Турция перенимает российскую точку зрения на ИГИЛ1 июля 2016, 21:20Турция и Россия согласовали общие подходы своих действий в Сирии. Причем
турецкие власти дали понять, что готовы наконец «перекрыть подпитку» ИГИЛ через свою границу. Что произошло с турецкой элитой? Почему Анкара вынуждена была резко сблизить свою позицию с той, которую давно заявляет Россия?Спустя два дня после того, как президенты Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган решили восстанавливать отношения двух стран, в пятницу беседу провели главные дипломаты России и Турции. Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу встретились в Сочи на полях заседания Совета глав МИД Организации Черноморского экономического сотрудничества. Переговоры стали первым шагом по пути выполнения задач, поставленных главами государств.
По итогам переговоров Лавров сообщил, что Россия и Турция возобновили деятельность рабочей группы по борьбе с террором, кроме того, ожидается возобновление контактов по линии военных.«У нас с турецкой стороной создана двусторонняя рабочая группа по борьбе с терроризмом, в которую входят представители министерства иностранных дел и специальных служб – ее работа последние семь месяцев была по понятным причинам заморожена, но сегодня мы договорились ее оперативно возобновить. Думаю, что контакты будут развиваться и по другим каналам, в том числе и между военными двух стран, учитывая действия наших ВКС в соответствии с приглашением сирийского правительства, учитывая то, что Турция является участником коалиции, которую возглавляют США», – сказал Лавров.
«Пресечение подпитки террористов» через границуПо мнению Лаврова, Россия и Турция смогут обсуждать все, даже самые непростые, вопросы, в том числе и «задачи пресечения подпитки террористов» в Сирии из-за границы. «
Мы сегодня в общих чертах эти темы обозначили, надеюсь, мы сможем на практике достигать общего результата», – подчеркнул министр.
Между Россией и Турцией нет разногласий, кого считать террористами, добавил Лавров. «Сегодня мы обсуждали ситуацию, которая нас давно уже тревожит, а именно – когда наши американские партнеры не могут отделить отдельные оппозиционные отряды от «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России – прим. ВЗГЛЯД)», – сказал он, напомнив, что американцы давно обещали это сделать.«
Я не думаю, что есть различия между точками зрения РФ и Турции относительно террористических групп, – вторил ему Мевлют Чавушоглу. Есть радикальные группы, есть умеренная оппозиция, и в некоторых районах они перемешаны. Мы просим, чтобы хорошие люди отделили себя от радикальных групп, иначе есть риск, что умеренная оппозиция станет более радикальной», – сказал он. Турецкий министр уверяет, что Анкара тоже ведет войну с ИГИЛ.
Впрочем, в отличие от Лаврова, гость сразу подчеркнул, что считает террористами в том числе курдские отряды народной самообороны в Сирии. И это явно не то, в чем позиции России и Турции могут совпасть.В любом случае,
Анкара выступает за скорейшее возобновление межсирийских переговоров в Женеве. «Политическое урегулирование в Сирии – это наилучший вариант. Переговоры в Женеве должны возобновиться как можно скорее», – сказал глава МИД Турции.
«Мы договорились координироваться с Россией теснее по гуманитарному доступу и в ответах на все угрозы, которые несет в себе ситуация в Сирии», – подытожил он.Эрдоган развернулся на 180 градусовКак пишут турецкие политологи,
Анкара меняет свою позицию по Сирии, в частности она де-факто больше не требует немедленного ухода Асада. Раньше она, по мнению экспертов, надеялась постоянно поддерживать дестабилизацию северной Сирии, чтобы контролировать ее, но теперь уже встает вопрос непосредственно о существовании самой Турции.
«
Турция явно хочет решить вопрос с Сирией, в частности вопрос с Алеппо, вокруг которого сейчас идут основные бои, – пояснил газете ВЗГЛЯД президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. –
США сделали ставку на курдов, на большой Курдистан, что убийственно для Турции. Большинство иранских трубопроводов проходит через курдские земли. То есть в итоге Турцию отожмут и от нефти, и от Ближнего Востока. Фактически Турция окажется замкнута между двумя морями и курдами. Эффект от этого будет соответствующий.
