться в зарубежную школу, поскольку он ещё слишком мал для этого. Более того, это повлияет на формирование его идентичности.

Поэтому обучение в зарубежной школе должно быть дистанционным, онлайновым. Возможно проводить это обучение частично или полностью на базе местных школ, чтобы у ребёнка было больше возможностей общаться со сверстниками.
 

Одним словом, есть ряд частных вопросов, которые предстоит решить, но в целом дистанционное европейское среднее образование, решая многие проблемы европейского рынка труда, позволяет развивать национальную идентичность ребёнка и подростка без административного давления извне.

Дистанционное обучение имеет свою специфику: требуется осмысленное отношение к социализации ребёнка, которая сейчас протекает в стенах учебного заведения. Это несколько непривычная задача для родителей, но вполне решаемая как в рамках тесного семейного общения, так и в кругу сверстников, формирующемся по интересам вне формального школьного процесса.
 
 

В настоящее время в программах европейских средних учебных заведений сложно найти курсы, ориентированные на русскоязычного школьника. Однако такую ситуацию не следует рассматривать с фаталистической точки зрения. Никакого запрета на преподавание на русском языке в европейской практике не существует. Например, в Финляндии предлагается среднее специальное образование на русском.
 
 

Появление спроса на иностранное дистанционное обучение со стороны русскоязычных учащихся может стимулировать учебные заведения к адаптации для них своих программ, чтобы облегчить переход на один из значимых европейских языков. После окончания школы такой ребёнок будет подготовлен к включению в широкий европейский рынок труда гораздо лучше своих сверстников из обычных средних школ.

Дальновидные родители согласятся, что ориентация на глобальное пространство освоения и приложения профессиональных навыков выигрышнее, чем попытки найти нишу в стагнирующих периферийных экономиках.
 
Диплом или свидетельство об окончании любого иностранного учебного заведения страны-члена ЕС имеет на территории Латвии такую же значимость, как и латвийский аттестат.

Это означает, что даже решив остаться в Латвии, выпускник не будет иметь формальных проблем с трудоустройством или дальнейшим образованием.
 
Кроме того, дистанционное среднее образование будет наверняка интересно и представителям т.н. титульных этносов.

Например, депопуляция является бичом латышской глубинки. Закрываются школы, и ученики вынуждены ездить учиться в более крупные населённые пункты, где школы пока ещё не закрылись. А когда они закончат школу, то наверняка будут вынуждены уехать в Западную или Северную Европу на заработки, не найдя работы в родной стране.

Получение шведского, английского или ирландского школьного аттестата станет решением многих жизненных проблем для таких детей. И я уже не говорю о том, каким билетом в жизнь такой аттестат стал бы для одарённых детей-инвалидов! Они могли бы переехать в европейскую страну с высоким уровнем социальной защиты, и при этом не быть грузом для этой страны, работать на благо общества.

В целом для способных детей из отстающих республик ЕС дистанционное среднее образование будет возможностью вырваться из болота малых масштабов (кому нужны ядерные физики или авиаконструкторы в Латвии?) и больших проблем с трудоустройством.
 

Конечно, у многих читателей вышеизложенная идея вызовет скепсис: с какой стати развитые страны Европы будут раздавать свои аттестаты детям из «догоняющих» республик? У них ведь и так немало гастарбайтеров и беженцев! Англия не резиновая...
 
Поясняю.

 

Во-первых, дистанционное европейское среднее образование объективно поспособствует оптимальному наполнению рынка труда, что соответствует интересам крупной буржуазии, для которой границы весьма условны. Это серьёзное лобби.

Во-вторых, аттестат сам по себе ещё не означает какие-то преференции для ученика. Он будет поступать в вуз и искать работу точно так же, как и все остальные. Послабления здесь можно давать в индивидуальном порядке — например, для тех, кто закончил школу с отличием, для инвалидов, и т.д.

В-третьих, можно ограничить количество «дистанционных» учеников квотами, привязать эти квоты к определённым программам вузов или профессионального образования, куда выпускник обязуется пойти учиться по окончанию школы. Это позволит более аккуратно и гибко регулировать количество и ориентацию «дистанционных» выпускников.
 


Многие развитые страны для приезжих, поступающих в местные вузы ставят искусственные условия — обязательные курсы подготовки и т.д. — просто для того, чтобы защитить внутренний рынок труда и получить дополнительные средства.

В принципе, даже эти архаические порядки можно на некоторое время сохранить, заменив для приехавших «дистанционных» выпускников косвенную выплату «миграционной пошлины» на чисто денежную.

В таком случае будет сэкономлено время, которое бы надо было потратить на пустые формальности (ведь «дистанционный» выпускник и так готов к поступлению в местный вуз, без подготовки).
 
Я хочу, чтобы эта статья стала началом дискуссий в Латвии и других европейских странах. С её помощью я хочу обратиться к нашим евродепутатам. Незадолго до написания статьи я поинтересовался в пресс-службе ЕК, не планируется ли осуществить идею, которую я здесь описал. Ведь судя по изученным мною материалам ЕК, касающимся образования, кажется, что это просто напрашивается.

Я получил ответ, что пока что все вопросы, касающиеся среднего образования, находятся целиком в ведении местных властей.

Не настало ли время изменить этот устаревший порядок вещей?
 


http://imhoclub.lv/ru/material/evropejskoe_srednee_obrazovanie_dlja_vseh#comments#ixzz4CCmDeZjm


 Позитивный материал по выходу из создавшегося кризиса.
Отредактировано: Teiwaz - 21 июн 2016 13:37:28
  • +0.01 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!