11.07.2016 10:30Китай приостановил процесс выделения $1 млрд для строительства гидроэлектростанции на реке Эгийн-гол в Монголии из-за претензий российской стороны, сообщает Bloomberg.
Проект монгольской ГЭС, которая могла стать основой энергонезависимости Монголии, может быть заморожен до достижения компромисса между сторонами, после того как
Россия выразила опасения о негативном влиянии строительства дамбы на озеро Байкал, расположенной в 580 километрах ниже по течению.
Монголия нацелена на строительство ГЭС высотой 103 метра для обеспечения независимости от импорта электроэнергии в зимнее время.
Стране с 2,8 млн жителей потребуется более $25 млн в год для закупок у России недостающей электроэнергии. Также проект нацелен на снижение зависимости электроэнергетики Монголии от угольных электростанций.
"Нам важно знать, являемся мы независимой страной или марионеткой России и Китая, - заявил журналистам в Улан-Баторе директор проекта ГЭС Одху Дурзе. -
Если мы сдадимся, это будет означать, что западная коалиция потеряет поддержку Монголии: монгольский народ будет знать, что мы ничего не можем сделать без разрешения России или Китая".
Ожидается, что ГЭС Эгийн-гол будет производить до 315 МВт возобновляемой электроэнергии в год. Для работы ГЭС планируется использовать мощности реки Эйгин, которая является одним из крупнейших притоков реки Селенге, которая впадает в озеро Байкал, расположенное на территории России.
Обеспокоенность РоссииРоссия неоднократно выражала обеспокоенность планами правительства Монголии. Реализация проектов строительства ГЭС на реке Селенге и ее притоках в Монголии приведет к катастрофическим последствиям для экосистемы озера Байкал, заявлял глава Минприроды Сергей Донской. Разобраться с этой проблемой пообещал и Владимир Путин.
Президент России Владимир Путин выразил обеспокоенность судьбой Байкала на фоне планов Монголии по строительству гидротехнических сооружений на трехсторонней встрече с главами Монголии и Китая.
"Отношение России и международных природоохранных организаций к этому проекту известно: его реализация может порождать определенные риски для водоснабжения нашей Иркутской области и уникальной экологии Байкала. Селенга – главный приток озера Байкал", – заявил он.
Путин также отметил, что Монголии необходимо решить проблему с энергодефицитом. Путин рассказал о заинтересованности России в совместной проработке вопросов, связанных с планами по строительству таких гидросооружений, с монгольскими и китайскими партнерами.
Он также добавил, что российские электростанции готовы увеличить в Монголию поставки электроэнергии, чтобы решить проблему энергодефицита этой страны. "Нам бы хотелось тщательно изучить планы с нашими друзьями из Монголии и Китая", – заявил президент.
В Бурятии экологи требуют проведения совместной экологической экспертизы проекта и общественных слушаний.
Всемирный банк, финансирующий ТЭО проекта, заговорил о необходимости проведения экспертизы.
"Гринпис" и экологическая организация "Реки без границ" ставят вопрос о закрытии монгольского проекта. Свою обеспокоенность выражали и в ЮНЕСКО.
В своем отчете в 2014 г. организация отметила, что строительство ГЭС может привести к исчезновению редких видов рыб и птиц.
В дельте Селенги обитают 300 видов гнездующихся и мигрирующих птиц, из которых 70 занесены в Красные книги различного уровня. Обмеление приведет к снижению количества гнездующихся околоводных птиц в 1,5-2 раза, отмечают ученые.
"Этот проект действительно может иметь негативные последствия для Байкала, с нашей точки зрения, – заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. -
Мы говорили об этом и продолжаем говорить нашим коллегам в Монголии. Мы надеемся на то, что мы сможем найти взаимно приемлемое решение во время двусторонних встреч".
Ответ МонголииДиректор проекта ГЭС Одху Дурзе заявил, что обеспокоенность России вопросами экологии является необоснованной, а возражения России и ЮНЕСКО политически мотивированы.
Министерство иностранных дел Монголии отмечает, что так как река Эйгин-Гол не пересекает государственных границ, то и вопрос о строительстве ГЭС является внутренним делом Монголии, в которое России не стоит вмешиваться.
На строительство станций монголы рассчитывают получить финансирование китайцев. В прошлом году было решено заключить концессионный договор с компанией China Gezhuba Group Limited о постройке первоначального инфраструктурного сооружения гидроэлектростанции мощностью 315 мВт на реке Эгийн-Гол, которая впадает в Селенгу.
В декабре монгольский парламент одобрил заключение правительством Монголии с Эксимбанком Китая кредитного соглашения в $1 млрд сроком на 20 лет. Большая часть — $703,5 млн — китайского кредита должна пойти на реализацию проекта строительства гидроэлектростанции на реке Эгийн-Гол.
Но теперь, когда Китай приостановил выделение финансирования Монголии до заключения соглашения с Россией, Одху Дурзе заявил, что страна готова обратиться за финансированием к другим странам, включая Японию, Южную Корею и Норвегию, если не поступят средства китайского "Эксимбанка".
"Россия хочет видеть контроль энергопотребления Монголии, – заявил Одху. - Это становится политическим вопросом. У России в руках рычаги давления. Мы опасаемся, что в любой момент Россия может отключить поставки энергии, особенно зимой".
Рост спросаУгольные станции дают базовую нагрузку электросетям, в то время как гидроэнергию может уменьшать или увеличивать в соответствии с изменением спроса, заявил Одху.
Нагрузки на энергетику возросли за счет роста строительства жилья в Улан-Баторе за последние несколько лет.
"Многие люди думают, что эта проблема может быть решена за счет строительства еще одной угольной электростанции, - говорит Одху. - Однако ГЭС нельзя заменить на угольную электростанцию, так как существует необходимость регулировать поток электричества".
Улучшение отношений Китая с Россией может привести к тому, что Монголия окажется в неблагоприятном положении во время переговоров, полагает Одху. "
Китай в настоящий момент политически заинтересован в сотрудничестве с Россией", – заявил он.
"
Китайцы четко понимают, что это не экологический вопрос. Они знают, что это вопрос политический", – отмечает он.
ИсточникНу вот, о чём я и говорил ранее, после Всемирного Банка от проекта ГЭС также отказались и китайцы.