Выбор теперь у Турции не очень большой. Если американский сценарий с курдами будет реализован и курды серьезно усилятся, то Турции уже будет не до туркоманов, ей уже саму себя придется спасать».
«
Сейчас турецкие спецслужбы проводят массовые аресты на базах террористов в Стамбуле, а также на юго-востоке, возле сирийской границы. Они начали заниматься тем, чем Москва их просила заняться уже года два как. Они взяли под стражу много выходцев из СНГ, начали реально сносить их квартиры-явки, на которых боевики жили, отдыхали, лечились, а потом опять свободно перетекали в Сирию», – призывает эксперт.
«Теперь весь вопрос в том, насколько Турция будет последовательна в своих шагах, хватит ли Эрдогану жесткости в борьбе с боевиками. Ведь взрыв в аэропорту Стамбула – это явный сигнал Эрдогану о том, что не надо дружить с Россией. В противном случае эти самые выходцы из СНГ, если им сейчас все каналы в Сирию перекроют, начнут воевать уже и против Турции.
На самом деле для Эрдогана это не такой уж простой выбор, потому что ранее он пересажал значительную часть военной верхушки, в том числе и в контрразведке. И теперь ему необходимо фундаментально развивать свои спецслужбы, уже не для внешних операций, а для внутренних. Москва на серьезные преференции не пойдет, если Анкара не начнет серьезно бороться с трафиком», – предупреждает политолог.
«Если это случится, то ИГИЛ окажется заперт в Сирии. Если полностью прервать подпитку со стороны Турции, Ракка падет, причем в течение пары недель», – предрекает эксперт. Теперь для Турции меньшее из двух зол – чтобы это сделала сирийская армия при поддержке России, а не курды при поддержке США. Фактически там с шевронами курдов там американский спецназ уже и воюет, на самом-то деле. После этого проблемы с ИГИЛ останутся только в Ираке, но в Ираке уже сама иракская армия уже успешно сама справляется. Так что Эрдоган уже сам заинтересован в том, чтобы сирийская армия опередила «курдский спецназ» и американскую повестку», – считает Абзалов.
Как заявил газете ВЗГЛЯД посол России в Сирии Александр Кинщак, он надеется на то, что подходы Москвы и Анкары теперь сблизятся по многим вопросам.
«Турция хочет сохранить за собой хотя бы стул»«Если Турция закроет или хотя бы всерьез усилит контроль на границе – это же очень важным фактор стабилизации вокруг Алеппо. Действующая там «Ан-Нусра» и ее дочерние организации очень серьезны завязаны на Турцию. Анкара может их одернуть, чтобы прийти в итоге к какому-то более-менее серьезному соглашению», – предупреждает Дмитрий Абзалов.
«Теперь Турция хочет сохранить за собой хотя бы стул в переговорном процессе. Москва ей может помочь в этом. Анкара хочет обеспечить интересы туркоманов, других национальных групп, которые с ней связаны, например, в северной Латакии, в Алеппо. Понятно, что Москва пытается сейчас найти общий знаменатель под интересами сразу всех игроков: Башар Асад, Иран, Израиль, саудиты, теперь еще и турки», – перечисляет эксперт.
«Таким образом, Москва получит стабильность в Сирии и покажет, что может выступать в роли арбитра, переговорщика, в то время, как американцы там со всеми рассорились – с Турцией, Саудовской Аравией и Израилем. Москва сейчас пытается все их переговорные позиции ввести в одно поле. У нас теперь переговорные позиции со всеми хорошие. Сегодняшняя история с Турцией может стать последним пазлом в стабилизацию на всем большом Ближнем Востоке, что позволит претендовать уже на серьезное доминирование в регионе», – надеется политолог.
Взгляд